Гореть самому, зажигать других

Таково жизненное кредо этого человека

Сегодня гость редакции «Азии-Экспресс» – наш коллега, журналист Вадим Кругляк. Человек, неизменно придерживающийся активной жизненной позиции, которого не могут оставить равнодушным и безучастным ни проблемы ставшей для него родной Пушкинской библиотеки, ни жизненные перипетии сослуживцев, ни вопросы безопасности страны в целом…

Интервью нашего корреспондента Виктории Сивухиной изложено в формате непритязательной, размеренной беседы, в которой раскрываются взгляды нашего собеседника по самому широкому спектру вопросов. 

В последующих номерах газеты в рамках патриотического проекта Общественной палаты Забайкальского края «Инфекция сознания», автором которого является эксперт Комиссии по вопросам культуры и гармонизации межнациональных отношений ОП Вадим Кругляк, будут опубликованы «Заметки ОТТУДА», написанные им на основе его недавней поездки на Донбасс и содержащие неопровержимые факты фашизации украинского общества.

– Вадим Витальевич, Вы в Забайкалье недавно, но уже успели, скажем так, сделать себе имя, зарекомендовать себя и профессионалом своего дела, и рядовым гражданином, которому наш край не просто приглянулся, но и по-настоящему запал в душу. Именно это заставило нас встретиться с Вами и рассказать о Вас нашим читателям…

– Хочу сказать сразу: жизнь – штука хитрая, сложная и порой длинная. И чтобы не делать ее короче, а заодно – привносить в нее тоску, безнадёгу и прочий негатив, желательно следовать одному простому правилу – побольше иронии, поменьше – всевозможных и никому не нужных головоломок.

В свое время отец сказал мне: «Сынок, будешь серьезно относиться к жизни – двинешься раньше времени!» И ведь, по большому счету, это так и есть! Проверено опытом поколений. Межличностные отношения, а тем более близкие, интимные – не та сфера человеческих отношений, где наука имеет превалирующее значение. Необходимо во всем стараться находить разумный баланс. Да, это сложно, но по-другому никак! Ведь, согласитесь, это все же лучше, чем постоянно доставать себя и окружающих недоверием, сомнением, ревностью и прочими «прекрасностями» вашей неуёмной натуры?!

Народный эпос – субстанция постоянная и неиссякаемая. А тонкий славянский юмор способен любую жизненную ситуацию преподнести и обыграть в самом выгодном свете, когда, казалось бы, всё – тупик и кирдык в одном лице, дальше – только бездна, мрак и самые жуткие ожидания. Но мягкая ирония способна поистине вершить настоящие чудеса и возвращать некогда утерянный вкус жизни.

Жить просто по инерции – бессмысленно! Что может быть хуже и ужаснее банального прозябания и бесцельного существования?

Человеку нужен человек! Для чего? Нет, не для решения каких-либо глобальных задач. Хотя и это тоже имеет место быть. А для удовлетворения и воплощения обычных, приземленных базовых человеческих ценностей, наслаждения повседневными радостями, а когда и преодоления выпадающих на нашу долю горестей, без которых жизнь невозможна по определению.

Меня всегда удивляла алогичность, противоречивость и откровенное лицемерие этого мира. С того самого момента, когда я впервые обнаружил явное расхождение в общественном сознании и обществе как таковом, где говорят одно, а думают совершенно иное. Более того, и делают совсем не то, что изначально декларировали и выносили на всеобщее обозрение. 

Почему-то принято почитать и на все лады расхваливать тот же экспрессионизм, а умиляться от реализма. Часами пудрить друг другу мозги относительно художественной и философской ценности того же «Черного квадрата» Малевича и тут же, за углом, заглядываться на миловидную дамочку, с удивлением отмечая про себя тот очевидный факт, что все ее физические параметры вполне соответствуют вашим собственным представлениям, а не тем «шедеврам», которые навязывают нам своими «бессмертными творениями» все эти Пикассо и прочие «гении». 

Мы привыкли «заворачиваться» от всякой откровенной муры, а в действительности зачастую с удивлением осознаем, что двойные стандарты в нашей жизни не только имеют место быть, но и привносят в нашу бытность элементы откровенного вранья, завуалированного под официальную позицию, а значит – единственно правильную и не требующую доказательств, к тому же – густо приправленную всевозможными псевдофилософскими бреднями.

– Насколько я понимаю, мы плавно подошли к нынешнему глобальному противостоянию здравого смысла в лице России и не поддающейся логике позиции так называемого коллективного Запада. Вы являетесь автором проекта «Инфекция сознания», в котором откровенно раскрываете неприглядные факты досадного перерождения некогда братской нам Украины…

– Мир человеческих взаимоотношений чрезвычайно сложен. И речь в книге «Сон разума рождает чудовищ», которая под моим пером уже находится на стадии завершения, пойдет об отношениях, которые, с одной стороны, приказали долго жить, но, с другой, продолжают терзать душу. В психологии это называется «незавершенная ситуация». 

В этой книге через призму отношений мужчины и женщины показана наша обыденность и бытовуха, любовь и измена, душевные терзания и социальные потрясения. Без прикрас и наносного пафоса. Без лицемерия и ханжества. Через боль и тернии. На фоне экономического и политического хаоса, оголтелого национализма и реальной фашизации украинского общества, повальной безработицы, резкого обвала патриотизма вследствие утери привычных и еще совсем недавно понятных ориентиров ввиду полного отсутствия национальной идеи.

Почему именно среди творческих людей так много неопределившихся, несчастных, пьющих, потерявших цели и ориентиры в жизни? Потому как творчество, как правило, проходит через сердце. Тонкой и хрупкой нитью. И расхожее мнение, что художника может обидеть каждый, как нигде точно отражает сюжет книги.

Ценою неимоверных – духовных и физических – усилий главный герой произведения все же находит свою собственную нишу в этом безжалостном и запутанном мире, заставляя себя как бы подняться над мирской суетой и собственными эмоциями. Благодаря качествам, присущим его неординарной, волевой и целеустремленной натуре, он понимает свое истинное предназначение и просто схватывает на лету те жизненные ориентиры, которые способны сделать его по-настоящему счастливым. 

И именно поэтому не приходится сомневаться, что ему удастся не только нащупать вечно ускользающие волшебные нити бытия и постичь непостижимый, к сожалению, для многих смысл этой весьма любопытной жизни, но и, преодолев свой извечный заскорузлый консерватизм, заставить себя войти в некую потайную дверь и обнаружить за ней совершенно иное качество реального мира – чуть непознанное и несколько неожиданное.

Но вот… можно ли назвать это счастьем?! Тут автор оставляет право каждому из своих будущих читателей самим судить и делать выводы, удалось ли главному герою – будучи неисправимым идеалистом-романтиком по своей сути – избавиться от груза собственных иллюзий.

Эта книга призвана помочь разобраться в самом сложном и самом актуальном вопросе человечества – жизни ради жизни! Ведь одиночество – это НЕ нормально! Более того – это страшно! И противоестественно. Человеку нужен человек!

С другой стороны, хотелось – ничего не сглаживая и приукрашивая – показать реальность и натуральность тех событий, которые превратили некогда самый настоящий рай на земле – Украину – в его обратный аналог. 

Но… все это безумие, которое охватило Донбасс и, по большому счету, всю Украину… в данной книге проходит лишь рефреном, подчеркивая исключительно отдельные периоды в жизни главных героев произведения. 

А вот правдивую историю и предысторию трагических событий в новейшей летописи Украины я постараюсь изложить в своей отдельной книге. Не сомневаюсь, что это будет приговор нынешнему киевскому режиму, пришедшему к власти в результате государственного переворота и перевернувшему с ног на голову все то, что строили на этой многострадальной земле многие поколения наших героических предков на протяжении веков. 

Безусловно – это будет приговор и президенту Украины Зеленскому, явно «слетевшему с катушек», и его ближайшему окружению, которые в памяти Донбасса НАВСЕГДА останутся детоубийцами, разрушителями судеб миллионов людей по обе стороны Днепра. И даже, если сегодня они лично перецелуют всех оставшихся в живых детей на востоке страны и будут старательно изображать из себя миротворцев и доброжелателей… кровь на их руках не отмоется НИКОГДА и останется НАВЕЧНО на их совести! Конечно, если она у них есть.

– Вы ездили на Донбасс для того, чтобы пополнить свои знания относительно того, что там сейчас происходит, или…

– Или! Становление этого государства, полное моральное, общественное, экономическое разложение Украины происходило на моих глазах. Начиная с 1991 года, с первого дня свалившейся на нее независимости. Работая в пресс-службе губернатора Донецкой области, будучи главным редактором областной газеты «Ветеран Донбасса», я обладал вполне достаточным багажом информации. А нынешняя поездка в регион, который на протяжении долгих восьми лет находится под беспрестанным прессингом со стороны неонацистского киевского режима… Моему отцу, боевому полковнику, довелось пройти через «горячие точки» и выполнить данную им воинскую присягу на верность народу и государству. Я не люблю красивых фраз, напускного пафоса, высокого слога… С моей стороны эта поездка была неким душевным порывом, желанием помочь моей стране, тем ребятам, которые с оружием в руках отстаивают сегодня российскую аутентичность и право на самоопределение. Помочь тем, что в моих силах и в моей компетенции. Я взял очередной отпуск и… поехал отнюдь не на Багамы или Мальдивы. А, взяв ручку и блокнот, за свои собственные деньги отправился на войну. Знаю, что кто-то меня не поймет, но… Скажу так. У каждого из нас в определенное время наступает некий момент истины, когда ты задаешься банальным, в сущности, вопросом: «А зачем ты жил? Что полезного сделал ты для людей?» Нет, это не исповедь перед последней инстанцией. Это нечто совсем другое – ответ самому себе! Прямой и честный! И тут не сошлешься на забытый дома учебник или невыученный урок. Здесь сама жизнь преподносит тебе этот самый урок. Суровый и неотвратный! 

Знаете… Когда стоишь на Аллее ангелов в Донецке, перед памятником погибших детей… Жизнь начинаешь ощущать совсем по-другому, под совершенно иным углом. В полной мере понимаешь всю тленность бытия, хрупкость этого мира, когда материальные ценности однозначно уходят на задний план, на его задворки… Это трудно объяснить словами, потому как целый шквал эмоций распирает твою душу. 

…Рядом со мной стояла молодая еще, лет тридцати, девушка. В черном платочке, с букетом гвоздик в руках. Ее неотрывный взгляд был привязан к одному из имен, выбитых золотой краской на обелиске. Невольно, инстинктивно я обнял ее за плечи. По-отечески, по-христиански. Марина, как она позже представилась, уткнулась мне в грудь и беззвучно заплакала. Лишь изредка вздрагивая всем телом, стараясь подавить предательски прорывающиеся всхлипы. В конце концов, она перестала сопротивляться исходившим из кровоточащей души эмоциональным позывам и громко, не стесняясь, зарыдала. 

«Зачем они пришли, кто их звал?» В ее взгляде читался немой укор тем, кто стоит за всей этой вакханалией, унесшей жизнь ее малышки. И это справедливые вопросы убитой горем женщины. Ей не нужно объяснять все эти хитросплетения мировой геополитики. Ее личный мир давно сузился до размеров надписи, нанесенной на монументе…

– Вы родились на Украине, в знаменитой на весь мир – с легкой руки Ильфа и Петрова – Жмеринке. В этом некогда воспетом классиками зарождающейся советской литературы городке провели первые два года своей жизни. Но так уж сложилось, что пути Ваши разошлись и в последующем больше никогда не пересекались. Это так?

– Родиться я мог где угодно. Армейская доля мотала моего отца по городам и весям не только нашей необъятной страны – бывшего тогда Советского Союза, но и за его пределами. Семь лет жил в Германии, пошел там в первый класс… Однажды мы с мамой ради спортивного интереса решили подсчитать, сколько наша семья поменяла различных квартир за время службы отца. Получилось более сорока.

Что же касается моей малой Родины… Жмеринка – обычный во всех отношениях районный центр. Каких – сотни на густонаселенной карте Украины. За исключением, разве что, местного железнодорожного вокзала. Говорят, в его первозданной архитектуре было что-то столь необычное, что открывать сей неординарный объект – в начале прошлого века – лично прибыл император всероссийский Николай II. А надо сказать, что императоры по тем временам так просто, от нечего делать, по необъятной матушке-России не шатались. В отличие от некоторых нынешних украинских президентов, которые так и норовят улизнуть из родимого Отечества за ближний или дальний бугор. Лишь бы – не работать! Оттого, видать, и живет теперь эта страна так «счастливо». Но всё больше – «весело»!

…Вокзал в форме многопалубного корабля, один из красивейших на континенте и неприлично величественный для малороссийской глубинки, был специально построен для временного пребывания августейших особ по пути на «юга». В здании были предусмотрены особые царские палаты, в которых неоднократно останавливался самодержец со своим сиятельным и многочисленным семейством.

Расположенный на полпути между Винницей и Одессой, оный городишко своей ментальностью и колоритным говором уж очень напоминал не менее известный на европейских просторах черноморский град, увидевший свет на карте России по указанию Екатерины II. Благодаря своему яркому характеру и своеобразной речи он ничуть не уступал Южной Пальмире.

Предвоенная Жмеринка – своего рода один сплошной КВН. Ее центральный рынок ежедневно выдавал столько «пёрлов» и крылатых фраз, что современные юмористы просто бы застонали от зависти. «…А она ейному начальнику и отвечает: «А какое Вы право имеете мне «твою мать» говорить? Вы же мне не муж?» «Мадам докторша, Вы ж помацайте – это ж не птица, а чистый конь. Вы с ее месяц будете кушать». «Доктор, а собачке Ви можете роды принять? Я Вам заплачу, как за человека». «Вы не скажете, почем стоит это мясо? – Почему не скажу?! Мы с вами разве поссорились?» «Жёра! Не бей так сильно Изю! Вспотеешь!» «Сара, как тебе нравится мое новое платье? – Извини, Роза, я спешу, мне сейчас не до скандалов!» «Софа Моисеевна, сколько Вам лет? – Та каждый год по-разному!»

Подобных фраз Жмеринка выдавала на-гора «тоннами». И, пожалуй, это была если и не главная ее достопримечательность, то уж точно – известная далеко за ее пределами.

Увидеть белый свет мне посчастливилось именно в этом живописном уголке центральной Украины. И произошло сие достопримечательное событие в семье совсем тогда еще «зеленого» лейтенантика, не так давно блестяще, с красным дипломом окончившего Львовское военно-политическое училище. 

За кои-то веки существования достославного учебного заведения, где готовили грозных красных комиссаров, об одном из его лучших воспитанников даже сняли документальный фильм под незамысловатым названием «Лучший курсант». И это знаменательное и неординарное – в то время еще не обо всех курсантах снимали клипы и даже целые сериалы! – событие явилось отправной точкой в долгой, яркой и непростой судьбе будущего боевого полковника. 

Для начала отца отправили в Германию. Меня – по малолетству – естественно никто и ни о чем не спрашивал – просто-напросто погрузили в вагон вместе с немногочисленным багажом и под дружный рёв паровоза и родственников на долгих семь лет доставили на историческую родину не так давно почившего в Лету тысячелетнего Третьего рейха. 

Нельзя сказать, что по этой самой причине моя мама была в восторге от столь почетной миссии. Но отказываться в те времена от оказанного доверия партии и правительства было как-то не принято. Поэтому в семье благоразумно посчитали, что Германская Демократическая Республика – это всё же лучше, чем солнечный, но отнюдь не греющий Магадан. 

И не ошиблись. Опасения оказались явно завышенными и абсолютно напрасными. Недобитые и прижавшие «хвосты» последователи бредовых идей бесноватого фюрера давным-давно разбрелись по всему белому свету. А если где и завалялся какой недобитый фашистик, то высовываться ему не было никакого резона – местные «штази» наглухо перекрыли кислород всем тем, у кого при одной только мысли о «великом» Адольфе инстинктивно дёргалась правая рука и норовила взмыть вверх в нацистском приветствии. 

К слову, восточные немцы, в сущности – те же русские, только свои мысли почему-то излагавшие на немецком. Это слегка напрягало, но лишь первое время. Единственное, что отличало их от нашего брата – уровень личной культуры и засевшее на глубоком подсознании беспрекословное преклонение властям. И это, пожалуй, две основные фишки, на которых веками держится эта нация. 

Иной уклад и наше всепроникающее коммунистическое мировоззрение, жестко регламентирующее нормы поведения на еще недавно вражеской территории, накладывали свой отпечаток на родимый воинский контингент. Численность его, к слову, превышала все армии западных государств Европы вместе взятые. И уже только одно это заставляло всех потенциально недовольных сидеть тихо и мирно.

Продолжение в cледующем номере

Беседовала Виктория Сивухина
Фото из личного архива Вадима Кругляка

Материал создан при поддержке Губернатора Забайкальского края, Фонда развития Забайкальского края» и при софинансировании Фондом президентских грантов.

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.