Да разве знаем мы цыган?!

Ольга Иванова – известный в Забайкалье писатель, кинолог, руководитель цыганской организации «Романи черген», активный общественный деятель. Последнее обстоятельство и послужило поводом пригласить Ольгу Павловну в нашу рубрику «Гость редакции».

Чтобы осталась память

На страницах приложения «Наш дом – Забайкалье» мы регулярно рассказываем о быте, обычаях, традициях и праздниках представителей диаспор и общин Забайкальского края. Потому что считаем, что население многонационального региона обязано знать культуру друг друга. Желанием увековечить это в книге загорелись Ольга Иванова и ее супруг Виктор Бондарь. На средства муниципального гранта они претворили свою идею в жизнь – вышла книжка «Многоликая Чита». Сборник знакомит читателей с диаспорами Забайкалья, рассказывает об их повседневной деятельности. Хотя, по признанию авторов, на стадии подготовки материалов они столкнулись не то чтобы с нежеланием диаспор участвовать в проекте, скорее, представители народов не верили, что идея воплотится в жизнь. Теперь Ольга Иванова мечтает издать сборники о каждой диаспоре или общине Забайкалья. Тем более, что сейчас желающих быть отмеченными на страницах брошюры достаточно. А главное, есть книга – результат серьезного исследования, которая является для руководителей национальных НКО мечтой и идеальным вариантом, когда речь идет о сохранении в истории региона культуры народа.

За год до выпуска «Многоликой Читы» вышла первая книга – монография «Цыгане Забайкалья». И тоже на средства гранта. Понятно, почему именно эта тема оказалась близка авторам.

– Мы провели серьезные исследования, использовали материалы цыгановедов Николая Бессонова, профессора Надежды Деметр, Александра Черных, многих других авторов, собрали воедино воспоминания людей старшего поколения. Цыгане – народ закрытый и непростой. Объективному восприятию нации мешают сложившиеся в обществе стереотипы: от имиджа воров и хитрецов до романтических представлений о красивом племени скитальцев. И тот и другой образы не соответствуют истине. Определенная социальная напряженность в отношении цыган обусловлена тем, что слишком часто СМИ старательно и упорно создают отрицательный образ цыган, подчеркивая национальность.  Более того, некоторые ведущие позволяют себе скатываться до очернения всех цыганских этногрупп. Так, известный телеведущий  А. Пиманов  заявил, что все цыгане являются преступниками уже по рождению, а цыганские национальности  суть преступные группировки. Например, этногруппа  плащунов ни много, ни мало убийцы, все поголовно, от детей до стариков.   Все ловари, по его мнению, –  квартирные, а сэрвы – карманные воры (к слову: Н. Сличенко и Н. Эрдэнко как раз сэрвы).  К сожалению, есть факты  дискриминации цыган и в нашем городе. Надеемся, что наша книга позволит читателям найти ответы на многие вопросы, – рассказывает Ольга Иванова.

С сожалением замечает, что их организация в числе еще двух-трех по каким-то причинам не вошла в президиум нового состава Ассамблеи народов Забайкальского края. Хотя, надо признать, «Романи черген» – одна из самых активных общественных организаций. Ежегодно эту красочную и веселую общину можно видеть среди участников шествия на Дне города. Они являются постоянными участниками национальных мероприятий Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса. Под руководством Тохира Мадиярова, узбека по национальности, там проводится активная национальная политика. «Молодец он, правильно воспитывает студентов в этом плане. Мы с удовольствием участвуем в таких мероприятиях, – замечает собеседница. – А еще мы были лауреатами конкурса телекомпании «Альтес» «Знай наших!», выиграли сертификат в магазин тканей. Это очень важно для нас, ведь хорошие концертные костюмы недешевы!» И, конечно, «Романи черген» – постоянные участники проекта «Вместе мы – сила!», объединяющего народы, который уже десять лет реализует Театр национальных культур «Забайкальские узоры». А еще «Романи черген» в числе первых, когда кому-то требуется помощь.

Не могу вспоминать без слёз

Цыганский табор – это, прежде всего, много веселых, счастливых детей. Для кочевого народа вполне естественно не пройти мимо одинокого, брошенного, потерявшего родных ребенка. В цыганском языке нет слов «сын» и «дочь», только «мальчик» и «девочка», потому что цыгане в таборах не делили детей на своих и чужих. А читинские цыгане почти 15 лет помогали детскому дому в селе Линево озеро.

– Еще не будучи официально зарегистрированной организацией от кинологического клуба «Фауна», который я создала и возглавляла 20 лет, мы ездили к ним, в год по два-три раза. Можно сказать, ребятишки взрослели на наших глазах. К сожалению, в прошлом году учреждение закрыли, детей разбросали по разным детским домам. Мы плакали, когда прощались с ребятами. Девочка была там, Жанна. Когда я в первый раз ее увидела, думала года четыре малышке. Оказалось, восемь лет. Собственные родители заморили! И вот из этого домашнего кошмара попала девочка в детский дом. Я спрашиваю: «Тебе здесь нравится?». В ответ: «Очень!». Даже трудно представить, в каких условиях ребенок жил с родителями. Да, большинство детей там с незавидной судьбой! И вот в 12 лет Жанну отправили в другой детский дом, оторвав от любимых друзей и воспитателей. Она так плакала! – рассказывает Ольга Павловна, а на глазах слезы.

Мальчишки и девчонки до сих пор поддерживают отношения с шефами. Созваниваются, переписываются.

А история, связавшая на долгие годы детдомовцев и цыган, вызывает восхищение и возмущение одновременно. Так уж повелось, что когда многие наши будущие депутаты проводят предвыборную кампанию, они готовы на все, в том числе и помогать сиротам. Так и получилось. Обратилась в клуб «Фауна», председателем которого была Ольга Иванова, предприниматель – участница предвыборной гонки и предложила съездить в отдаленный детский дом.

– Мы согласились и организовали там День друга. Взяли с собой дрессированных собак. У детей был настоящий праздник! После выборов приходим к этой даме-депутату, говорим: «Поедем снова, мы же детям обещали». В ответ: «У меня нет возможности помогать детскому дому!». Вот так просто! А мы не смогли остаться в стороне, зная, что ребятишки ждут. Мы помнили их блестящие глазенки и мольбу: «А вы еще приедете?». У нас «Газель», и вот мы, цыгане, договаривались с другими неравнодушными людьми, творческими коллективами, спортсменами, разрабатывали программы и отправлялись туда. Устраивали концерты, праздники, эстафеты, соревнования. Много лет! А когда однажды попробовали поучаствовать в конкурсе добровольцев «Хрустальное сердце», нам сказали: «Вы не дотягиваете». Ну, Бог с ними, у них свои правила.

Гори, гори, моя звезда!

Известны цыгане своими песнями и танцами. Само собой так получилось, что пять лет назад в Чите образовался цыганский ансамбль «Романи черген» («Цыганская звезда»).

– Было лето, репетировали мы в парке Победы. Поставим колонки и начинаем… Народ собирается, всем интересно. Потом администрация города помогла с помещением. Стали заниматься в клубе «Юность» в Песчанке. Зимой, к сожалению, от репетиций там пришлось отказаться. Причин несколько. Сначала надо людей по городу собрать, все после работы, а темнеет рано. Дети учатся. Сейчас состав ансамбля не такой многочисленный.

Первый концерт давали благотворительный, все собранные средства, 40 тысяч рублей, передали в детский онкологический центр. Потом было еще много таких концертов: в Новой Куке для детей с ослабленным здоровьем, в школах, в других детских учреждениях.

– Ездили в районы – в Дровяную, в Шилку. Часто говорят, что цыгане обманывают, а в данных ситуациях обманывали цыган: в зрительном зале практически нет свободных мест, а потом владельцы зала говорят: продано всего 30 билетов. Мы, конечно, не отказались от идеи гастролей, но теперь относимся к заключению договоров более внимательно.

Сегодня ансамбль – узнаваемый коллектив в Чите. Прежде всего, читинскому зрителю полюбились артисты ансамбля в инсценировке по повести «Золотая чаша», одноименной книге Ольги Ивановой о цыганах в годы войны. Эта работа – совместный проект театра национальных культур «Забайкальские узоры» и «Романи черген», спектакль уже не раз шел на читинской сцене, и есть надежда, что работа будет не только продолжена, но и приобретет более широкие масштабы.

Эх, судьба непростая

Да, цыгане любят и умеют петь и танцевать! Рады бы участвовать в концертах, дарить забайкальцам свою культуру. Но большинству приходится совмещать свое искусство с основной работой, а это непросто.

– Недавно мы давали благотворительный концерт в госпитале ветеранов, а некоторые из артистов не смогли поучаствовать – с работы не убежать. Ведь цыгану или цыганке с типичной внешностью найти хорошую работу в Чите непросто, и если уж удалось куда-то устроиться, всеми силами будут держаться, – замечает Ольга Павловна.

Причин много. Предубеждения работодателей, низкий уровень образования самих цыган. При этом нельзя утверждать, что все цыгане неграмотные и занимаются только черной работой. Среди членов организации есть специалисты разного уровня, немало студентов. Кто хочет, всегда найдет возможность получить образование.

– Мама рассказывала невероятную историю: до войны жили они в очень бедном районе Астрахани. Семья была большая, она старшая из детей. Училась хорошо. И вот однажды отец, бывший знаменитый в округе кондитер, семью которого голод в Поволжье лишил куска хлеба, сказал: «Хватит учиться, надо младших поднимать». И она написала письмо Иосифу Сталину. Это было перед войной. Вспоминала: «Пришли двое в серых шляпах, отец прислонился к стене и стоял весь белый. Время ведь было такое, что раз уж к тебе пришли, хорошего не жди. Но они только сказали: «Стране нужны специалисты, пусть девочка учится», и семья стала получать паек: пшено, сало, сухари и сахар». Мама окончила Астраханский медицинский институт, в 43-м ушла на фронт. Войну закончила в Плоешти, в Румынии. Потом 40 лет проработала в Читинском госпитале пограничников окулистом. Здесь познакомилась с отцом. Он был репрессирован, потому и оказался в Чите, за плечами Московский институт международных отношений, – вспоминает Ольга Павловна.

Как председателю цыганской организации ей приходится решать разные вопросы. Например, в одной цыганской семье девочку воспитывает бабушка. В садик устроить не смогли. Записали в детский развивающий центр, должен же ребенок учиться. Стали ходить на занятия. Вдруг кто-то узнал, что девочка – цыганка, и решили, что надо ее через опеку забрать. Пришлось вмешаться. Вопрос с садиком решен.

– Кочевья, как такового, в Забайкалье не было – климат неподходящий. Предки наших цыган пришли сюда с польскими ссыльными и живут здесь поколение за поколением. (Вот почему местные цыгане в большинстве своем имеют польские фамилии). Но вот сейчас многие уезжают. Не от хорошей жизни, конечно.

И хотя цыгане давно отказались от жизни в шатрах и кибитках, семьи их в Чите немногим отличаются от русских, но языка и обычаев своих не забывают. А благодаря Ольге Ивановой и ее соавторам мы имеем возможность узнать об особенностях цыганской истории и культуры. И если задумка написать книги о других народах региона воплотится в жизнь, будем знать о многонациональном Забайкалье намного больше.

Виктория Сивухина

Фото из домашнего архива Ольги Ивановой

 

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.