Быть мусульманином – большая ответственность

На страницах нашей газеты мы уже рассказывали о том, как сегодня живет многочисленная мусульманская община нашего края. С какими проблемами мусульмане идут в мечеть, почему ислам неоправданно связывают с мировым злом, что разрешено и запрещено в исламе – эти и другие важные и злободневные темы мы обсудили с имам-хатыйбом Читинской Соборной мечети Ильясом хазратом КАДЫЙРОВЫМ.

– С какими вопросами прихожане чаще всего обращаются в мечеть?

– Вся жизнь мусульманина от рождения до смерти определяется Шариатом.


Шариа́т (араб. شريعة‎ – букв. [правильный] путь, образ действия‎) – комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Шариатские предписания закреплены, прежде всего, Кораном и сунной пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман.


Самые значимые события всегда обсуждаются с духовными деятелями. Обязанностью родителей является дать своему ребенку не только хорошее воспитание, основанное на принципах богобоязненности и веры, но и красивое имя, имеющее хорошее значение. Поэтому мы помогаем родителям выбрать имя их новорожденному ребенку. Вернее, если они выбрали подходящее для ислама имя, мы одобряем. Если же по какой-то причине называть ребенка так недопустимо, мы подсказываем, как поступить лучше. Детей чаще всего называют именем самого Пророка, какого-либо сподвижника или святого.  Строгое соблюдение погребальных обрядов – долг каждого мусульманина. Погребальные обряды сложны и осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. 

Часто прихожане обращаются к нам с житейскими проблемами. Например, начался разлад в семье. К нам приходит жена мусульманина и просит нас о помощи. Мы составляем разговор с супругами, выясняем причину конфликта. Как правило, это помогает. Дело в том, что мусульмане достаточно уважительно относятся к  духовным деятелям и прислушиваются к их мнению. Приходится разрешать не только семейные конфликты, но и производственные. Мы опять же приглашаем участников спора в мечеть,

объясняем сторонам законы Шариата, законы Российской Федерации, говорим о том, что необходимо строго им следовать. Существует такое понятие, как общая молитва, совершаемая за того, кому необходима помощь верующих. К примеру, о болеющем человеке, о том, кому нужна помощь в каком-то богоугодном деле и др. Мы помогаем морально и материально мусульманам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. К примеру, помогаем мусульманам из числа трудовых мигрантов, то есть людям, временно работающим на территории Забайкалья, с оформлением прописки, регистрации, чтобы все было сделано в соответствии с законом. Бывает, что помогаем нашим братьям, находящихся в местах лишения свободы – сопровождаем их родственников на свидания в тюрьмы, помогаем материально. Есть в нашей практике случаи, когда мы спасали прихожан от суицида. Вера ведь дает жизненные силы, а истинно верующий мусульманин никогда не будет совершать самоубийство. Известно, что среди людей, исповедующих ислам, процент самоубийств самый низкий. В общем, мечеть и медресе являются социально важными объектами, в которых мусульмане всегда могут получить помощь и поддержку. Часто люди приходят к Богу лишь в тот момент, когда в их жизни случилось что-то плохое. Нужно помнить о Всевышнем всегда и жить по его законам.

– Сколько людей обычно приходит на молитвы?

– Количество прихожан варьируется в зависимости от сезона. В теплое время года их гораздо больше, так как в это время к нам приходят мусульмане, работающие в Забайкалье на сезонных работах. На пятничную молитву иногда собирается более тысячи человек. Это местные этнические татары, башкиры, казахи, узбеки, таджики. Неотъемлемой частью процесса является проповедь, которая проходит в два этапа – до молитвы и после. Хазрат заранее готовит темы по своему усмотрению или по просьбам прихожан. Всех мусульман условно можно разделить на так называемых практикующих и непрактикующих. Первые – это те, которые стараются выполнять все требования Шариата и живут по законам ислама. Вторые – это чаще всего этнические мусульмане, они не так близки к истине. Хотя и те и другие верующие, если они когда-то выполнили главное условие принятия ислама, то есть произнесли фразу "Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и еще свидетельствую, что Мухаммед – Посланник Аллаха". Ну и, безусловно, если человек уверовал в каких-либо идолов или другие божества, он уже не может считаться мусульманином.

– Ислам часто необоснованно связывают с терроризмом. Почему это происходит?

– Как и любая другая религия, ислам требует изучения и познания его основ. Это довольно большой объем информации, которую нужно усвоить.  Ведь внутреннее соответствие вере происходит со временем и обязательно в процессе получения знаний и практики ислама. К сожалению, бывают случаи, когда люди, только начинающие практиковать ислам, уходят в сторону от истины. Часто заблуждения возникают тогда, когда они начинают черпать информацию на просторах Интернета. Существует множество сайтов, на которых содержится искаженная информация о законах ислама, неверно трактуется Коран. По некоторым сведениям, такие сайты составляют порядка 70% от всех существующих. Эти люди просто переписывают религию под себя, вырывая из текста Корана предложение и преподнося его как истину. При этом не подготовленный человек и не догадывается, что было написано в суре до и после. И что же происходит?  Человек, а чаще всего это молодежь, попадает под влияние радикально настроенных людей и совершает неверные поступки. Нередко он попадает в различные радикальные экстремистские организации. Их члены пользуются тем, что часто у молодежи вера еще слабая, а знаний мало и по-своему трактуют им Коран, что нередко приводит к плачевным последствиям. Верное средство против этого – истинные знания об исламе, которые можно получить только у духовного лидера практикующих мусульман, то есть придя в мечеть. Здесь у нас для всех найдутся книги по основам ислама, с помощью которых мы, что немаловажно, поэтапно изучаем нашу религию.  К сожалению, подобные заблуждения встречаются и у наших прихожан. Если есть необходимость, мы корректируем неправильные убеждения прихожан, объясняем им, как нужно правильно трактовать Коран. Это целая наука. Я не говорю о том, что Интернетом нельзя пользоваться вовсе. Конечно, можно уточнить те или иные моменты, но только тогда, когда ты обладаешь базовыми знаниями и способен отличить добро и зло, хороший сайт от плохого.  Я убежден в том, что главное оружие против такого зла – это просвещение, дружелюбие и объединение.

– Как в исламе относятся к людям, верящим в приметы и различного рода магию?

Вера в приметы у мусульман порицается. Мы знаем, что все происходит по воле Всевышнего. Пророк Мухаммед в свое время сказал, что все дурные предзнаменования есть ложь. И если добропорядочному мусульманину кажется, что ему угрожает опасность, он должен обратиться с молитвой к Аллаху. На протяжении всего дня мы читаем определенные суры из Корана. И так должно быть в любой жизненной ситуации. Только Он знает, что с нами произойдет и способен отвести от нас беду, Он ведает все тонкости нашей жизни. То есть черная кошка идет сама по себе, а вы – своей дорогой. То же самое относится и к вере в различного рода гороскопы. Среди практикующих мусульман такие заблуждения встречаются крайне редко. Однако такие проблемы встречаются у начинающих или этнических мусульман. Бывает так, что они приходят к нам в мечеть и говорят, что их отправил сюда какой-нибудь маг или колдун. Все это бесовские игры, и для нас они абсолютно неприемлемы.

– Для мусульманина приемлема только пища халяль. Как обстоят с этим дела в нашем крае в плане доступности?

– Халяль – это все, что разрешено и допустимо в исламе. Это противоположно хараму, то есть тому, что категорически запрещено. Эти понятия относятся и для обозначения правильно приготовленной и дозволенной мусульманам пищи. Есть множество правил, которые касаются и выбора сорта мяса, и правил забоя животного, и других моментов приготовления пищи. Все это происходит в строгом следовании религиозным законам Шариата. Так, нам категорически запрещено употреблять в пищу свинину. Для практикующего мусульманина употреблять в пищу только правильную еду – закон, который он не может и сам не желает нарушать. Ведь мы во многом состоим из того, что едим. Поэтому если мы не уверены в том, что предлагаемая нам пища – халяль, мы есть не будем. Что касается доступности такой продукции, то сейчас в Чите проблем с этим не возникает. В городе действуют определенные точки, в которых всегда можно приобрести халяль мясо и птицу. Есть мусульмане, которые занимаются этим бизнесом. К примеру, в торговом доме "Арбат" достаточно широкий ассортимент продукции халяль, привезенной из Казахстана. В нашей мечети каждую пятницу идет продажа колбас халяль. Так что каждый мусульманин имеет возможность правильно питаться, не нарушая законы ислама.

– Жизнь современного человека невозможно представить без Интернета. Известно, что чрезмерное увлечение компьютерными играми негативно влияет на психику человека. Порицается ли это в исламе?

– Тратить напрасно время, которое можно посвятить Аллаху, для мусульманина исраф харам. Исраф – расточительство, чрезмерная трата того, что можно направить на благие дела. В данном случае это не материальное, а духовное расточительство. А компьютерные игры относятся именно к такому виду времяпрепровождения. Ничего полезного для человека они, как правило, не несут. Это время можно потратить на изучение истины, чтение книг, молитвы. Безусловно, зависимость от компьютерных игр – это настоящая болезнь XXI века, причем поражает она не только детей и подростков, но и взрослых. Поэтому мы стараемся с этим всячески бороться.

– Что бы вам хотелось пожелать читателям?

– Хочется пожелать всем мусульманам иметь внутреннее соответствие вере, получать знания ислама. Ведь быть мусульманином – это большое счастье, но и большая ответственность. Наша Соборная мечеть и ее служители стараются быть максимально полезными для общества. Мы благодарны забайкальской земле и всем людям, на ней проживающим, за доброе отношение, за понимание и уважение людей с другой верой. В этом отношении Забайкалье – уникальный край. Мы всегда рады той поддержке, которую нам оказывает администрация города, Правительство края. Благодаря этому мы можем строить мечети, свободно молиться и прославлять Всевышнего. Хочется пожелать всем людям, для которых Забайкалье стало родным домом, здоровья, мира и процветания!

Екатерина СКОРОХОД

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.