Каждый должен след оставить…

Удивительное дело – в Забайкалье проживает чуть больше 1100 эвенков, но этот малочисленный народ проводит такую планомерную работу по сохранению собственной культуры, традиций и языка, что кажется – их много. Вот в федеральных новостях забайкальские эвенки промелькнули как участники международной выставки. Листаешь интернет-СМИ, узнаешь, что открылись курсы эвенкийского языка или демонстрируются изделия народного творчества. На разных площадках эвенки Забайкалья заявляют о себе, и невольно начинаешь искренне уважать их за такое стремление передать будущим поколениям народную культуру.

В очередной раз мы побеседовали со старейшиной земли каларской, человеком неиссякаемой энергии, автором многих социальных и образовательных проектов, исполнительным директором Забайкальской региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера» Инной Ферко.

- Инна Николаевна, декоративно-прикладное творчество эвенков – это часть эвенкийской народной культуры. В Каларском историко-краеведческом музее в зале, посвященном быту коренного народа, мне довелось увидеть различные предметы одежды, выполненные своими руками эвенкийскими женщинами много лет назад. Причем, каждый экспонат как произведение искусства, даже не верится, что этим пользовались в повседневной жизни – красиво, со вкусом и чувством ритма. А современные эвенкийки также искусно владеют иголкой и ниткой?

- Действительно, материальная культура эвенков самобытна и своеобразна, она воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы. В старину практически все эвенкийские женщины умели шить, чтобы выжить в суровом климате. Своими руками они изготавливали теплую меховую одежду: шапки, унты, парки. При этом подходили к процессу творчески – всегда богато расшивали одежду бисером, украшали меховой мозаикой. И это не просто декоративные элементы. Любой орнамент имеет не только смысл, но и зачастую магическое значение. У каждого эвенкийского рода был свой родовой отличительный орнамент, своя цветовая гамма.Кочевая жизнь наложила отпечаток на творчество эвенков. Кочуя по бескрайним просторам, эвенки подмечали краски природы, узоры, переносили их на одежду и предметы домашнего обихода.

Сегодня на севере Забайкалья живут мастерицы, которые продолжают традиции предков – шьют унты, головные уборы, эвенкийские костюмы. Свои изделия мы регулярно вывозим на всероссийские и международные выставки. Последняя такая выставка «Сокровища Севера» прошла в сентябре в Москве. Свои уникальные работы представили Галина Антоновская, она украшает свои костюмы фантазийными узорами из эвенкийского фольклора, Елена Беляева, которая с легкостью может воплотить в жизнь любой замысел дизайнера, она помогала мне шить эвенкийские летние костюмы, и Галина Филиппова – мастер по изготовлению унтов. Да многие представители старшего поколения и шьют, и изготавливают изделия из меха для использования в быту, для создания уюта. Для того, чтобы юные эвенки знали и владели этим искусством, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера проводит планомерную работу по обучению дошкольников и школьников, всех желающих основам декоративно-прикладного творчества. В последние несколько лет нам активно в этом помогает ООО «Удоканская медь». В Каларском округе при поддержке компании мы в прошлом году провели в разных селах мастер-классы для всех желающих, для разных категорий населения. В этом году продолжили эту работу. Причем занятия дифференцированы, сложность выполнения работ зависит от категории участников. С теми, кто не дружит с иголкой и ниткой, – делаем кулоны, обереги. Для популяризации эвенкийской культуры среди русского населения учим изготавливать эвенкийских кукол, рассказываем, какие бывают орнаменты. Всем нравятся такие занятия.

- А в чем заключается помощь «Удоканской меди»?

- В первую очередь, благодаря их спонсорской поддержке мы приобретаем материал, ткани, тесьму, бисер, они оказывают помощь в поездках по селам. Понятно же, что такие выезды и материально, и трудозатратны. Обычно мы приезжаем в поселение, где нас уже ждут, проводим одно занятие во второй половине дня, потом утром следующего дня – еще одно занятие и возвращаемся домой. Проходят встречи на базе дома культуры или школы. Например, в Куанде мы проводим такие занятия на базе школы-интерната, где живут 75 детей, в том числе дети из эвенкийских семей. Давно заметили – все, что нужно сделать своими руками, у детей вызывает неподдельный интерес. А мы к каждому мастер-классу серьезно готовимся. В первую очередь определяем: эти мастера смогут сшить жилетки, а тех лучше научить шить головные уборы, а здесь совсем слабые ученики, дети например, с ними будем изготавливать кукол. На основе этого анализа делаем заготовки.Там, где в мастер-классах участвуют мастера-швеи, изготавливаются серьезные вещи, которые остаются им на память. В прошлом году мы шили для нашего танцевального коллектива школьников 12 национальных жилетов. Мы уже объездили все поселения района. Нас зовут снова. Мы понимаем, что это востребовано, но пандемия вносит коррективы.

Безусловно, главная наша цель – повышать квалификацию мастеров по пошиву эвенкийских костюмов. Нам хочется передать как можно больше своих знаний.

- В прошлом году в России заработал механизм учета коренных малочисленных народов. Известно, что Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ более пяти лет проводила работу над беспрецедентным по своей значимости механизмом сохранения прав коренных малочисленных народов России. А сейчас забайкальское региональное отделение принимает участие в составлении Реестра коренных народов?

- Безусловно. Я являюсь исполнителем проекта, который получил грантовую поддержку в краевом конкурсе. В Каларском округе вместе со мной работу по включению эвенков в Реестр коренных народов проводят пять человек. Основные мероприятия мы провели. Те, кто активно хотел попасть в Реестр, написали заявления и собрали пакет документов. Считается, что в Забайкальском крае коренные малочисленные народы компактно проживают на территории Каларского, Тунгокоченского и Тунгиро-Олёкминского районов, всего чуть более 1100 человек. Примечательно, что в Чапо-Олого и Икабье все жители, 100-процентно, написали заявления, в Чаре люди приняли участие частично. Чтобы попасть в Реестр, необходимо заполнить бланк заявления на 12 страницах, не каждый сельский житель самостоятельно разберется, что и в какую графу писать. Еще в должности президента Ассоциации КМНС я организовала обучение членов организации из трех районов, где проживают эвенки, на семинарах в Чите. В Каларском округе есть помещение, установлен график работы, и жители по желанию могут прийти и подать заявление. Все данные мы отправляем в Федеральное агентство по делам национальностей.

Остались пессимисты и антагонисты этого начинания. Но, я уверена, и они, поняв смысл документа, обратятся и напишут заявление. Кстати, с 1 октября оформить заявки на включение в единый федеральный реестр можно в многофункциональных центрах. Новый сервис делает эту процедуру проще и удобнее для граждан. Надо понимать, что создание этого Реестра упрощает представителям малочисленных народов оформление всех положенных льгот. С февраля 2022 года для получения выплат или пособий, а также разрешения на занятие традиционной хозяйственной деятельностью не надо будет каждый раз представлять документы, подтверждающие национальную принадлежность. Уполномоченные органы будут сами получать необходимую информацию с помощью системы межведомственного взаимодействия.

- А есть трудности, которых вы не ожидали, но с которыми столкнулись в ходе работы?

- В нашем Каларском округе за заверение одного документа, например свидетельства о рождении, надо заплатить 10 рублей. А в некоторых поселениях соседних районов запросили от 100 до 200 рублей. Пришлось подключаться, сама лично просила пересмотреть тариф хотя бы для заверения документов для включения в Реестр. У нас не было помещения, но глава округа Сергей Климович нам помог. Нам выделили кабинет на три рабочих места. Кстати, по сравнению с Иркутской областью или с Республикой Бурятия мы идем на уровне. Конечно, мы не можем сравниться с Ямало-Ненецким автономным округом, где эта работа централизована и давно отлажена.

- Инна Николаевна, в своих прошлых интервью вы рассказывали, что для осуществления традиционной хозяйственной деятельности эвенки-оленеводы получали помощь от государства и инвестора, занимающегося освоением Удоканского месторождения. В настоящее время эта работа ведется?

- ООО «Удоканская медь» продолжает свой проект, направленный на финансовую помощь оленеводов. Эвенки получают единовременные выплаты для подготовки к зиме перед кочевкой со стадом оленей, охотники – перед охотничьим сезоном. Кто-то скажет: сумма небольшая, 16 тысяч рублей, но эти деньги очень помогают, потому что они реальные. На эти средства люди на квартал продуктов покупают. Кроме того, спонсоры помогают оленеводам при строительстве охранной изгороди, выделяют продуктовые наборы для строителей, топливо для транспорта. Оленей не остановишь в маленьком стойле, как, например, коров. Для них строят десятикилометровые загоны между горами, чтобы они не ушли далеко. Иначе никак, за сутки олень может пройти до 100 километров, где его потом искать?! Испокон веков наши оленеводы такие изгороди делали. А ведь эту внешнюю преграду со временем приходится ремонтировать. В этом тоже помогают спонсоры.

- В прошлые годы «Удоканская медь» спонсировала и ваши образовательные проекты. В этом направлении продолжается сотрудничество?

- В прошлом году мы заключили трехсторонний договор о создании на базе ЗабГУ онлайн-школы эвенкийского языка, подготовили онлайн-уроки. Вызвано это было пандемией коронавируса, но нам сыграло только на руку. Аудио- и видеоматериалы теперь доступны для студентов разных курсов, в любой момент ими можно воспользоваться. Вообще, я пришла к выводу, что на обиходном разговорном эвенкийском языке можно легко научиться говорить, надо только этим заниматься. Однажды в Бурятии, куда мы приехали на фестиваль, я услышала, что бегающие рядом дети свободно общаются на эвенкийском языке. Это не подтасовка, их никто не заставлял, просто это значит, что в семье говорят на родном языке. Хочется, чтобы и у нас в семьях язык не забывали.

А в сентябре благодаря поддержке компании мы реализовали грандиозный проект – свозили десять наших старшеклассников в Санкт-Петербург, провели для них профориентационную работу в государственном педагогическом университете имени Герцена, на базе которого существует институт народов Севера. Там есть целевой набор, и мы решили, а почему бы не познакомить с институтом наших старшеклассников, вдруг да кто-нибудь заинтересуется. Там есть бюджетные места, общежитие и аудитории расположены в одном здании, что очень удобно. По секрету скажу, встретили нас по-особому тепло, потому что в институте проректором по работе с регионами работает наша землячка-эвенкийка Софья Александровна Унру. Компания «Удоканская медь» оплатила нам дорогу, питание, организовала экскурсии. Мы побывали с ребятами в питерском отделении Ассоциации КМНС. Теперь наши школьники имеют представление о вузе и некоторые изъявили желание попробовать туда поступить. Мы, люди сельские, отметили для себя, что Питер – город безопасный, у людей есть понятие толерантности. Мы азиаты, нас выдают раскосые глаза, и все равно чужими себя там не почувствовали.

- В региональное отделение Ассоциации КМНС входят жители разных северных районов. Но так получается, что каларцам повезло, вам помогает инвестор. А жителям Тунгиро-Олекминского или Тунгокоченского районов не обидно?

- Да нет, у них тоже есть инвесторы, которые их поддерживают. Но хочу заметить, руководство «Удоканской меди» никогда не делит эвенков на тех, что проживают в Каларском округе, и в других районах. Например, вместе с детьми из округа в Питер ездили двое школьников из Тунгокочена. Ранее мы выезжали в Москву на выставку «Сокровища Севера» и тоже помогали землякам из соседних районов. Когда нам выделяются деньги на участие в фестивалях, к примеру, в Улан-удэ или в Якутске, мы тоже выезжаем делегацией, которую составляют эвенки разных районов края.

Конечно, надо понимать, что ни с того ни с сего «Удоканская медь» не принесла бы нам деньги в свое время. Наше сегодняшнее сотрудничество – результат многолетней работы. Мы, я имею в виду Ассоциацию, на протяжении ряда лет выигрывали гранты, в том числе президентский, и добросовестно их отрабатывали. У нас в копилке опыта – 10 успешно реализованных грантовых проекта. В компании об этом знают, они уверены, коль мы просим денег, то используем их строго по назначению и за каждую копеечку отчитаемся.

Сейчас у нас намечается новый проект – в онлайн-формате мы планируем провести праздник Бакалдын (встреча). И уже почувствовали плюсы мероприятия такого формата. Бывает, что праздник аккумулирует творческие силы, отнимает много энергии в ходе подготовки, но доступен ограниченному числу людей, тех, кто непосредственно собрался. А здесь материалы останутся в истории. Будут представлены национальные кухни, организована демонстрация национальных костюмов, запланирована обрядовая часть. Мы надеемся, мероприятие будет интересным для всех жителей края.

Виктория Сивухина

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.