Еврейский феномен
На территории Забайкальского края многие представители еврейской общины стали знаменитыми врачами, педагогами, поэтами и писателями. Об этом и многом другом в одном из интервью рассказал бывший председатель еврейской общины Читы Борис Еремин.
Знай наших!
Навсегда в памяти читинцев остался старейший представитель еврейской общины Юрий Иванович Келяк, участник Великой Отечественной войны, награжденный орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды и 18 медалями. Он бережно хранил и передавал молодым евреям историю становления общины в нашем городе.
– Профессор, доктор медицинских наук, академик РАЭН Анатолий Владимирович Вощенко посвятил свою жизнь исследованию селена. Он первый в Советском союзе установил эндемическую болезнь. Занимался разработкой методов преодоления селенодефицита и влияния селена на организм человека, животных и растений. Созданные им «Сиропы Вощенко» помогли сотням тысяч людей сохранить свое здоровье, а часто – и жизни. Анатолия Владимировича больше нет с нами, но его дело продолжает его семья, – рассказывал Борис Еремин.
Всему миру известно имя выпускника Читинской медицинской академии Вячеслава Владимировича Кальченко. В начале 2000-х доктор уехал из Читы в Израиль. Сегодня он – профессор Российской академии естествознания, ведущий научный сотрудник института им. Х. Вейцмана в городе Реховот. Занимается биомедицинской инженерией, разработками инновационных технологий в области диагностики и лечения нарушений мозгового кровообращения, свертывания крови, онкологии и иммунологии. Под руководством Вячеслава Кальченко создан ряд инновационных технологий, предназначенных для визуализации внутри живого организма раковых клеток и клеток иммунной системы. Это особенно важно для ранней и неинвазивной диагностики онкологических заболеваний.
И уж, конечно, многие читинцы знают целую династию стоматологов и главу семьи – профессора, заведующего кафедрой хирургической стоматологии Читинской государственной медицинской академии Иосифа Семеновича Пинелиса. Он автор 18 изобретений, 35 рационализаторских предложений, 19 методических указаний, утверждённых Министерством здравоохранения России, восьми монографий, более 370 статей.
А сколько замечательных забайкальских педагогов имеют еврейские корни! Двух из них знают все без исключения члены общины. Преподаватель английского языка Елена Николаевна Евсеева владеет четырьмя иностранными языками. В свое время преподавала в школе, в педагогическом институте. После выхода на пенсию стала подтягивать по английскому ребятишек, которые приходят на воскресные занятия в синагогу.
Сергей Григорьевич Акулов – настоящий полиглот, знает 15 языков. Понятно, что не в совершенстве, но пообщаться с иностранцами может. В воскресной школе при синагоге преподаёт иврит.
Евреями по происхождению являются многие забайкальские поэты и писатели. В краевой библиотеке имени А.С. Пушкина в рамках проекта «Солнечная книга Забайкалья» состоялся вечер еврейской культуры. Мастера слова рассказали о своем творческом пути, представили произведения. Вспомнили представители общины и тех, кто ушел, оставив свое наследие – книги.
Имя Бориса Ильича Кузника известно не только в России – в мире. Ученый, автор нескольких сотен научных статей, более двух десятков монографий, профессор, почетный член ряда зарубежных академий. И помимо перечисленного, он еще Почётный гражданин города Читы, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, член Союза писателей России. Многие читатели знают Бориса Ильича по научно-популярным и художественным книгам.
Часто на творческих встречах Борис Кузник говорил о значении межнационального и международного сотрудничества, о культурном и научном обмене Забайкальского края с государством Израиль, а также о том, какую роль играют новейшие медицинские разработки ученых Святой земли в улучшении здоровья жителей нашего края.
Еврейка Ида Файерштейн 40 лет жизни посвятила работе на читинском телевидении. В своей книге «Не забудьте включить телевизор!» Ида Петровна рассказывает о своей такой сложной, беспокойной, хлопотной, но и невероятно интересной профессии тележурналиста. На встрече, посвященной еврейской культуре, обязательно вспомнят журналистку, которая обладала огромной эрудицией, глубокими знаниями литературы, умела находить контакт с разными людьми. За долгие годы работы Ида Файерштейн стала самым настоящим летописцем литературного праздника «Забайкальская осень», который впервые прошёл в 1965 году и стал знаковым событием для российской литературы, для новых имён, вошедших в неё навсегда.
Праздники - душа народа!
В 2018 году в Государственном театре национальных культур «Забайкальские узоры» отмечали Пурим. Праздник с тысячелетней историей, отмечаемый в память чудесного спасения евреев в Персидском царстве, обычно знаменуется весёлыми шествиями, театрализованными представлениями и особенными угощениями. На сцене театра «Забайкальские узоры» Пурим прошёл в рамках программы «Вместе мы – сила» и был подготовлен театром совместно с местной иудейской религиозной организацией (МИРО) «Еврейская община г. Читы».
Будет уместно вспомнить, что в 2006 году в Чите широко праздновались Дни Еврейской автономной области с участием творческих коллективов из Биробиджана. Тогда «Забайкальские узоры» впервые спели на сцене яркую и колоритную песню «Лехаим». Сотрудничество театра с МИРО «Еврейская община» также имеет давнюю и плодотворную историю, представители общины – неизменные участники всех важнейших межнациональных творческих проектов «Забайкальских узоров».
Сценическая часть мероприятия началась с показа анимационного фильма, где в познавательной и остроумной форме была представлена история еврейского праздника Пурим. В этот день на сцене и в зале было особенно много юмора, шуток и смеха, что, вероятно, в полной мере отражало традиционный еврейский характер. Ведущими праздника выступили директор Государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры» Мария Гуськова и председатель МИРО «Еврейская община» Борис Ерёмин. Конферанс был выстроен в режиме остроумного диалога со зрительным залом, в непринуждённой манере ведущие сообщили зрителям множество интереснейших сведений о еврейских традициях, не обошлось и без особенных национальных анекдотов – с ярко выраженным философским подтекстом.
Как и во всякий другой национальный праздник, организуемый «Забайкальскими узорами», в Пурим на сцене было затеяно приготовление национального еврейского блюда, которым оказался легендарный куриный бульон. И по устоявшейся традиции для того, чтобы приготовить его совместно, а также для поздравления с праздником, на сцену поднялись представители национальных диаспор, участвующих в долгосрочной целевой программе «Вместе мы – сила!». Поздравить представителей еврейской общины и всех зрителей с праздником Пурим пришли руководитель читинской городской общественной организации российских немцев «Хофнунг» И.?А.?Решта, руководитель краевой общественной организации цыган «Романи Черген» О.?П.?Иванова, руководитель узбекской диаспоры Т.?А.?Мадияров, председатель Забайкальской региональной общественной организации бурят Э.?И.?Сангин, заместитель председателя Забайкальской региональной общественной организации бурят Д.?Д.?Жалсанова, представитель татарской диаспоры Л.?С.?Семенкова. Вместе с представителями диаспор для поздравления на сцену вышли автор проекта «Вместе мы – сила!», заслуженный артист России?Н.?В.?Сыроватка, руководитель региональной писательской организации А.?Г.?Озорнина и представитель Общественной палаты края А.?С.?Кибалин. Поздравления на разных языках звучали тепло и сердечно. В атмосфере взаимного уважения представители народов Забайкалья добавили ингредиенты в ароматный куриный бульон.
Еврейский праздник Шавуот посвящен дарованию Торы – это одно из трех главных храмовых торжеств, связанных с паломничеством. По преданию, Моисей именно в этот день получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями, которые устанавливают морально-нравственные правила поведения, поэтому слушание десяти заповедей является главным событием еврейского праздника. Получив Тору, народ Израиля поклялся перед Богом, что все заповеди будет всегда выполнять и никогда от них не отступит.
Дальше гости праздника поздравляют друг друга уже за столом. В Шавуот, как и в другие праздники, по традиции, проводят два праздничных застолья – вечером и утром. Каждое из них начинают Кидушем, то есть произносят слова благодарности Всевышнему над бокалом вина. Кстати, праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с мёдом, пирожки. Этот обычай берёт начало со дня вручения Торы. Вернувшись в лагерь от горы Синай и не успев откошеровать посуду, евреи довольствовались молочной пищей. С тех пор, отдавая дань прошлому, на Шавуот едят только молочное.
– Мясо является признаком праздничного застолья, но законы кошерности строжайше запрещают смешивать молочные блюда с мясными и вообще любые мясные и молочные ингредиенты в одном блюде или в одной посуде, или даже в разной посуде, но во время одной трапезы. Между приемом мясных и молочных блюд нужно выполнить определенные действия. Молочную трапезу завершают чтением Биркат амазон (молитва после еды), затем делают часовой перерыв и только после этого стелят новую скатерть и подают мясные блюда, – замечает Борис Леонидович.
Еврейский Новый год Рош ха-Шана по еврейскому календарю считается днем сотворения мира. Что бесспорно, так это вера древних евреев в то, что в момент Рош ха-Шана Бог записывает главные события, происходящие на протяжении конкретного временного промежутка с людьми, в их Книгу Жизни. Получается, что именно в это время предопределяется всё человеческое бытие на предстоящий год. Связано это с именем Адама, который нарушил запрет и был изгнан из Рая. С тех пор Бог в этот день творит суд над человечеством и определяет судьбы людей на следующий год.
– Новый год у евреев связан с традицией трубить в шофар (бараний рог). Само слово «шофар» происходит от слов «исправление», «улучшение». Традиция продолжается уже не первое столетие, а сам рог обозначает овна, которого Авраам вместо своего сына Исаака принес в жертву Богу. Приходит момент Суда Божьего над людьми, когда Всевышний определяет, кому жить в ближайшем будущем в достатке или бедности, а кто и вовсе покинет этот мир. Именно поэтому в эти часы проводятся молитвенные службы, призывающие покаяться и восхвалить Творца, дабы повлиять на его вердикт. Благодаря посещению богослужения человек начинает анализировать собственную жизнь, искрение каяться перед Господом в содеянных грехах и понимать важность подобного процесса. Сразу после праздника начинается десятидневный период, в течение которого можно исправить свой приговор. В эти дни принято желать друг другу «хорошего приговора». Завершается этот период постом – Днем искупления, который называется Йом Кипур, или Судный день, который иудеи отмечают в десятый день месяца тишрей. Праздник, который в текущем году выпадает на 19 сентября, напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне. Именно тогда евреи тяжко согрешили, создав золотого идола и поклоняясь ему. Разгневанный Бог хотел истребить еврейский народ и создать новый от Моисея.
Не все народы придерживаются григорианского календаря, существуют культуры, которые обращают свое внимание на движение ночного светила – Луны, именно такой культурой является иудейская, календарь которой ориентирован на лунные сутки. В еврейской культуре на праздник Рош ха-Шана принято отмечать не просто смену одного года другим, а перемену жизненного этапа в судьбе каждого человека. Многие евреи стараются придерживаться определенной, выбранной ими колеи, которая ведет их к некой цели.
– Для каждого, безусловно, это собственное решение – к какой цели идти, но если это дело доброе, способное принести пользу людям, спокойствие и умиротворение в душу самого человека, то Бог будет помогать ему на непростом жизненном пути. Поэтому требуется постоянно корректировать свои мысли и поступки на протяжении всего года, чтобы приближаться к намеченной цели,?– убежден Борис Леонидович.?– В Библии написано, что еврей должен жить до 120 лет. А для этого надо стараться. Я считаю, раз мало жил, значит, что-то ты в своей жизни делал не так. Долгожителей, конечно, единицы, но стремиться к долгой жизни человек должен. Всевышний дал жизнь – уже хорошо, а если что не получается, не удается - сам виноват, все зависит от нас. Арье Каплан сказал: «Мир создан для меня», имея в виду, для каждого из нас. Значит, что-то от тебя Всевышний хочет. Известно что. Ведь человек создан для продолжения рода, для добрых дел, которые улучшали бы этот мир.
Новый год для евреев – это глубокий философский праздник, в который каждый человек имеет возможность измениться к лучшему и помочь это сделать другим. По факту, он считается более религиозным праздником, нежели привычное для всех русских ночное гуляние. В этом нет ничего плохого или крутого – просто по-другому встречать Рош ха-Шану евреи не могут. А чтобы понять всю ответственность этого времени и его значимость для собственной жизни, следует хоть раз испытать те же эмоции, что и весь иудейский народ.