Когда картина – учебник истории
Есть среди современных художников наш земляк - Сергей Михайлович Павлуцкий, которого называют живописцем жизни семейских Забайкалья. Его полотна нагляднее любого учебника рассказывают о сельской глубинке, малой родине автора, и раскрывают семантику культуры староверов. В этом убедились участники круглого стола «Традиции и современность повседневной культуры русских: проблемы и пути их решения», организованного Общественной палатой региона.
Здесь хочется жить!
Как известно, в середине XVII века произошёл церковный раскол, в результате которого появились старообрядцы, которые отказались принимать нововведения и приняли решение сохранить свою исконную веру. Судьба многих староверов складывалась трагически, в XVIII веке значительную их часть принудительно переселили в Восточную Сибирь и Забайкалье. Переселялись они целыми семьями, по этой причине забайкальцы прозвали староверов «семейскими».
Примечательно, но сегодня деревни старообрядцев – единственные в стране не навевают тоску и грусть. В них хочется жить! Яркие краски, резьба по дереву, рисунки, скульптуры из дерева – это не декорации для туристов. Всё это всегда было неотъемлемой частью жизни семейских. Логика простая – суровые погодные условия и тяжёлая работа не особо способствуют счастливой полноценной жизни, поэтому староверы старались обустроить свои жилища таким образом, чтобы они радовали глаз и вызывали исключительно положительные эмоции. Яркие краски нашли своё отражение и в национальных костюмах, которые сохранили все элементы русского костюма до момента раскола. Вообще, многие называют старообрядцев «истинными русскими», так как именно они, проживая обособленно, смогли сохранить русскую культуру не только в быту, традициях, но и в одежде.
Ода семейским
Сергей Михайлович Павлуцкий родился в семейском селе Шаралдай Мухоршибирского района Республики Бурятия в простой крестьянской семье. Работал в художественной мастерской поселка Мухор-Шибирь (Бурятия). После окончания Дальневосточного института искусств по направлению приехал в Читу, преподавал в Читинском музыкальном училище. С 2001 года – преподаватель ЗабГУ. С 1985 года Сергей Павлуцкий постоянный участник различных выставок. Работает в жанре тематической (бытовой) картины, пишет портреты и пейзажи. Ведущая тема – жизнь забайкальской деревни.
По словам культуролога Екатерины Ляшенко, Сергей Михайлович впитал быт семейских с рождения: «Семейская изба, связка янтарных бус, сенокос, ворота под кабаном и Покров день – всё это в крови Сергея Михайловича – поэтому любоваться картинами художника можно бесконечно!»
С раннего детства приобщился он к крестьянскому труду, помогал по хозяйству родителям. Его отец неплохо рисовал и очень хотел, чтобы сын стал художником. Однако в шаралдайской школе не было профессионального учителя рисования. Сергей с удовольствием рисовал в свободное от учёбы время. Особенно хорошо у него получалось срисовывать различные картинки. Во время учёбы в институте Сергей Михайлович задумался о поиске собственного пути в искусстве и понял, что надо изображать то, что хорошо знакомо и любимо. Так появилась главная тема его творчества – жизнь семейских-старообрядцев из забайкальской глубинки. Заботы, чаяния, печали и радости семейских крестьян Павлуцкий показал на примере жизни своих земляков и родственников. На его полотнах мы видим пастуха верхом на коне, крестьянина, собравшегося открыть ворота, девушку, которая загоняет корову в ограду. Как говорит художник, сюжеты для большей части картин он находил, не выходя за пределы ограды родительской усадьбы. Там его вдохновляло абсолютно всё. Даже на чердаке, где лежали старые вещи, удалось создать оригинальный натюрморт.
Сергей Павлуцкий не просто пишет картины, он оставляет культурное художественное послание потомкам.
Виктория Сивухина