И вместе встретим солнце...

В конце июня специалистами отдела традиционной культуры Учебно-методического центра культуры и народного творчества Забайкальского края была организована и проведена фольклорно-этнографическая экспедиция в таежное село Тунгокочен, где компактно проживают представители коренных малочисленных народов Севера – эвенки. В рамках экспедиции сотрудники центра посетили традиционный эвенкийский праздник Дылача Бакалдын, что в переводе означает «Встреча солнца». О том, как это было, нам рассказала методист отдела традиционной культуры центра Наталья Решта.

Вопросам сохранения и поддержки коренных малочисленных народов Севера в нашем регионе уделяется особое внимание, в том числе и на государственном уровне. Эвенки – один из самых многочисленных северных народов, сохранивший самобытность и древние религиозные верования. Уникальные по своей сути быт и культура эвенков привлекают внимание исследователей. Вот и целью прошедшей экспедиции было изучение информации об особенностях быта эвенков на кочевых стоянках, охоте, рыбалке, традиционной кухне, национальном костюме, изготовлении лекарственных отваров.

Есть чему поучиться

Охота является традиционным занятием эвенков с незапамятных времен. В ходе экспедиции сотрудникам центра удалось зафиксировать уникальные сведения, связанные с этим. Потомственный охотник и оленевод Виталий Душинов поведал об особенностях добычи соболя. По словам Виталия, он каждый год осенью отправляется в тайгу на охоту, откуда возвращается лишь весной. Таким образом, тайга становится ему родным домом на всю долгую и суровую забайкальскую зиму. Его сестра Наталья вспомнила эвенкийские сказки, которые когда-то она слышала от своей матери.

Мастер декоративно-прикладного творчества Тамара Найканчина поделилась секретами выделки оленьей шкуры и изготовления национальных ковров-кумаланов, широко использующихся в быту эвенков. Примечательно, что весь процесс, начиная с первичной обработки шкуры и кончая отделкой готовой вещи, как в прошлом, так и сейчас осуществляется вручную. Отсутствие каких-либо машин и механизмов делает процесс изготовления ковров чрезвычайно длительным и трудоемким, однако результат стоит того. Готовые изделия отличаются удивительной красотой и изысканностью. Для Тамары Найкачиной ее занятие является источником дохода, так как желающих приобрести кумаланы в качестве сувенира недостатка нет. Сотрудники центра зафиксировали технологию создания изделий поэтапно.

Премудрости процесса обработки шкур животных поведала еще один мастер декоративно-прикладного творчества – Елена Горбунова, в чьих умелых руках шкурки приобретают шикарный блеск и лоск. Поставщиками шкур животных для мастериц являются местные охотники. По словам умелиц, бывают случаи, когда материал достается им бесплатно.

Сохранить и приумножить

На базе центра существует музей нематериального культурного наследия «Живая старина Забайкалья», экспозиция которого регулярно пополняется усилиями сотрудников. Собранные в ходе экспедиций фотографии, видеоролики, фильмы, презентации демонстрируются приходящим в центр на экскурсии студентам и школьникам.

Сбор фольклорного материала коренных малочисленных народов Севера также относится к приоритетным направлениям работы центра. По результатам записей публикуются сборники под общим названием «По следам экспедиций», ознакомиться с которыми может каждый желающий.

Стоит заметить, что сохранению и развитию национального языка в селе Тунгокочен уделяется особое внимание. В местном детском саду малыши посещают обязательные уроки эвенкийского языка. При сельском Доме культуры действует эвенкийский народный ансамбль «Дяндыктал», состоящий из детей и молодежи.

Дылача Бакалдын

Сотрудникам центра в ходе поездки посчастливилось стать участниками районного праздника Дылача Бакалдын, посвященного встрече солнца. По этому поводу 23 июня в Тунгокочен приехали представители соседних сел, чтобы под национальные песни и пляски окунуться в атмосферу национального колорита. Потомственный оленевод Николай Арунеев открыл церемонию обряда очищения, который заключается в том, чтобы пройдя через так называемый «дымокур» освободить свою душу и тело от всего лишнего и негативного. Дымокур представляет собой костер, в который шаман кидает специально собранные для этого обряда таежные травы и, произнося при этом определенные слова, окуривает присутствующих. После этого участники обряда приветствуют солнце, подняв к небу руки, проходят под символическими воротами и с хорошими помыслами обращаются к символическому для эвенков животному – оленю. По словам Натальи Решты, для проведения обряда была использована лишь имитация животного, представляющая из себя деревянный каркас с накинутой на него шкурой оленя, поскольку, к сожалению, на сегодняшний день в районе оленей нет. Следующим этапом обряда является обращение к духу медведя. Его также необходимо задобрить, чтобы хозяин тайги проявил к вам благосклонность. Повязанная с добрыми пожеланиями на дерево цветная ленточка завершает обряд, результатом которого должно стать очищение от всего плохого.

Традиционная национальная одежда эвенков отличается удивительной красотой и изысканностью. В этом смогли убедиться сотрудники центра, принимавшие участие в празднике. Гости фестиваля – от мала до велика были одеты в национальные костюмы, и на фоне потрясающих местных ландшафтов это многообразие красок выглядело впечатляюще.

Завершила мероприятие эвенкийская народная забава, заключающаяся в том, чтобы набросить веревку с кольцом на рог оленя. В общем, праздник удался. Его гости расходились по домам с твердым намерением присутствовать на этом увлекательном мероприятии в следующем году, когда снова придет пора встречать наше удивительное и ласковое забайкальское солнце.

Екатерина СКОРОХОД
Фото Учебно-методического центра культуры
и народного творчества
Забайкальского края

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.