Еврейский праздник Шавуот

9 июня евреи отметили Шавуот – праздник, основной религиозный смысл которого – дарование евреям Торы на горе Синай при Исходе из Египта. В этот день в еврейской общине Читы по традиции многолюдно, а в центре зала накрыт богатый стол.

Наверное, невозможно найти ни один народ, который так тесно связан с религией, как израильтяне. Их история, традиции, вера – все это делает их уникальными и не похожими на остальных. Председатель еврейской общины Борис Еремин напомнил собравшимся историю праздника, попутно проверил, насколько хорошо читинские евреи знают десять основных заповедей Торы и традиции праздника.

– Еврейский праздник Шавуот посвящен дарованию Торы – это одно из трех главных храмовых торжеств, связанных с паломничеством. По преданию, Моисей именно в этот день получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями, которые устанавливают морально-нравственные правила поведения, поэтому слушание десяти заповедей является главным событием еврейского праздника. Получив Тору, народ Израиля поклялся перед Богом, что все заповеди будет всегда выполнять и никогда от них не отступит.

Члены общины по очереди проговаривали: «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего»…

Дальше гости праздника поздравляли друг друга уже за столом. В Шавуот, как и в другие праздники, по традиции, проводят два праздничных застолья – вечером и утром. Каждое из них начинают Кидушем, то есть произносят слова благодарности Всевышнему над бокалом вина. Кстати, праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с мёдом, пирожки. Этот обычай берёт начало со дня вручения Торы. Вернувшись в лагерь от горы Синай и не успев откашеровать посуду, евреи довольствовались молочной пищей. С тех пор, отдавая дань прошлому, на Шавуот едят только молочное.

– Мясо является признаком праздничного застолья, но законы кошерности строжайше запрещают смешивать молочные блюда с мясными и вообще любые мясные и молочные ингредиенты в одном блюде или в одной посуде, или даже в разной посуде, но во время одной трапезы. Между приемом мясных и молочных блюд нужно выполнить определенные действия. Молочную трапезу завершают чтением Биркат амазон (молитва после еды), затем делают часовой перерыв и только после этого стелят новую скатерть и подают мясные блюда, – замечает Борис Леонидович.

Поздравил друзей с праздником частый гость общины – глава Хилка Владимир Кудрик. Владимир Александрович отметил, что это значимый праздник для каждого еврея и рассказал о своей недавней поездке в Израиль:

– Это удивительная страна и потрясающие люди. Меня поразило, какие там все отзывчивые, они с радостью оказывают помощь, даже когда ты не просишь, а они видят, что человек нуждается в поддержке.

Он привел несколько примеров, доказывающих, что евреи, вопреки всем шуткам и анекдотам, совсем не хитрые, не жадные, а открытые и добрые люди.

Гость праздника – художественный руководитель Забайкальского краевого драматического театра Николай Гадомский пошутил:

– Борис Леонидович Еремин почему-то решил, что я еврей. Надеюсь, не ошибся. Я вижу, какая в вашей общине теплая и дружеская атмосфера, что вы с радостью приходите сюда, чтобы пообщаться, отметить национальные праздники. Мне приятно, что я приглашён на этот праздник.

Перечислив десять основных заповедей Торы, в очередной раз убедившись, что они действительно составляют нравственную основу жизни каждого человека, читинские евреи стали общаться на отвлеченные темы, делиться успехами и проблемами друг с другом. Праздник состоялся. Прощаясь, участники застолья договорились вновь встретиться в общине на день влюбленных – Пятнадцатого ава (16 августа).

Материалы подготовила Виктория СИВУХИНА
Фото автора

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.