Людмила Арзамасцева: «Хочу верить, что памятник декабристам будет»

Разговоры об установке памятника декабристам в Чите ведутся уже давно. Но, пожалуй, сегодня город как никогда близок к реализации проекта. Мы побеседовали с Людмилой Арзамасцевой, экскурсоводом, краеведом, членом Союза журналистов России, активным членом инициативной группы по возведению памятника, о том, на каком этапе находится разработка монумента прямо сейчас. 

Арзамасцева – автор многих статей, посвящённых декабристам, также она всегда в первых рядах отстаивает Музей декабристов перед Русской православной церковью. И вот уже несколько лет они вместе с Ириной Куренной, ведущим специалистом историко-культурного наследия администрации городского округа «Город Чита», не оставляют идеи создания памятника декабристам. Тем более что в следующем году – 200 лет со дня восстания знаменитых мятежников.       

В феврале этого года инициативная группа направила письменное обращение к Владимиру Мединскому, который возглавляет Российское военно-историческое общество, с просьбой о содействии в рассмотрении вопроса о создании памятника. По словам Людмилы Арзамасцевой, ответ в Читинскую администрацию пришёл. Впрочем, не будем забегать вперёд.

- Людмила Ивановна, давайте вспомним, с какого момента декабристы стали сопутствовать вам.

- Мой папа тоже был членом Союза журналистов, горячо освещал декабристскую тему. В 85-м году он уже был смертельно болен, а Михайло-Архангельскую церковь в то время готовили к сдаче под музей. Отец делал об этом репортаж для «Забайкальского рабочего», ставший последним. 

Мой муж, Андрей Васильевич Сущих, был в то время главным инженером горремстройтреста, и когда было решено превратить церковь в музей, его назначили начальником штаба стройки. Под его руководством укрепляли стены, меняли перекрытия, купола. Вы знаете, летали на самолётах над тайгой в поисках брёвен, чтобы заменить нижние венцы, которые сгнили. Всё-таки здание 1776 года постройки. В одном из лесхозов такие брёвна нашли. И ни единого гвоздя или скобы не было использовано – как церковь была построена, так её и сохранили. 

Получилось, что вся моя семья была связана с этим зданием. Когда музей сдали, мы все очень радовались. Однако вскоре начались притязания Русской православной церкви на него. Мы без конца отстаивали музей. До сей поры удавалось отстоять. Но сейчас снова требуется ремонт: деревянные конструкции скрипят, шатаются. Нужно укреплять, а в некоторых местах необходимо менять кровлю. 

Елена Фёдоровна Калашникова, первый директор Музея декабристов, тоже горячо в этой теме участвует. Как и второй директор музея, Нина Степановна Козлова. Мы все очень хотели бы сохранить его.

- В данный момент РПЦ претендует на музей?

- Думаю, да. Они постоянно выдвигаются, постоянно. У меня много публикаций на эту тему. Если там исчезнет музей и появится приход, обязательно пожарные потребуют второй выход. А попробуйте троньте эти стены, которые без гвоздей, они же посыплются. Свечи опять же. Там же лаком всё покрыто. Кроме того, сейчас в музее допускается одновременное присутствие максимум 20 человек на втором этаже и чуть больше 20 на первом. А приход как? Ленточкой перетянешь что ли? Большое скопление людей недопустимо.

- Вижу у вас в руках распечатку старой фотографии, на которой изображён бетонный указатель. На нём можно прочитать, что «здесь будет возведён памятник революционерам-декабристам. Декабрь, 1955 год». Потом эта плита бесследно исчезла.

В письме к Мединскому вы сообщаете, что впервые вопрос о появлении памятника декабристам в Чите был поднят как раз в 1955 году, инициатива исходила «как от власти, так и от общественности. За последующие десятилетия был проведён ряд конкурсов». Как развивались события?

- Самый большой конкурс был в 1987 году, всесоюзный. Были выбраны лучшие проекты. Первое место взяли москвичи, второе – наш Виктор Иванович Кулеш со своей группой. В резолюции было предписано объединить результаты работы этих двух групп, чтобы что-то общее создать… И всё заглохло. И мы не можем найти те проекты! Были ведь даже маленькие скульптурные макеты. Ничего! Ну, 90-е годы. Всё вывозили, сжигали. Где-то они, конечно, были сосредоточены, а потом это всё выбросили.

- Получается, идея памятника снова возникла где-то во второй половине десятых годов, верно?

- Да. В 2018 году Бунтовский (Николай Николаевич, председатель правления Забайкальской краевой организации «Союз архитекторов России». – Прим. автора) переписывался с губернатором (кстати, в ответном письме губернатор Забайкальского края Александр Осипов поддерживает идею установления памятника на площади Декабристов к 200-летнему юбилею восстания и предлагает рассмотреть варианты осуществления этого предложения с Министерством культуры Забайкалья – Прим. автора). Многие наши архитекторы пытались эту тему развить. Дочь Кулеша Арина Шаравина пытается разрабатывать эту тему, как и семья Бунтовских. Архитектор Гера Семёнов – он для меня Гера, потому что молодой человек, – тоже пытался над этим работать. Это же интересная тема, захватывающая. Всё время актуальная.

- Декабристы?

- Да. Во-первых, борьба за музей. Во-вторых, конечно, памятник. Всем интересно попробовать себя в этой теме. Поэтому разговоры идут постоянно. Но ответ был один: денег нет, ищите спонсоров. А кто их потерял-то (смеётся)? Где их искать?

В 2017 году «Норникель» выделил деньги на благоустройство площади Декабристов. У нас создался комитет при КПРФ по защите площади Декабристов. Кулеш тогда сказал, что из суммы, выделенной «Норникелем», по тем временам, миллионов 10 хватило бы на памятник. Но группа «Красивая Чита», которая разрабатывала план по благоустройству площади, показывала нам ватманы с проектами, о которых Кулеш сказал: «Это проекты студентов 2-го курса, это не чертежи даже». На наши просьбы о памятнике они не захотели обратить внимания.

- Значит, памятник снова ускользнул.

- Да, в тот момент. Вы знаете, на площади по тому проекту даже предполагалось кафе, буквально рядом с библиотекой. Мы хотя бы добились того, что кафе вычеркнули из проекта. Ну что такое кафе? Это пиво, и под каждым кустиком – туалет. В конечном счёте получилось то, что получилось. Без памятника, но зато и без кафе.

- И теперь идёт новая итерация обсуждения установки памятника. На ваш взгляд, заключительная? Ведь 200-летие восстания декабристов уже в следующем году.

- В начале июля мы собирались рабочей группой на площади. Присутствовала в том числе и глава комитета ЖКХ Читы Марина Попова. Но почему-то не было архитекторов. Без них такие вещи не решаются. У них свои нормы и требования. Я сама инженер-проектировщик, но я не взялась бы за это. Ирина Григорьевна Куренная принесла картинки из старых, так скажем, предложений. Быстро было доказано, что единственным местом, подходящим для памятника, является центр площади, там, где в Новый год ставят ёлку. Почему? Во-первых, нам нужно показать тандем Пушкин – декабристы, понимаете? Во-вторых, нам надо, чтобы памятник стоял на пересечении прямых и диагональных путей. Не в кустах где-то, а в центре. Места хватит и памятнику, и ёлке. 

Я Мединскому сама отправляла по электронной почте письмо, которое подписали многие известные читинцы – представители культуры, науки и образования. Мне пришёл ответ, в котором сообщалось, что письмо получено и направлено в канцелярию Мединского. А ответ от самого Мединского пришёл уже в администрацию, у меня этого письма нет. Но, как я понимаю, он там пишет, что согласен помочь с памятником, объявить конкурс, заложить средства в бюджет на следующий год. А мы, по его словам, должны организовать благоустройство вокруг памятника.

- Это что значит?

- Оформить площадку вокруг памятника. Это мы уже на месте должны заложить бюджет на 2025 год на обустройство. Вот такой ответ от Мединского.

Куренная всё время проводит совет по культуре, где собираются архитекторы, художники. И мы выставим свои предложения по памятнику. Во-первых, это должна быть не просто какая-то стела, вонзённая в небо. Это должны быть фигуры, обязательно бронзовые. Бронза – самый лучший материал. Во-вторых, мы хотим увидеть там наиболее выдающихся личностей среди декабристов – Завалишина, конечно. На плане города1862 года, подписанном императором, по которому мы строимся до сих пор, нет фамилии Завалишина. Но все говорят, что это его план. Именно он в своих публикациях доказывал, что Чита – главный город Забайкалья.

Затем Александрина Муравьёва, которая привезла стихи Пушкина сюда. Женская фигура должна быть обязательно. И Николай Александрович Бестужев, оставивший целую галерею портретов своих друзей и их жён, которые были в Читинском остроге; и акварельные рисунки Читы того времени! Хотя бы вот эти три фигуры. И стихи Пушкина обязательно. 

Есть такая байка, которая никем не подтверждена, но, когда в 60-е годы для новой библиотеки выбирали здание, выбор упал на эту площадку, потому что уже тогда предполагалось, что здесь будет поставлен памятник. Пушкин, декабристы – тогда эта тема очень хорошо звучала.

- Есть ли конкретные позитивные предпосылки к тому, что читинцы увидят памятник декабристам в следующем году?

- Письмо Мединского. Также очень обнадёживает то, что Инна Сергеевна Щеглова взяла связанные с памятником дела под свой патронаж. Хочу верить, хочу надеяться, что памятник будет. Мы декабристов ценим за то, что они сделали для нас будучи здесь, благодарим их за развитие нашего края.

Когда архитекторы будут работать, мы, конечно, объявим о своих условиях, о том, что мы хотели бы видеть. Будем обсуждать, искать оптимальный вариант. 

Также мы публикуем текст поста Инны Щегловой, опубликованный в её телеграм-канале 9 июля по итогам рабочей встречи.

«2025 год будет знаковым для нашего города. В следующем году будет отмечаться 200-летие восстания декабристов на Сенатской площади. Они и их жены внесли огромный вклад в развитие Читы, оставив здесь частицы своих светлых душ. Поэтому в память об этих отважных, благородных людях приято решение установить памятник на одной из площадок в центре забайкальской столицы. Сегодня состоялась рабочая встреча, где обсуждался этот вопрос. В ней приняли участие член Союза журналистов, экскурсовод, краевед и человек с активной жизненной позицией Людмила Арзамасцева, заместитель председателя Правительства Забайкальского края Наталья Щербина, председатель Регионального отделения Российского военно-исторического общества в Забайкальском крае Татьяна Цымпилова, представители комитетов городского хозяйства, градостроительной политики, культуры, библиотеки имени Пушкина и другие.  

Уважаемые земляки, мы обязательно будем информировать вас о том, как продвигается эта работа. Уверена, что идея с появлением в краевом центре памятника декабристам будет вами поддержана».

Беседовал Валентин ОЛЕЙНИКОВ
Фото: телеграм-канал Инны Щегловой, Neochita.ru

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.