Оружие или элемент патриотического воспитания?
В человеке все должно быть прекрасно. Тогда из него вырастет настоящий патриот, защитник Отечества, уважающий и знающий страну и её историю. Готовый, если надо, её защищать. С этим вряд ли кто будет спорить. А вот как воспитать в современной молодежи чувство любви к России после многих лет пребывания в состоянии, когда ориентиром для многих был Запад и его ценности?! Этот вопрос сегодня как никогда актуален, а одним из средств воспитания является музыка. Так рассудили члены Общественной палаты Забайкальского края и организовали круглый стол в стенах краевого училища искусств.
Понятно, что место выбрано не случайно. А для участия в разговоре пригласили руководителей учреждений культуры и представителей сферы профессионального и общего образования региона. Тему обозначили так – «Создание условий для нравственно-патриотического воспитания молодежи средствами музыкального искусства в современных реалиях».
Безусловно, источником формирования настоящего патриота является не только здоровое питание и правильное воспитание в школе, но и здоровая информационная среда. Конечно, сильные личности и в море пропагандируемой гнусности и пороков смогут сохранить целостность и не подвергнуться гниению, но в целом для воспитания патриота нужна и здоровая информация. Музыка – одна из важнейших составляющих этого информационного пространства. Если в народных песнях воспевали Россию, её красоту и уникальность, то и наши солдаты били любого неприятеля. В песнях советского периода звучали гармония, радость, сила и уверенность. Итогом стала победа над страшным врагом.
- Сегодня определяющим для нас является Указ президента страны Владимира Путина № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Среди базовых ценностей одно из ведущих мест занимают патриотизм и готовность служить Отечеству. А ведь формировать личность ребенка можно средствами художественного репертуара. Тема круглого стола, на мой взгляд, актуальна для заместителей по воспитательной работе директоров школ и средних специальных учебных заведений, а также преподавателей музыки детских садов и школ, - заметила директор краевого училища искусств кандидат искусствоведения Татьяна Буданова.
Татьяна Анатольевна и председатель Комиссии по вопросам культуры и гармонизации межнациональных отношений Общественной палаты Забайкальского края Александр Кибалин поделились своим мнением о том, как важно воспитывать патриотизм в детях и создавать благоприятные условия для этого, а также популяризировать среди молодежи концерты патриотической направленности.
Воспитывать настоящих патриотов нужно на хороших примерах из истории, в том числе музыки. Преподаватель Забайкальского краевого училища искусств, завотделением теории музыки, почетный работник образования РФ, заслуженный работник культуры Читинской области Ольга Игоревна Токарева поделилась своим опытом. «Никогда никто из студентов не остается равнодушным, до глубины души трогает каждого, когда я рассказываю, как любил Россию композитор Сергей Рахманинов. Остались свидетельства, что Рахманинов, не приняв советскую власть и покинув страну, тосковал по России. Даже находясь за границей, во время Великой Отечественной войны хотел побывать с благотворительными концертами в Ленинграде, Сталинграде и Москве. Он начал писать «Сталинградскую симфонию», собирался объявить о своем возвращении в СССР. Может быть, все бы и сложилось. Но в 1943 году состояние здоровья Сергея Васильевича резко ухудшилось, врачи обнаружили рак. В последние дни жизни Рахманинов, редко приходя в сознание, просил жену читать ему сводки с русского фронта. Узнав о победе под Сталинградом, прошептал: «Слава Богу!» и тихо скончался».
Преподаватель Забайкальского краевого училища искусств, заведующая фортепианным и струнным отделениями, член Российской гильдии пианистов-концертмейстеров, заслуженный деятель искусств Забайкальского края Галина Бенкалюк напомнила участникам круглого стола, что музыка – мощнейшее оружие, с помощью которого можно воспитать как патриота, так и человека, которому будет безразлична судьба Отечества. Музыка – это оружие, но не только потому, как заметили в зале, что влияет на эмоциональный настрой человека. Имеется и убедительное научное объяснение этому факту.
- Музыку мы воспринимаем на биологическом уровне. Например, зная, что оптимальным для восприятия является уровень звука в 415 Герц, в фашистской Германии ученые-физики провели исследования о воздействии его на человека. И пришли к выводу – если поднять уровень Герц до 440, то управление толпой будет происходить гораздо легче. Максимально комфортный уровень громкости для восприятия человека – до 120 децибел. Уровень выше вызывает состояние в мозге человека, адекватное приему дозы наркотиков. Вот почему на дискотеках молодежь порой ведет себя неадекватно, хотя не все молодые люди находятся там под действием алкоголя и наркотиков, – заметила Галина Павловна.
Оказывается, громкая музыка несёт большой вред не только ушам человека, но и нервной системе, психике. 150 дБ – это смертельный уровень шума для человека. От слишком громкой музыки начинают физически разрушаться лёгкие, печень, почки, сердце и другие органы.
А какой смысл закладывается в сегодняшние песни? Во многих дается установка на сексуальную распущенность, разочарование, грусть, пропаганду табака и алкоголя, наркотиков, потребительский образ жизни. С помощью «современной» музыки «обрабатывается» в «нужном» направлении наша молодёжь, в первую очередь. Участники круглого стола делились опытом работы с детьми, методами патриотического воспитания с помощью музыки. Свои предложения они оформили в виде резолюции, которая после утверждения членами Общественной палаты региона будет передана в ОП Российской Федерации. По словам Александра Кибалина, преподаватели музыки знают, как надо правильно воспитывать молодежь, а вот почему не всегда это получается, в чем недоработка российского образования, должны разбираться и исправлять положение в правительстве страны.
Виктория Сивухина
Фото автора