Не прервётся связь времён
За последние три года в забайкальской столице произошли отрадные изменения. Развитию и благоустройству Читы в немалой степени способствует вхождение в состав Дальневосточного федерального округа, а наряду с этим – возможность участия в федеральных программах. Но тем не менее остаётся нерешённой одна из проблем, также имеющая федеральное значение.
Проблема общественного формата
На одной из площадок онлайн-форума «ProДФО-Забайкальский край» и фестиваля средств массовой информации Забайкальского края «Регион-медиа 2021», проходивших в Чите в начале апреля, поднималась тема городской среды. Что предоставило возможность из первых уст узнать, каким образом складывается ситуация с решением муниципальных проблем в регионах ДФО.
Как бы между делом, вскользь была упомянута и тема сохранения архитектурных памятников культурно-исторического наследия. Выяснилось, что данный вопрос стоит особняком, являясь слабым звеном в череде решения многочисленных задач. Причём не только муниципального и регионального, но и федерального значения.
На протяжении многих лет эксперты в области сохранения исторической среды отмечают, что из-за отсутствия единой программы обращения с архитектурно-историческими памятниками, а следовательно и финансовых средств на реставрацию, сотни памятников архитектуры местного значения находятся в плачевно-аварийном состоянии. В принципе, чтобы дать оценку происходящему, не нужно быть даже большим экспертом в данной области. К примеру, достаточно пройтись по улицам Читы, чтобы воочию убедиться в том, что большинство зданий столетней и более давности ветшают и постепенно приходят в негодность.
Впрочем, проблема сохранения архитектурно-исторических памятников появилась не сегодня. Своими корнями она уходит в...советское прошлое. Скольких ценных архитектурных сооружений лишилась Россия в пожарище октябрьского мятежа 1917 года - и не сосчитать! А на протяжении последующих десятилетий здания деревянного и каменного зодчества продолжали безжалостно сносить с лица земли!
Точка отсчёта
Вспоминается, как во время отдыха у родственников в городе Ярославле летом 1972 года мы с родителями с возмущением наблюдали за тем, как крушат храм из красного кирпича постройки времён Иоанна Грозного в самом центре старинного города. Тогда, подобрав на развалинах украшенную цветной глазурью облицовочную плитку, по приезде домой поместила её в шкатулку со своими детскими сокровищами...
А по прошествии 10 лет стала свидетелем того, как в подмосковном Орехово-Зуеве безжалостно сносился бульдозерами примыкающий к привокзальной площади квартал застройки середины XIX века...
К счастью, в нашем регионе не наблюдалось подобного вандализма. Но в любом случае, если бы забайкальцы не проявляли активного участия в судьбе того или иного «дома с историей», то к настоящему времени многие строения прошлой эпохи были бы безвозвратно утеряны для потомков. Благодаря активности местных энтузиастов удалось вернуть к жизни нерчинский «Версаль». А Чита в своё время могла лишиться уникальнейшего памятника деревянного зодчества - Михайло-Архангельской церкви, которую забайкальские казаки первыми стали называть «церковь декабристов» ещё в XIX веке.
И неслучайно, потому как с этим городским собором были связаны важнейшие события жизни декабристов и их семей в забайкальской ссылке. Весной 1828 года в церкви Михаила Архангела венчались поручик лейб-гвардии Кавалергардского полка Иван Анненков и французская модистка Полина Гёбль, а осенью 1839-го узами брака здесь соединились юная дочь читинского горного чиновника Апполинария Смольянинова и выходец из старинного дворянского рода Дмитрий Завалишин. А спустя 8 лет скорбная процессия прощалась с безвременно ушедшей из жизни Апполинарией Семёновной в некрополе прихода Михайло-Архангельского храма...
Но не только эти события связывают имя Дмитрия Иринарховича Завалишина с Читой. Как картограф и землемер, он активно участвовал в составлении плана застройки будущего города.
Именно Дмитрию Завалишину забайкальская столица обязана уже хотя бы тем, что он многое сделал для доказательства того, что географическое расположение селения Чита позволяет именно ему, а не первой забайкальской столице, Нерчинску, стать центром Забайкальского края. Что в итоге и произошло.
В достопамятном 1851 году ссыльнопоселенцу Дмитрию Завалишину суждено было стать одним из организаторов торжеств, приуроченных к присвоению Чите статуса города и центра Забайкальской области. А Указ об этом был зачитан не где-нибудь, а именно с крыльца Михайло-Архангельской церкви!
С Михайло-Архангельским храмом связан ещё один небезынтересный эпизод из жизни Завалишина. Дмитрий Иринархович принимал самое деятельное участие в капитальном ремонте храма. Дело в том, что на момент прибытия в Читу декабристов Михайло-Архангельская церковь была уже довольно ветхой и требовала основательного ремонта. И вот, с 1848 по 1849 год на средства матери декабристов, братьев Никиты и Александра Муравьёвых, Екатерины Федоровны, урождённой баронессы Колокольцевой, в храме восстановили интерьер, перестроили колокольню, а фасад обшили досками. О том, какие оказии сопровождали сей ремонт старочитинской Михайло-Архангельской церкви, расскажу ниже.
А в данном месте было бы справедливо подробнее рассказать об удивительной женщине, принимавшей самое деятельное участие в жизни ссыльных декабристов, история нашего края о которой практически умалчивает.
Когда Никиту Михайловича и Александра Михайловича Муравьёвых отправляли в ссылку в дальний и неведомый край, на первой же почтовой станции Екатерина Федоровна снабдила сыновей и их товарищей большой суммой денег, на которую те сумели приобрести всё нужное для дальней дороги. Снабжая всем необходимым своих детей, Екатерина Федоровна с готовностью принимала и выполняла просьбы их товарищей. Для доктора Вольфа, врачевавшего соузников, она шлет отличную аптечку и набор хирургических инструментов, для Николая Бестужева, увлекавшегося рисованием, отправляет акварель, кисти, мольберты и холсты. А затем, когда тот занялся изготовлением часов и хронометров, выслала «полный часовой механизм».
Таким образом, помогая ссыльным декабристам, оказавшим своё неоценимое влияние на развитие Читы, сама того не ведая, Екатерина Фёдоровна Муравьёва внесла и свой вклад.
Что же касается дальнейшей судьбы Михайло-Архангельской церкви, то, несмотря на безбожное смутное время, она продолжала действовать вплоть до 20-х годов прошлого столетия. После чего здание неоднократно меняло владельцев. В 1933 году деревянную церковь признали аварийной и благо, что не снесли, а предпринимали попытки приспособить под различные насущные нужды. Поначалу попытались было разместить в ней общежитие стройтреста. Но после того, как задумка эта потерпела неудачу, в последующие 30 лет здесь размещался склад.
В 60-е годы городские власти всё-таки обратились к хозяину здания - Читинской Епархии с предложением забрать Михайло-Архангельский храм на свой баланс. Но полуразрушенное строение, пребывающее в плачевном состоянии и требующее основательного ремонта, было её служителям не нужно...
В конце концов, памятуя о том, что церковь связана с пребыванием в Чите ссыльных декабристов, которые разбудили Герцена—Искандера, а тот, в свою очередь, развернул революционную агитацию, что в итоге привело к революции и созданию нового государства под названием «Страна Советов», советское городское руководство в 1969 году передало её управлению культуры. В здании провели незначительный косметический ремонт и открыли там музей.
Наконец, в 1974 году, уже в ипостаси церкви декабристов, Михайло-Архангельский собор включили в перечень памятников архитектуры и градостроительства республиканского значения. С того периода открылась новая страница истории древнейшего архитектурного памятника Читы.
Неожиданное открытие
Разработку эскизного проекта поручили тресту «Росреставрация» из Москвы. Сразу поясню, что «эскизный проект» это - не поверхностные наброски предполагаемых работ. Такой план предполагает целый комплекс мер, направленных на сохранение и восстановление всех подлинных элементов, включая инженерное укрепление и общее благоустройство памятника, ансамбля или комплекса. Исходя из этого в основу проекта было положено проведенное авторским коллективом «изучение памятника в натуре и по историческим документам». После проведения тщательного анализа выяснилось следующее. Цитирую первоисточник.
«В справке Нерчинской воеводской канцелярии значится, что деревянная двухэтажная Михайло-Архангельская церковь Читинского острога построена до 1710 года. Однако в клировых ведомостях указана другая дата постройки — 1775 г. Эту же дату называет А. Попов, издавший в 1907 г. «Путеводитель по Чите». Не ссылаясь на исторические источники, он сообщает, что старочитинская Михайло-Архангельская церковь была заложена в 1773 г. вместо сгоревшей в 1774 г.»
Уточню только, что полное название издания, на которое ссылались составители эскизного проекта, - «Город Чита. Описание, путеводители и справочник». Автор его, Алексей Иванович Попов, получил назначение в Забайкальскую область на должность межевого ревизора при комиссии для определения земель Забайкальского казачьего войска в январе 1902 года. Приехав в Читу, в разные годы он принял самое деятельное участие в качестве гласного Читинской городской Думы, почётного мирового судьи округа Читинского окружного суда и директора землемерного училища, которое в бытность нахождения Попова на этом посту получило почетное наименование – Николаевское – в честь императора Николая II. А в дни празднования трехсотлетия династии Романовых учебное заведение под руководством Попова было всемилостивейше пожаловано портретом царя с собственноручной его подписью.
В 1905 году Алексей Иванович вступил в Русское географическое общество. А в 1907 году он издал вышеупомянутый справочник.
Никоим образом не умаляя труды составителя путеводителя по Чите, который за свои заслуги имел 3 памятные медали: «В память императора Александра III», «В память 25-летия церковно-приходских школ» и «В память 200-летия Полтавской победы», всё же более доверяю специалистам треста «Росреставрация»: «Архитектурно-археологическими исследованиями 1974 г. в верхнем этаже памятника были установлены следы большого пожара. В исторических документах, описывающих состояние памятника с третьей четверти XVIII в. по начало XX в., других упоминаний о значительном пожаре нет. Поэтому мы вправе верить справке Нерчинской воеводской канцелярии, что старочитинская церковь построена до 1710 г.».
И далее подкрепляют свои выводы следующим: «Благодаря натурным и архивным исследованиям установлено, что в 1768 г. после случившегося большого пожара, который охватил в основном верхний этаж и крышу, памятник утратил свои первоначальные архитектурные формы. Во время КАПИТАЛЬНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ церкви в 1771 г. крыша, главы и другие завершающие строение архитектурные формы были переделаны с учетом новых требований господствовавшего в архитектуре того времени классического стиля». То есть в данном случае имеет место быть не СТРОИТЕЛЬСТВО, а - КАПИТАЛЬНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА Михайло-Архангельского храма.
«В 1838 г. составитель клировой ведомости записал: «Колокольня не совсем твердая, а в нижнем этаже от тяжести матицы сильно повреждены, и оттого пол в неровном положении сделался». Ремонт церкви был назначен на март 1848 г., но из-за «непросохлости леса» отложен до сентября того же года и закончен лишь в ноябре 1849 г.». Именно на этот ремонт и высылала деньги мать братьев-декабристов Муравьёвых.
Знакомимся с заключением составителей проекта далее: «Через 17 лет перекрытие над первым этажом снова пришло в аварийное состояние, по этой причине в архангельском приделе богослужение прекратили. В 1875 г. под нижние венцы церкви был подведен фундамент из «дикого серого камня», перестланы полы и потолки в нижнем и верхнем этажах, в нижнем к тому же для укрепления потолка поставлены деревянные колонны. В 1876 г. храм снаружи обшивают тесом и раскрашивают «под кирпич».
Но специалистов треста не устраивает такое положение вещей: «В результате всех ремонтных работ, различных перестроек и потерь первой половины XX в. архитектурный облик описываемого памятника изменился до неузнаваемости. Кроме того, он оказался окруженным многоэтажной современной городской застройкой, из-за чего в настоящее время не просматривается даже с близкого расстояния».
И своей основной задачей они ставят по возможности вернуть «этому историческому памятнику его древний вид и сделать доступным для обозрения». А для этого тщательно изучают акварельный рисунок декабриста Николая Бестужева, на котором церковь изображена на фоне гражданских строений и сопок. Рисунок довольно точно передавал не только общий вид храма, но и некоторые довольно мелкие детали. Именно такой видели церковь узники-декабристы. В связи с чем и было предложено удалить позднюю дощатую обшивку на всех фасадах, произвести протезирование и частичную замену бревенчатых конструкций стен, капитальный ремонт существующих фундаментов, перестилку полов, ремонт потолков, замену столярных заполнений оконных и дверных проемов, перепилку кровельных конструкций.
А завершал технический документ лирический абзац: «Сейчас стоит задача вернуть, по возможности, этому историческому памятнику его древний вид и сделать доступным для обозрения. После проведения ремонтно-восстановительных работ, предусмотренных проектом, этот уникальный памятник архитектуры приобретет еще большую ценность и будет великолепным украшением города Читы».
К чести составителей эскизного проекта треста «Росреставрация», их дальновидные планы воплотились в реальность. С оговоркой, что последовавшая масштабная реконструкция затянулась на целых 11 лет.
Помню, в каком плачевном состоянии находилось полуразобранное здание в 1979 году. Вплотную заинтересовавшись историей родного края, среди прочего, разыскала укрывающуюся за фасадами домов на улице Селенгинской и церковь декабристов.
Вид строения меня просто обескуражил. Достав блокнотик, стала делать наброски. И тут ко мне обратился вышедший из подъезда стоящего по соседству дома мужчина. Очевидно, он принял меня за молодую сотрудницу горсовета, поскольку, обратившись ко мне, высказал своё недовольство: «Вы бы чего там поскорее делали с этим ремонтом. Работы не ведутся - колом встали. Алкаши в распивочную и туалет место святое превращать начали... Безобразие, одним словом, - иначе и не скажешь».
Но как бы там ни было, реставрационно-восстановительные работы были успешно завершены. И в 1985 году в стенах Михайло-Архангельского собора состоялось торжественное открытие музея «Церковь декабристов».
Не зарастёт народная тропа
В настоящее время Михайло-Архангельская церковь является единственным зданием в Чите, которое в воссозданном виде со времени пребывания декабристов в нашем городе стоит на изначальном месте. Остальные строения той эпохи не сохранились до наших дней.
Как и прогнозировал декабрист Дмитрий Завалишин, географическое расположение Читы выгодно отличалось от города Нерчинска по всем параметрам. Проектирование и начало стрительства в 1895 году Великого Сибирского пути, Транссиби?рской железнодорожной магистрали, давали перспективу существенного импульса для развития города. В свою очередь, читинские градоначальники вынуждены были предоставить территорию под укладку железнодорожного полотна.
Наиболее выгодное для этого место располагалось по южной границе города - на левобрежье реки Читинки. Вследствие чего и появилась полоса отчуждения, разделившая пополам Аянскую и Селенгинскую улицы. А домовладения, оказавшиеся на территории полосы, подлежали сносу.
При этом сохранившийся до 1890-х дом декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина был перенесен на Николаевскую, ныне – Горького улицу и позднее был утрачен.
Дома жен декабристов также исчезли. В воспоминаниях декабристов и современников мы находим и название улицы «Дамская», совпадавшей, по мнению некоторых краеведов, с границами современных улиц Столярова-Аянская. Происхождение этого первого читинского уличного топонима самое обыденное. Из восьми жён декабристов, приехавших в суровый край за своими мужьями, дома Александры Муравьевой, Екатерины Трубецкой, Марии Волконской и Полины Анненковой размещались именно здесь. Но какого-либо документального подтверждения данной гипотезе найти не удалось. Только в 1962 году, уже на новом месте, усилиями энтузиастов-архитекторов удалось воссоздать дом бывшей фрейлины императорского двора Елизаветы Петровны Нарышкиной...
И всё-таки читинцы изыскали возможность и чтут память людей, делами своими способствовавших превращению незаметного селения в город регионального значения.
В нулевые набережная реки Чита в районе Первого микрорайона (где я живу) была названа именем декабриста Дмитрия Завалишина.
А во Всероссийский день семьи, любви и верности, 8 июля 2011 года, на пересечении улиц Амурская и Столярова, рядом с улицей Декабристов, был торжественно открыт новый сквер, центром которого стала трогательная скульптурная композиция «Любовь и верность». С первого дня открытия в сквер стали приезжать свадебные кортежи. Таким образом, символически была восстановлена связь времён.
В преддверии празднования 170-летия присвоения Чите статуса областного города скверу «Любви и верности» придали свежий облик, установив новые лавочки и фонари. Также здесь появился книжный шкаф. И теперь каждый желающий, оторвавшись на время от гаджетов, может перелистать страницы книг, ощущая свою причастность к истории.
Выступая перед сотрудниками СМИ на площадке «Журналистика и медиарынок» во время проведения фестиваля средств массовой информации Забайкальского края «Регион-медиа 2021», секретарь Союза журналистов Владимир Касютин отметил, что, согласно проведённому мониторингу, в настоящее время интерес к истории в нашей стране постепенно начинает возрастать. Хотелось бы надеяться, что наряду с этим будет наконец-то разработана и начнёт работать единая федеральная программа по сохранению культурно-исторического наследия, подкреплённая финансовым обеспечением. Что позволит сохранить не единичные, а многие истинные памятники архитектуры, доносящие до нас дух былых времён. И в забайкальской столице их также более чем достаточно.
Ирина Медведева