Новый год встречают трубным рогом!

Еврейский Новый год 1-2 Тишрей в этом году выпадает на 26-27 сентября. В день Рош-Ашана провозглашается царство Бога над всем миром. Евреи уверены, что ежегодно в этот день Всевышний творит суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году. 

В иудаизме начало года – это, строго говоря, целый период времени – череда праздничных дней, каждый из которых дает специфический духовный заряд, который человек должен впитать душою и пронести через весь год. И первый из этих дней – Рош-Ашана – отмечает момент начала года отнюдь не условно. Во-первых, Рош-Ашана – это не «новый год», это «голова года». Это, в частности, намекает на то, что так же, как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош-Ашана зависит, каким будет для него наступающий год.

Еврейские праздники относятся к группе заповедей, называемых «Свидетельства», когда мы вспоминаем и осмысливаем нечто произошедшее в прошлом. Из истории праздника известно, что в этот день был создан прародитель человечества – Адам. И в тот же день он нарушил данный ему Богом запрет и был осужден на изгнание из Эдема. Это был первый Рош-Ашана, и тогда свершился первый суд над человеком. С тех пор ежегодно в этот день творит Всевышний суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году.

В канун первого дня Рош-Ашана принято зажигать праздничные свечи до захода солнца. При этом произносят определенные благословения и приветствуют друг друга. Читинские евреи традиции не нарушают. По словам председателя еврейской общины Читы Григория Еремина, 25 сентября члены организации по традиции соберутся вместе, чтобы поздравить друг друга с праздником и пожелать лучшего нового года. 

А праздник этот действительно имеет ряд обычаев. Например, во время первой (вечерней) трапезы Рош-Ашана соблюдают ритуалы, символизирующие желание удостоиться доброго нового года. После благословения над хлебом первый ломоть халы обмакивают не в соль, как обычно, а в мед. Затем берут дольку сладкого яблока, окунают ее в мед, произносят благословение 

«...творящий плод дерева», а затем говорят: «Да будет воля Твоя на то, чтобы новый год был добрым и сладким!» Кроме того, во время трапезы многие едят голову рыбы – чтобы в наступающем году «быть головой, а не хвостом»; Чтобы не столкнуться с дурными приметами в Рош-Ашана, в первую трапезу праздника не едят кислое, горькое, острое, а также не едят орехи.  

– Мы придерживаемся всех основных традиций праздника. Каждый год организуем в стенах бывшей синагоги праздничный стол. Рассказываем о празднике и стараемся сохранить историю этого дня, - заметил Григорий Борисович.    

В Рош-Ашана Всевышний судит весь мир и определяет судьбу каждого человека на следующий год. Как говорит Талмуд, в этот день все без исключения люди проходят пред Творцом, «словно овцы перед пастухом, когда тот пересчитывает свое стадо». Поступки каждого человека тщательно анализируются, и ему выносится соответствующий приговор. Поэтому Рош-Ашана - это не праздник в обычном смысле слова. Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Бога, который любит и жалеет своих детей и желает их оправдания на суде. 

Евреи замечают, что духовность, приходящая в мир в этот день, – не просто объективная реальность, с которой мы должны считаться, как, например, считаемся с метеорологическими осадками (выходя в дождливый день на улицу – берем с собой зонтик). Она несет в наш мир особые силы, которые мы должны постараться воспринять душою с тем, чтоб абсорбировать эту жизненность, запастись ею, чтобы использовать специфический, присущий лишь этому дню заряд в течение всего последующего года. И инструментом настройки на восприятие особой духовности этого дня являются его ритуалы.  

Самый важный ритуал новогоднего праздника Рош-Ашана – слушать, как трубят в шофар, что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной. Кроме того, голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик нашей души, обращенный к небесному Отцу. До того, как протрубят в шофар, не едят и не пьют (если это не повредит здоровью). Слушать звуки шофара принято стоя.

В то же самое время звук шофара выражает собой наш голос, обращенный к нашему Небесному Отцу. Голос, в котором звучит готовность исправиться или, более того, выражающий уже совершенное осмысление сотворенного, извлечение уроков из прошлого и решения, которые мы, исходя из этого, принимаем на будущее. То есть шофар является своего рода камертоном, под который мы настраиваем голос, идущий из глубины нашего сердца.

Так что не календарная круговерть лежит в основе осеннего праздника. Мы, люди, в этот день отмечаем день рождения. Общий для всех день рождения того самого Человека (а по-еврейски – Адама), от которого все мы произошли, такие разные, но считающие друг друга братьями. 

После встречи Нового года для всех иудеев наступают десять дней молитв, завершение которых отмечается праздником Йом-Киппур. Этот праздник еще называют – день прощения и искупления, и он тоже празднуется ярко и с множеством обычаев. 

Виктория Сивухина

Материал создан при поддержке Губернатора Забайкальского края, Фонда развития Забайкальского края» и при софинансировании Фондом президентских грантов.

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.