Главное – дух эвенкийский хранить

На Земле проживает более 7,5 миллиарда человек самых разных национальностей. Про большинство народов мы знаем с детства, но в мире есть огромное количество людей, чья культура и традиции остаются для нас тайной. К сожалению, современная цивилизация способствует неизбежной ассимиляции, и некоторые народности постепенно исчезают. Дабы не допустить исчезновения коренного народа забайкальского севера – эвенков, в стране и в нашем регионе предпринимаются различные шаги, направленные на сохранение их многовековых традиций и обычаев, языка и быта.

Здесь оживают сказки и легенды

В прошлом году Каларский историко-краеведческий музей был кардинально отреставрирован по программе социального развития центров экономического роста. В этом году проводится ремонт фасада и благоустройство территории. Сотрудники музея и каларцы с нетерпением ждут, когда можно будет переступить порог обновленного учреждения и погрузиться в сказку.

А это без преувеличения так и будет. В ходе реконструкции в залах музея установлено много мультимедийных технологий, которые создают эффект присутствия.  К примеру, в зале «Под полярной звездой» посетители погружаются в атмосферу быта эвенков, и встречает их колыбельная песня эвенкийской женщины. Только здесь можно увидеть старинные предметы быта, которые сейчас не используются эвенками. Впечатляют стенды, рассказывающие о традиционных видах деятельности коренного населения Каларского округа, всевозможные луки и одежда. Сегодня мы вряд ли встретим коренного жителя, который будет одет в национальное платье, а здесь они представлены для разных возрастов и периодов жизни оленеводов. Всё это собиралось сотрудниками музея на протяжении 37 лет.

В музее даже можно «полистать» уникальную книгу, представленную в цифровом формате, «Сказки забайкальского севера». В ее основе сказания и легенды эвенков, собранные педагогом Марией Пинегиной в 30–40-е годы прошлого века в Каларском районе Забайкальского края. История создания книги интересна.

В 2010 году в администрацию Каларского района пришло письмо из Костромской области от дочери Марии Пинегиной – Софьи Колумбиной. Дочь, разбирая архивы родителей, нашла уникальные записи своей матери – эвенкийские сказки и рассказы.  Впоследствии Каларский историко-краеведческий музей получил эти рукописи в дар. «Конечно, для нас это большая радость – в издании вышли сказки, записанные именно в нашем районе. В этом и ценность книги, большинство сказок имеют своеобразный паспорт, в котором указано место и время записи, а также даны сведения о сказочнике, – рассказала директор Каларского историко-краеведческого музея Наталья Бастрыкина. – Наш музей проводит большую работу по сохранению традиций и обычаев каларских эвенков, и книга для нас уникальна».

Изучать историю и современные будни эвенкийского народа невозможно без знакомства с жизнью Севера в целом. Посетив музей, каждый человек почувствует, что совершил путешествие по всему Каларскому округу.

У эвенков особое отношение к природе, традиционно они занимались оленеводством, охотой и рыбной ловлей. В зале флоры и фауны посетитель сможет погрузиться в завораживающий мир природы – послушать пение здешних птиц, понаблюдать за жизнью зверей. Здесь же экспозиция памятников природы и достопримечательностей. «Каларский округ не зря называют жемчужиной Забайкалья. У нас находятся многочисленные памятники природы, есть удивительные и неповторимые места», - отмечает директор.

Бесценны экспонаты, представляющие историю развития этих территорий. С одной стороны, во многом «благодаря» вмешательству «большой земли» коренные народы практически утратили собственную культуру, забыли родной язык. И об этом нельзя молчать. С другой стороны, именно пристальное внимание к освоению забайкальского севера и приход крупных инвесторов в последние годы способствовал тому, что эвенки получили финансовую поддержку, улучшили свои бытовые условия, для них работают социально направленные проекты, а проблемы оперативно решаются.  

В музее можно погрузиться в ужасающую историю Борского исправительного лагеря, где заключенные занимались добычей урана. Есть экспозиция, посвященная освоению читинского участка БАМа. Кстати, с этих материалов и начиналась история музея. Пошагово историю БАМа можно изучать с помощью интерактивного музейного киоска.

Есть зал, посвященный геологам-первопроходцам. Много материалов рассказывают о новейшем освоении Удоканского месторождения меди.

- Благодаря участию в программе ЦЭР в нашем музее, можно сказать, кардинально всё изменилось. Всего после реконструкции будут работать шесть экспозиций. Информация, представленная в залах, стала значительно обширнее. Много мультимедийных комплексов. Любой посетитель независимо от возраста найдет для себя что-то интересное. Более того, даже без экскурсовода сможет почерпнуть для себя максимальную информацию из того, что представлено, - рассказала Наталья Бастрыкина.

Национальность переходит от матери

Цель сохранить исчезающие народности преследует и важный документ, созданием которого правительство РФ занялось в прошлом году. В сентябре 2020 года премьер-министр страны Михаил Мишустин подписал указ о регистрации малых народов и составлении Реестра коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Предполагается, что этот список будет способствовать упрощению процедуры получения льгот: людям не придется готовить пакет документов, чтобы подтвердить свою национальную принадлежность и право на льготы.

- Сейчас эвенки заполняют заявления, чтобы попасть в Реестр малочисленных народов. Вообще, это своеобразная перепись, человек заполняет анкету, мы регистрируем нотариально заверенные копии документов, подтверждающих национальность. Все эвенки - россияне, у нас есть фамилия, свидетельство о рождении, паспорт. Вообще, национальность у нас передается по матери. Даже если я – эвенкийка вышла замуж за русского, у моих детей национальность моя, и она указана в свидетельстве о рождении. Бывает, что национальность приходится доказывать, мы обращаемся в архивы и ЗАГСы. Потом пакет документов отправляем в Федеральное агентство по делам национальностей. Я уже зарегистрировала себя и своих родных, нас 25 человек. А в целом по району человек 80 уже зарегистрировались, - рассказала Галина Пестова, вице-президент по молодежной политике АКМНС Забайкальского края.

Работа Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ над беспрецедентным по своей значимости механизмом сохранения прав коренных малочисленных народов России шла более пяти лет. В 2017 году по результатам взаимодействия с регионами была создана «народная программа: Коренные-2021». Отсутствие порядка подтверждения национальной принадлежности было закреплено в ней на первом месте в списке проблем коренных народов. Предполагается, что Реестр будет использоваться органами власти для реализации прав коренных малочисленных народов. Таким образом, у представителя коренных народов будет возможность один раз «доказать» свою национальную принадлежность, а не предоставлять каждый раз пакет документов профильным ведомствам при реализации прав на пенсионное обеспечение, на образование, на традиционное рыболовство и охоту, когда возникают вопросы взаимодействия с особо охраняемыми природными территориями, которые созданы на местах проживания коренных народов.

Приближенные к царскому двору?

Если судить по фамилиям, то предки наших эвенков – приближенные к царскому двору. Например, в Каларском округе проживают Романовы, Габышевы, Мальчакитовы, Максимовы.

Инна Ферко замечает:

- С приходом казачества и православия у каларских эвенков появились такие громкоговорящие фамилии. Старожилы рассказывали, что попы проходили по нашим землям и обращали местных жителей в православную веру, хитрым образом присваивая фамилии приближенных к царскому дому. А мы взамен давали им хорошие подарки соболями – ясак. Хотя и эвенкийские имена у нас сохранились, правда, все они имеют производные в русском языке. А еще сохранились эвенкийские рода. В Каларском округе их 13.  

К сожалению, утрачиваются не только традиционные эвенкийские имена, с каждым годом становится все меньше людей, которые владеют родным языком. Надо отдать должное, в последнее время на эту проблему обратили пристальное внимание и на уровне государства, и на уровне общественности. Сохранить родной язык забайкальским эвенкам помогают проекты компании «Удоканская медь». Оператор освоения Удоканского месторождения меди не только развивает экономику и социальную сферу Каларского округа, но и огромное значение придает сохранению культуры коренного народа Севера. Поддерживают не словом, а делом, точнее финансово. Для детей организованы уроки по изучению эвенкийского языка, проводятся мастер-классы, где обучают традиционным ремеслам, создан танцевальный ансамбль и театральный кружок.

Всё это вкупе уже дает свои плоды. Эвенки, которые давно забросили традиционные виды деятельности, постепенно возвращаются в тайгу, вновь разводят оленей. Родители всё чаще задумываются о том, чтобы дети знали родной язык и помнили традиции и обычаи, поэтому разными способами приобщают молодежь к эвенкийской культуре. Теперь молодые люди гордятся, что принадлежат к старинному эвенкийскому роду и не стесняются носить элементы традиционной эвенкийской одежды в виде бус, браслетов, других украшений.

Виктория Сивухина
Фото автора

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.