Чтобы помнили…
«Чтобы помнили...». Была такая передача на телевидении, которую вёл популярный актёр Леонид Филатов. И название это как нельзя лучше подходит к этой статье, посвящённой художественному руководителю Читинского драматического театра Николаю Березину, которому 21 июля исполнилось бы 65 лет.
Имя Николая Березина за годы его работы сначала в Читинском областном, а с 2008-го - в Забайкальском краевом театре драмы стало нарицательным. Именно наиболее бурный период расцвета театра актёры нарекли «Березинской эпохой», а между собой главного режиссёра и художественного руководителя они называли «отцом». Уважение это пронесли через годы, и по сей день так и не приняв в этой должности никого со стороны. И только потому, что каждого «чужака» сравнивают с ним, с их Н. А., которому пока так и не нашлось достойной замены...
«Мы ему очень верим…»
В интервью накануне 50-летия главного режиссёра актриса театра, заслуженная артистка России Екатерина Рябова, сама того не подозревая, следующим образом сформулировала отношение театральной труппы к своему худруку: «Мы ему очень верим. Когда работаешь с кем-то другим — бывает, не доверяешь, особенно, если что-то не нравится. А здесь: нравится, как работает Николай Алексеевич, не нравится, как работает Николай Алексеевич, – идёт такая безграничная вера, что играть легко, ведь все уверены, что будет хорошо».
А уже после ухода Березина актёр, заслуженный деятель искусств Забайкальского края Евгений Нимаев скажет: « Мы даже не понимали, как это трудно - руководить таким предприятием, как театр. Где каждый человек, артист - это личность. И он, как добрый отец, всё прощал нам. Всех любил, это я теперь знаю точно».
Но это признание пришло ведь не сразу. Тем более известно, как трудно притираются столичные залётные «пассажиры» в наших местах. А москвич Березин, начавший свою творческую деятельность актёром в театре Ленинского комсомола в Ленинграде, а в качестве главного режиссёра продолживший её в Башкирии, сумел завоевать доверие забайкальцев.
Николай Березин приехал в Читу в непростое время, в 1990 году. Тогда, накануне развала СССР, люди больше думали не о зрелищах, а о хлебе насущном. Но если до августовского путча ещё можно было с грехом пополам отоварить продуктовые талоны за деньги, то начиная с 1991 года в ход вступили бартерные отношения. Зарплату тогда выплачивали продуктами питания, спиртом и вещами. И как было выживать театральной труппе, которой даже не хватало денег на зарплату, в таких условиях?
Надо сказать, что новому художественному руководителю, который приехал в далёкий и неведомый ему край по просьбе поддержать оставшийся без режиссёра театр, повезло уже в том, что директором театра был (и по сей день является) Юрий Пояркин, знающий, как говорится, все ходы и выходы. Юрий Иванович отвечал за хозяйственную и материальную часть, ну а Николай Алексеевич со своей стороны в этом дуэте со всей ответственностью подошёл к выполнению обязанностей по художественной части. Со временем эти полномочия вышли далеко за рамки его функциональных обязанностей.
Березин сумел мобилизовать коллектив и сразу поставить несколько успешных спектаклей, славу о которых разнесло сарафанное радио. И зрители пошли в театр. Со своей стороны, артисты поверили новому режиссёру. А наравне с этим и в свои возможности.
На сцене читинского театра Николай Березин поставил более полусотни спектаклей, в некоторых сыграл сам, имея два образования - актёрское и режиссёрское. В принципе, сначала Березин и собирался стать артистом, поступив на актёрский факультет театрального училища им. Бориса Щукина. Снялся в фильмах «Вечер воспоминаний», «Это в сердце было моём», «Явка с повинной» и «Жил-был доктор», которые прошли «вторым экраном» и, по сути, по причине слабой работы режиссёров-постановщиков в этих работах выпускник «Щукинки» не реализовался как самодостаточный актёр.
Возможно, это и стало одной из причин выбора второй, режиссёрской, профессии, которая и стала делом всей дальнейшей жизни Николая Березина. В Читу он приехал сформировавшейся творческой личностью, умея ставить перед собой и перед коллективом конкретные цели, которые были удачно реализованы в жизнь.
Вспоминая добрым словом о своём художественном руководителе, его коллеги говорят, что Березин буквально жил на работе. И стал локомотивом развития театра. Благодаря его умению работать с артистами и подбору репертуара о провинциальном театре из далёкого Забайкалья заговорили не только во многих городах страны, но и за рубежом.
И в качестве итога работы в 1998-м за творческие успехи театр получил в Париже международную награду «Золотая пальма» в рамках программы французского культурного фонда «Партнёрство ради прогресса». Награда эта вручается на основе отбора среди театров по таким показателям, как: сколько зрителей посещает его, на протяжении какого времени и какие спектакли идут, как часто и что пишет пресса, и тому подобное. И хотя такое признание на международном уровне стало для творческого коллектива полной неожиданностью, тем не менее факт остается фактом.
К этому времени в театре сформировался востребованный зрителями репертуар. Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» был показан в Москве по приглашению Театра Наций в рамках программы «Лучшие спектакли России» и высоко оценен ведущими театральными критиками столицы. В 1993 году эта постановка по мотивам одноимённой повести Николая Лескова была удостоена премии «Чита-триумф». В 1995 году любимый спектакль Николая Березина «Вечер» выдвигался на соискание Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Эта пьеса Алексея Дударева заняла почётное место в театральном репертуаре, каждый раз находя своего нового зрителя и по сей день.
Пресса Москвы, Санкт-Петербурга, городов Приморья, Западной Сибири, республик Белоруссии, Марий Эл и Чувашии, Краснодарского края, в которых побывал театр в эти годы, отмечала современный своеобразный почерк коллектива. И в том, конечно, состояла особенная заслуга Николая Березина, сумевшего собрать под одной крышей талантливых и разносторонне одарённых людей. Доброй традицией стало проведение творческих вечеров, концертов, бенефисов и капустников...
Одним из немаловажных моментов являлось то, что в 90-е, когда многим театрам пришлось на многие годы забыть про гастрольную деятельность, Читинский областной драматический театр практически регулярно выезжал на гастроли. И в том также состояла заслуга его художественного руководителя, который за относительно непродолжительное время сумел снискать к себе уважение. По опросу газеты «Читинское обозрение» уже в 1992 году Николай Березин становится «Человеком года». В 1996-м он удостаивается звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», а в 2007 году получает звание «Народный артист Российской Федерации».
В память о Мастере
В ноябре 2011 года Забайкальский драматический театр отправился на гастроли в Иркутск. Всё шло своим чередом. Планировалось, что читинские артисты во главе со своим бессменным руководителем Николаем Березиным покажут восемь спектаклей. Гастроли в Иркутске должны были начаться 22 ноября.
Николай Березин приехал чуть позже всей труппы. На следующий день должен был пройти его спектакль «Бинго». Наутро Николаю Алексеевичу внезапно стало плохо и пришлось вызвать «скорую». Но медицина в данном случае оказалась бессильной...
...Тем не менее гастроли не были прерваны и состоялись по плану. Березинская труппа знала, что Мастер бы не позволил бросить своего зрителя. А 1 декабря на сцене Забайкальского театра драмы состоялось прощание с его главным режиссёром и художественным руководителем. Вместе с осиротевшим коллективом длительными аплодисментами дань уважения Николаю Березину отдали первые лица города и края, родные и близкие, коллеги и друзья, а также - сотни читинцев. А вечером гроб с его телом отправили в Москву.
Год спустя, 27 ноября 2012-го, краевой Союз театральных деятелей в память о Николае Березине разместил памятную доску на доме по улице Полины Осипенко, 38, где он жил. И каждый раз, проходя мимо здания эпохи сталинского ампира, невольно вспоминаю Березина, жизнь которого можно сравнить с ярким мигом между прошлым и будущим.
Полностью согласна с заместителем директора театра национальных культур «Забайкальские узоры» Галиной Сыроватка, которая, отдавая дань памяти Березину накануне его 60-летия, сказала, что в отношении таких людей не срабатывает расхожая фраза «незаменимых нет». И, пока мы их помним, они всегда с нами.
Вот и в день 65-летия Николая Березина каждый вспомнил его по-своему. А его коллеги подготовили выставку, посвящённую его творчеству, которую каждый может увидеть на официальном сайте Забайкальского драматического театра.
Ирина Медведева