Межнациональные отношения: положительные практики и нерешенные проблемы

О необходимости государственной поддержки общественных инициатив, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в регионе, о воспитании патриотизма в детской и молодежной среде и своевременном выявлении проблем, препятствующих укреплению дружбы народов, проживающих в Забайкалье, говорили участники круглого стола «Укрепление гражданского единства и гражданского самосознания в диалоге культур народов Забайкалья», организованного членами комиссии по вопросам культуры и гармонизации межнациональных отношений Общественной палаты Забайкальского края.

В разговоре принимали участие руководители общественных организаций, национальных диаспор и общин, специалисты учреждений образования и культуры региона, имеющие опыт реализации проектов, направленных на укрепление мира и согласия между народами, проживающими в крае. Юлия Коваленок, ученый секретарь Забайкальского краевого краеведческого музея, где и проходило заседание, рассказала об особенностях и истории формирования национальной идентичности в Забайкалье. В частности, Юлия Евгеньевна отметила, что длительное совместное проживание представителей большого количества этносов на территории Забайкальского края определило оживленные межэтнические и межкультурные взаимосвязи, их взаимовлияние, а отдаленность от российских политических и культурных центров во многом способствовала продолжительному сохранению элементов традиционной культуры.

- Забайкальский край – многокультурный, полиэтничный и поликонфессиональный регион, где проживают более 120 народностей и этнических групп. Это территория влияния не только русской православной церкви, но и шаманизма, буддизма, других религий, место встречи монголо-тибетского, китайского и русского мировоззрений. В этих условиях важна роль межэтнического взаимодействия и межкультурной коммуникации. 

Несмотря на то, что этнокультурное многообразие может подразумевать вероятность конфликта, оно дает богатые возможности по сохранению региональной специфики, сбережению традиционных ценностей и формированию национальной идентичности Забайкальского края, - подчеркнула она в своем докладе. 

По словам Александра Кибалина, председателя комиссии по вопросам культуры и гармонизации межнациональных отношений Общественной палаты Забайкальского края, организации культуры и образования в регионе проводят определенную работу по укреплению межнационального диалога между народами, только делается это несистемно. И главная причина – недостаточная государственная поддержка общественных инициатив, реализующих проекты по теме межнациональных отношений. Учреждения и общественники проводят свои мероприятия, как правило, за счет грантов. Из бюджета финансируются отдельные мероприятия, например, в рамках Дня народного единства. О том, какие инициативы удается претворять в жизнь, рассказали представители нескольких организаций. Так, Елена Путинцева, завотделом краевой детско-юношеской библиотеки имени Г.Р. Граубина, рассказала о практике работы учреждения в плане развития межнациональной культуры среди подрастающего поколения.  

- В прошлом году проект библиотеки «Территория дружбы» выиграл в конкурсе президентских грантов. Мы отмечаем интерес к изучению региональной культуры, ее ценностей, которые являются условием развития межэтнических и межконфессиональных отношений. Проект создан для предотвращения процесса разобщения между людьми и адаптации подрастающего поколения в условиях многонациональной среды. Он предусматривает создание на базе библиотеки имени Граубина сообщества юных забайкальцев разных национальностей «Территория дружбы» с целью межкультурного взаимодействия, гармонизации межнациональных отношений, развития детского творчества. На реализацию проекта мы получили грант в размере 414 тысяч рублей. Работа ориентирована на учащихся 5-8 классов общеобразовательных организаций Читы с многонациональным составом. Мероприятия направлены на расширение знаний учащихся о культурных традициях народов, проживающих в Забайкальском крае, формирование опыта коллективной деятельности, развитие навыков работы с литературой и другими источниками информации, создание условий для самореализации и творческой деятельности участников сообщества. Используемые онлайн-формы мероприятий позволяют расширить географию и увеличить аудиторию. Мы видим, что в ходе творческого взаимодействия и общения ребята разных национальностей приобретают опыт позитивных и дружеских отношений, приходят к пониманию и принятию культур разных народов, получают установку на будущую жизнь в условиях многонационального общества и государства.

Сотрудники детско-юношеской библиотеки им. Г.Р. Граубина работают с детьми и подростками разных национальностей, и уверены, что необходимо обращать особое внимание на возрастную группу подростков, так как именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, повышается интерес к вопросам культурной принадлежности и к вопросам иных культур, это наиболее благоприятный период для развития коммуникативных навыков межличностного взаимодействия и межнациональных отношений. «Именно в возрасте 10-14 лет закладываются основы дальнейшего социального поведения, способность к принятию или негативному отношению к людям другой национальности, которое в дальнейшем может привести к конфликтным ситуациям и межнациональным распрям. Знакомство с культурными ценностями разных народов, проживающих на одной территории, содействует формированию дружеских отношений, способствует сотрудничеству, взаимодействию и совместному творчеству», - отмечает Елена Юрьевна. 

Согласен с ней и директор средней общеобразовательной школы № 11 Владимир Старчаков. В его учреждении из всего числа учащихся 11 процентов составляют дети трудовых мигрантов. «Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе. 

Самым большим нашим достижением мы считаем то, что, имея многонациональный разновозрастной состав учащихся, мы не имеем межнациональных конфликтов, напротив, встречаем понимание и единое мышление учащихся и их родителей». 

Владимир Поликарпович рассказал об опыте школы по предупреждению межнациональных конфликтов и укреплению дружбы между учениками разных национальностей. Так, из последних мероприятий он назвал участие школы в акции «Моя многонациональная Чита», проходившей в рамках городского фестиваля национальных культур «Мы наследники традиций».

«Цель акции -  популяризация ценностей межнациональной дружбы, взаимного уважения, традиционной культуры народов, проживающих в Чите.

Забайкалье всегда было многонациональным краем, поэтому важно воспитывать в наших обучающихся терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. В холле школы мы повесили баннер, где размещен коллаж из фотографий учеников в национальных костюмах разных народов», - рассказал педагог. 

В феврале ученики 3-11-х классов принимали участие в краеведческом диктанте. В ноябре в школе традиционно проводят праздник, где дети и родители представляют культуру своего народа, традиции, обычаи. 

«Проводим викторину в онлайн-формате «В дружбе народов – единство России». Примечательно, что планировали провести ее для своей школы,  потом решили подключить другие школы с многонациональным составом, позже оказалось, что присоединились образовательные учреждения всего края. За два года в этом проекте приняли участие 17 тысяч человек», - отметил Владимир Старчаков. 

В копилке школы № 11 – квесты, акции, флешмобы, классные часы. Цель всех мероприятий - сблизить детей разных национальностей, научить их дружбе и мирному сосуществованию. 

В читинской школе № 32, где 24 процента обучающихся составляют дети мигрантов, помимо культурного развития и воспитания толерантности огромное значение придают адаптации учеников, плохо говорящих по-русски, к школьной программе. О том, какую работу проводят педагоги учреждения, какие освоили способы обучения детей мигрантов, не владеющих русским языком, рассказала Наталья Межуй, заместитель директора по воспитательной работе СОШ № 32: «В школах с многонациональным составом часто возникает проблема языкового барьера между учениками и учителями. Причем иногда ее не удается решить даже с помощью родителей этих ребят, так как они тоже не знают русского языка. С 2015 года мы работаем с детьми по специальным учебникам, помогающим детям быстрее осваивать не родной для них язык». Особенно это касается детей мигрантов, прибывающих из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Отказать в обучении по причине незнания языка, на котором проходит образовательный процесс, таким ученикам не имеют права. При этом зачастую они сидят по 45 минут на уроках и не понимают ни одного слова. Конечно, учителя не просто за голову хватаются, они ищут способы решения проблемы. Например, занимаются с такими детьми дополнительно, на факультативах. Причем за долгие годы сформировали собственный стиль работы с учениками. Здесь проводятся мероприятия по воспитанию толерантности, и дети знают культуру других народов лучше, чем учащиеся многих других читинских школ.

Преподаватель Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса, председатель Забайкальской региональной общественной организации «Союз народов Узбекистана» Тохир Мадияров убежден, что проводить целенаправленную работу по укреплению межнационального мира и согласия необходимо и среди студентов. Для этого уже 27 лет в стенах техникума он проводит фестиваль национальных культур «Под синим небом Забайкалья». Студенты первого курса ссуза погружаются в культуру, традиции, национальные игры разных народов, готовят национальные блюда, демонстрируют национальные костюмы. О том, какую работу по укреплению межнационального мира и дружбы народов, проживающих в крае, проводит краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина, участникам круглого стола рассказала ее директор, член комиссии по вопросам культуры и гармонизации межнациональных отношений Общественной палаты Забайкальского края Елена Сивцова. Это также стало возможно благодаря участию в грантовых конкурсах. О проектах пушкинки мы неоднократно расс
казывали на страницах нашего издания. Это и литературно-музыкальный проект «Солнечная книга Забайкалья»,   и историко-краеведческий проект  «Буряты Восточного Забайкалья: история и современность», и другие.  

Благодаря грантовой поддержке реализуются проекты Ассамблеи народов Забайкальского края и государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры». По словам ответственного секретаря Ассамблеи народов Забайкалья Людмилы Хомутовой, так как в регионе до сих пор не решен вопрос с выделением помещения под Дом дружбы народов и неофициально давно эту функцию выполняет театр «Забайкальские узоры», есть предложение выделить ставки в штате театра, чтобы специалисты вели планомерную работу по развитию межнациональных отношений в регионе. 

Забайкальский край многонационален. Исторически сложилось так, что Забайкалье заселялось представителями разных этносов. Коренным населением являются буряты, эвенки (тунгусы), а также кочевавшие здесь монголы. В силу различных исторических событий на земли Забайкалья в разные годы стали переселяться татары, поляки, украинцы, немцы, представители населения Средней Азии, Кавказа, Прибалтики. В последние годы в связи с экономической миграцией населения возросло количество мигрантов из стран ближнего зарубежья. Особенно многонациональным составом населения отличается город Чита. Для нашего региона свойственна этническая терпимость и стремление представителей разных народов к взаимопомощи. но расслабляться не стоит. Общая задача власти и общества – укрепить позицию края как территорию мира и согласия. Поэтому встречи за круглым столом, подобные той, что организовали члены Общественной палаты, как никогда актуальны. Хочется еще надеяться, что решения, отраженные в резолюции, будут реализованы на практике. В частности, участники разговора считают важным провести мониторинг межнациональных отношений в регионе, выявить проблемные моменты и направить усилия по их устранению. Для укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений необходимо сформировать сводный план мероприятий, а господдержку гражданских инициатив по межнациональной политике сделать системной. 

Виктория Сивухина 
Фото автора

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.