На ладонях держите открытия!

Праздник этот не является официальным, однако еще с советских времен широко отмечается в день рождения самого известного в истории России этнографа Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Мы решили, что накануне этой памятной даты уместно будет прогуляться по этнографическим экспозициям Забайкальского краеведческого музея имени А.К. Кузнецова. Об истории этнографии на территории Забайкалья и современных буднях научного сообщества рассказал кандидат исторических наук, заместитель директора Забайкальского краевого краеведческого музея по науке Олег Владимирович Кузнецов. Он же любезно согласился стать моим экскурсоводом.

Как не вспомнить?!

– Считается, что инициатором этого праздника выступил Рудольф Итс, заведующий кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского госуниверситета. Советский этнограф, специалист по юго-восточной Азии, – рассказывает Олег Владимирович.

В Забайкалье существует давняя традиция изучения этнографии, что является естественным, поскольку Сибирь – полиэтничный регион. На территории края интерес для ученых представляют, прежде всего, традиционная культура эвенков и бурят. В XVII веке приходят русские, которые сегодня представлены разными субэтническими группами – это и казачество, и старообрядцы-семейские.

Основатель и первый директор Забайкальского краеведческого музея, который был создан в 1894 году, Алексей Кириллович Кузнецов известен тем, что проводил этнографические и археологические исследования. Так, Алексей Кузнецов на территории нынешнего парка Дома офицеров, а до революции это был городской сад, построил копию буддистского дацана. Это был музейный объект, где жители Читы и Забайкальской области могли познакомиться с этнографией коренного населения. В то же время, там проходили буддийские обряды. Кузнецов был активным участником революции 1905–1906 годов в Забайкалье и как один из руководителей Читинской республики, раздавленной карательными войсками генерала П. К. Ренненкампфа, был арестован. Военно-полевой суд приговорил его к смертной казни, которая по ходатайству Русского географического общества была заменена десятилетней каторгой. В период Дальневосточной Республики, столицей которой была Чита, правительством ДВР в 1921 году краеведческом музею было присвоено имя А.К.Кузнецова, а в 1925 году Русское Географическое общество наградило его большой золотой медалью за труды в области этнографии.

Значительный вклад в развитие этнографии народов Забайкалья внесли научные сотрудники музея Елпидифор Иннокентьевич Титов и Александр Николаевич Добромыслов, которые в 20-е годы прошлого века проводили этнографические исследования культуры бурят и эвенков, а также старообрядцев-семейских.

На территории края работал известнейший русский исследователь, основоположник русской теории этноса, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) Сергей Михайлович Широкогоров. До революции он проводил полевые исследования в Забайкалье, Китае и на Дальнем Востоке по изучению тунгусо-манчжурских народов. Революция все перевернула, Широкогоров сначала уехал во Владивосток, а потом вынужден был иммигрировать в Китай, где продолжал свою научную деятельность. В 1930-е годы Титов и Добромыслов были арестованы и расстреляны.

Так что День этнографа является скорее поводом вспомнить, насколько сложной, интересной  и трагичной была история этнографических исследований в регионе.

Продолжая традиции

Однако в научном сообществе заслуги коллег помнят, традиции их школы продолжают. Так, Олег Кузнецов не раз был участником крупных международных проектов, прежде всего, связанных с изучением номадизма – кочевого образа жизни. Совместно с коллегами из Национального научно-исследовательского центра Франции (CNRS) с 2002 по 2011 годы он принимал участие в таких проектах, как «Номадизм, общества и религии в тюрко-монгольском сибирском пространстве» и «Номадизм, идентичность, этничность и местные власти».

– Мы работали на территории Агинского бурятского округа, в Восточном (Дорнод) аймаке Монголии и в Африке, в Республике Нигер. В Африке, к примеру, изучали культуру туарегов и современную организацию кочевничества. Другой крупный восьмилетний проект был связан с культурой эвенков Забайкалья, он был реализован совместно с Норвежским институтом культурного наследия (NIKU). Ученые изучали проблемы северного оленеводства и сохранения традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера.

Наступление индустриальной цивилизации, уничтожение естественных природных ландшафтов сказывается на жизни коренных народов. Радует, что в последнее время в Забайкалье был принят ряд законов, направленных на сохранение традиционного природопользования и культуры коренных народов. В том числе – малочисленных, к которым относятся эвенки.

Весной прошла международная научная конференция «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Забайкалья», организованная музеем совместно с ЗабГУ. Сегодня остро стоит проблема укрепления российской гражданской нации, которая является полиэтничной по своему составу. Именно поэтому этнография сегодня – не просто изучение материальной и духовной культуры прошлого, это наука о современности, о межэтнических отношениях различных народов России.

По следам Чингисхана

Несколько дней назад Олег Владимирович вернулся из очередной экспедиции, которая проводит раскопки Кондуйского городка, дворцового комплекса XIII-XIV веков, относящегося к периоду Монгольской империи. Экспедицию многие годы возглавляет член-корреспондент Российской академии наук, директор Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН Николай Николаевич Крадин.

Остатки этого дворцового комплекса были открыты еще до революции. Алексей Кузнецов был одним из первых, кто описал его в 1889 году. В 1957–1958 годах прошлого века на территории Забайкалья работала экспедиция Института археологии АН СССР, которую возглавлял член-корреспондент АК СССР Сергей Владимирович Киселев. Сегодня эти исследования продолжает экспедиция под руководством Николая Крадина.

– Сегодня практически до столетия определен возраст городка. Сначала ученые полагали, что дворцовый комплекс относится в XIV веку, сейчас склоняются к тому, что он появился на столетие раньше, еще в XIII веке. Скорее всего, это был региональный центр Монгольской империи и дворец принадлежал брату Чингисхана. Это открытие в очередной раз доказывает, что Забайкалье, Китай и Монголию объединяет общая история.

По мнению ученого, на территории Борзинского района можно сделать прекрасный музеефицированный проект, который будет привлекать туристов из Монголии и Китая. Сегодня в музее работает экспозиция, посвященная Кондуйскому городку, которая пользуется большой популярностью у иностранных туристов. Внимание в первую очередь привлекают подлинные драконы из камня XIII века.

По музею чуть дыша…

Олег Владимирович рассказывает, мы в это время обходим залы музея. Вот известный эвенкийский чум, с которого начинается любая этнографическая экскурсия в музее. Он стоит здесь с дореволюционных времен. В наши дни экспозиция была дополнения нартами, которые Олег Кузнецов привез из села Средний Калар. Это старинные нарты, выполненные в традиционной эвенкийской манере. Из экспедиции привезли охотничий нож, ручка которого сделана из рога северного оленя. Из совместной экспедиции с Иркутским университетом из Бодайбинского района Иркутской области он привез кумалан – традиционный эвенкийский коврик из шкуры оленя.

А вот главный экспонат этнографической коллекции музея – знаменитый манекен в костюме шаманки, прототипом которого послужила эвенкийка Далаева, жившая в конце XIX века в районе Нерчинска. Рядом подлинный железный посох, показывающий, что она имела очень высокую степень шаманского посвящения. Когда-то в музее было три шаманских костюма, два из которых увезли на Парижскую выставку, и случилась революция. Экспонаты не вернулись.

Переходим к бурятской экспозиции, где внимание привлекает коновязь «сэргэ», которую Олег Кузнецов с Николаем Крадиным привезли из экспедиции в долину реки Аги в 2001 году. Столб просто валялся, мог сгнить от времени, а для музея он представляет историческую ценность. Причем на нем сохранилась плетенная из шерсти веревка, которая была сделана руками бурятского мастера, ее специально сохранили при транспортировке.

Мы рассматриваем экспозиции музея, рассказывающие о прошлом народов, а Олег Владимирович замечает, что этнографы очень серьезно занимаются проблемами современности. Например, им интересно, что сегодня происходит с бурятским самосознанием, с идентичностью? Какие последствия имело объединение Читинской области и Агинского бурятского автономного округа? Он уверен, что любое решение, связанное с проблемами национальной политики, должно, прежде всего, основываться на экспертизе, проведенной специалистами-этнологами.

Отрадно, что один их старейших музеев Дальнего Востока – Забайкальский краевой краеведческий – постоянно развивается. В прошлом году на грант «Норникеля» давно существующий дендрарий был полностью реконструирован. Здесь появился настоящий уголок живой природы, где посетители музея могут прогуляться по вымощенным уютным дорожкам, познакомиться с флорой и фауной Забайкалья. Внимание привлекают реконструкции плиточной могилы бронзового века, оленные камни, камни-мани с высеченными на них шестью слогами буддийской молитвы (ом мани падме хум). В планах научных сотрудников музея дополнить дендрарий элементами традиционной эвенкийской культуры, поставить реконструкцию чума и лабаз. Сотрудники музея делают  все для того, чтобы забайкальцы знали свою историю и ценили свою культуру.

Виктория СИВУХИНА
Фото автора и из личного архива Олега Кузнецова

 

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.