Гостеприимные и радушные

Переселение татар с западной части России на Дальний Восток и в Забайкалье началось ещё в 17 веке. Кого-то привозили обманом, кого-то силой, некоторые ехали добровольно. Основной деятельностью татар стали сельское хозяйство и скотоводство, им обещали грозди винограда на заборах, а привезли в степь. Деваться было уже некуда - заселялись, строили дома, обживались в нашем суровом климате. Этот народ и сейчас отличается исключительным трудолюбием. Татарскую общину Забайкалья возглавляет Тагир Аглямов.

По данным переписи населения в Чите около 6 тысяч татар, но многие даже не указали национальность, говорят - русские. И сколько на самом деле тех, в ком течёт татарская кровь - неизвестно.

Преодолевая языковой барьер и разногласия с местными жителями татары осваивались и ассимилировались. Бабушки рассказывают, как раньше дрались деревня на деревню татары и русские, пока одна умная женщина не предложила объединиться уже колхозами, чтобы удвоить показатели.

Так, постепенно, по всему краю татары и русские объединялись и некоторые особенности внешности и языка стирались.

В советские годы, после второй мировой войны было сложнее всего, многие бежали в Китай. Но те, кто остался, потом жили дружно: много работали, вместе восстанавливали мирную жизнь.

“Народ определяет и отличает два признака: язык и письменность. Терять их ни в коем случае нельзя”, - с этого начинается наш разговор про татарский язык.

Тем временем на столе несколько книг и диск с аудиокурсом. Всё это Аглямов привозит из поездок. Сам он говорит, пишет и читает на татарском, ведь родился в Татарстане, а в Читу попал после службы в армии, женился и остался.

К сожалению, история нашей страны совсем недавно прекратила “заметать” национальные особенности народов, которые проживают на этих территориях. В паспортах мы все “русские”, учим в школе русский и иностранные языки, и мало кому из детей интересно учить родной язык их семьи. Однако всё зависит от родителей.

Татары исповедуют ислам. Раньше жили строго по Корану, но как и многие народности, со временем стали относиться к этому аспекту жизни проще. Однако священная книга передается у многих из поколения в поколение.

В 1904 году местный купец Нигматулин отдал свою землю под строительство мечети. Начали строить в 1904 году, в 1907 - закончили. С того момента именно в том районе укрепилась татарская махалля (место компактного проживания). Сейчас это в районе улицы Анохина.

Читинская мечеть построена в казанском стиле, по факту, это самая старая мечеть на всём Дальнем Востоке.

До 2017 года в Чите существовала общественная организация “Чишма”, которая отвечала за культурно-массовые мероприятия татаро-башкирской общины, но к сожалению, после кончины первого её председателя, организация просуществовала недолго.  Хосаен Хакимов был основоположником “Чишмы”, хотел объединить татар, поэтому и первый “Сабантуй” провели на его ипподроме, который и ныне носит его имя.

В 2011 году благодаря действующему тогда губернатору Гениатулину, праздник впервые поддержал и муниципалитет.

“Когда бабушки и дедушки, которые здесь родились и никогда не видели национальный праздник, наконец смогли в нём участвовать, они плакали”, - рассказывает Тагир Аглямович.

Сабантуй - главный национальный праздник, имеющий более чем тысячелетнюю историю. Праздник проходит очень ярко и весело, с множеством конкурсов, игр и, конечно, турниром по национальной борьбе «куреш», в котором участвуют все желающие. Но начинается всё со скачек. И устроен праздник так, чтобы даже в соревнованиях и играх не было проигравших, призы достаются всем, а лучшие призы дают за первое и последнее место.

Последний Сабантуй в Забайкалье был проведен в 2016 году.

Татаро-башкирская диаспора края, насчитывающая около 11 тысяч человек, всегда отличалась своим активным участием в общественной жизни региона.

После очередной смены руководителей властных структур праздник даже не был запланирован, как общественно-значимое мероприятие, не предусмотрены средства в бюджете.

А помнить историю своего народа, чтить его традиции и обычаи – очень важно. Тагир Аглямов уверен, что участие в празднике с удовольствием примут представители народа, проживающие не только в Чите. В крае ещё сохранились места исконного компактного проживания татар. Такие деревни есть в Акшинском районе, в Агинском Бурятском округе. Село Новокургатай, например, является одним из мест компактного проживания татар. Раньше там была мечеть, при ней медресе (школа для детей из татарских семей), её уничтожили в годы советской власти. Сегодня в местной библиотеке села Тыргетуй оборудован «Уголок татар», где документально представлена история народа.

Тагир Аглямович считает, что праздник как нельзя лучше подходит для многонационального Забайкалья, в котором могут участвовать все желающие.

Мы настроены оптимистично, будем активно участвовать во всех мероприятиях, запланированных в масштабах Читы и Забайкальского края. Только работая системно и в тесном взаимодействии со всеми общественными организациями и структурами органов власти, мы добьёмся желаемых перемен в жизни.

В 2012 году в Чите была открыта школа татарского языка. За парты сели около двадцати татар разного возраста. Но вскоре учитель татарского языка, полковник медицинской службы в отставке Габдулла Саидгариевич Ахмедьянов, переехал из Читы на историческую родину в Самару, и школа прекратила свою работу.

Руководитель детского вокального ансамбля «Город детства» КДЦ «Спутник» Елена Иванова часто обращается к культуре татар. Вместе с детьми разучивает татарские песни и танцы. Говорит, выучить песни на татарском языке детям очень сложно. Трудно правильно передать произношение. При подготовке музыкальных номеров они часто обращаются за консультациями к Тагиру Аглямовичу Аглямову и Саиду Салиховичу Шарафутдинову, носителям языка.

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.