Богатства наших недр должны использоваться разумно

25 июня 2024 года геологи Забайкалья впервые за много лет собрались в актовом зале здания ныне упраздненного Читинского геологического управления, которому исполнилось бы 75 лет.

Ветераны геологической службы Забайкалья, прошедшие тысячи километров по тайге, степям, горам и болотам, по крупицам добывая знания о геологической истории, строении и минеральных богатствах края, создали крупнейшую в нашей стране минерально-сырьевую базу, способную обеспечить важнейшие отрасли народного хозяйства на долгие годы. Они собрались, чтобы вспомнить былое, наметить перспективы развития геологии и высказать свои пожелания руководству Забайкальского края.

Но, к великому сожалению, никто из руководителей края или хотя бы представителей Министерства природных ресурсов на это мероприятие не пришел. И должного освещения в прессе не было тоже. Был лишь показан фильм, созданный по инициативе супруги одного из известных в крае ветеранов геологической службы. И несколькими днями позже были озвучены на Читинском радио некоторые интервью.

А ведь Читинское геологическое управление (ЧГУ), как и многие другие в Советском Союзе, который стремительно воссоздавал разрушенную войной европейскую часть страны и переводил на мирные рельсы промышленность Сибири и Дальнего Востока, было создано на основе Постановления Совета министров СССР от 25 июня 1949 года приказом министра геологии и охраны недр СССР П.Я. Антропова от 28 июня 1949 года. Оно было создано на базе объединения ряда предприятий, специализированных по поискам, разведке и добыче золота, олова, вольфрама, свинца, цинка и других металлов, а также флюорита.

Основной задачей нового предприятия было геологическое изучение, прогноз, поиски и разведка важнейших видов минерального сырья на территории Читинской области, а для решения этих задач потребовалось создать в Читинском геологическом управлении специальную Тематическую и другие экспедиции, а также Центральную лабораторию, а фактически мощную лабораторную базу, которая была необходима и для определения химического и минерального состава руд, без чего невозможно выполнить подсчет запасов того или иного сырья в разведываемом или разведанном месторождении. Тогда же для этой лаборатории по особому проекту было построено специальное четырёхэтажное здание в Чите, оснащенное всем необходимым оборудованием. Для решения этих важнейших задач были собраны высококвалифицированные кадры.

Но теперь, как и вся государственная геологическая служба, лаборатория уничтожена, а здание занимают всевозможные офисы мелких частных контор.

В результате почти полувековой деятельности Читинского геологического управления была выполнена Государственная геологическая съемка масштаба 1:1.000 000, 1:200000 и составлены геологические карты и карты полезных ископаемых соответствующего масштаба на всю территорию области, а для значительной её части (56% территории) составлены такие карты масштаба 1:50000, обеспечивавшие геологическую основу для поисков и прогноза минерального сырья.

Заново разведаны и вновь открыты десятки месторождений полиметаллических руд в Приаргунье. Это стало основой для возрождения былой славы Восточного Забайкалья как первого источника в России серебра и золота, а также свинца, цинка, и создания крупного Нерчинского полиметаллического комбината, уничтоженного в 1990-х.

В это время были открыты и разведаны десятки крупных и уникальных месторождений на севере Забайкалья. Это, прежде всего, Удоканское золото-серебро-медное и другие месторождения, а в южной части Забайкалья были открыты Жирекенское и крупнейшее в стране Бугдаинское месторождения молибдена, Орловское, Этыкинское, редких металлов, Спокойнинское, Бом-Горхонское, Барун-Шивеинское и другие месторождения вольфрама.

Важно отметить следующее: 18 июня сего года Президентом РФ подписан Указ № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий», в котором нет технологии прогноза, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, то есть нет геологии.

Указ Президента основан на предложениях Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, который имеет некую странность его состава. В нём  есть физики, химики, математики, экономисты, социологи, но специалиста по геологии твердых полезных ископаемых в нём нет, а такое отношение к геологическим исследованиям в настоящее время на всех уровнях государственной системы настораживает. Настораживает и другое: в отрасли острейший дефицит геологов нужной квалификации, соответствующей современным требованиям. Поэтому проблема кадрового обеспечения геологоразведочных работ стоит остро как никогда.

На протяжении почти двух десятилетий перед руководством Забайкальского университета геологическим сообществом ставился вопрос о необходимости возрождения кафедры геологии (где преподавали 5 докторов и 7 кандидатов наук), упраздненной решением декана горного факультета в 1996 году. Он так и оставался нерешённым, несмотря на подготовленные нами соответствующие документы, одобренные УМО МГУ им. М.В. Ломоносова, вплоть до 2023 года, когда на базе бывшей кафедры геофизики, ныне тоже не существующей, и инженерной геологии, и гидрогеологии, принято решение о подготовке специалистов прикладной геологии по усеченной программе, учить которых практически 
некому.

При Забайкальском университете создан прекрасный Геологический музей, где для студентов целого ряда специальностей, имеющих отношение к природным процессам, обязательно организовывали практические занятия. Кроме того, Геологический музей был одним из обязательных экскурсионных объектов для гостей города Читы, входил в число лучших музеев этого профиля в стране и мире. С приходом в университет нового руководства отношение к музею резко изменилось и появилось желание его расформировать, так как он не приносит прибыли. 

В процессе известной перестройки на территории всей страны было положено начало уничтожению геологической отрасли. Министерство геологии СССР ликвидировано и в соответствии с Законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 создано так называемое регулирование в сфере недропользования, которое привело к ликвидации большинства геологоразведочных и горнодобывающих предприятий или передаче их в частную собственность.

В результате основная ставка в недропользовании была сделана на частных лиц, владевших деньгами и стремившихся умножить их. Например, в Забайкалье в результате акционирования был уничтожен комбинат «Балейзолото» по причине якобы резкого снижения содержаний золота в рудах Тасеевского месторождения. Подземные работы были прекращены, водоотлив отключен и шахты 10 и 12 затоплены. 

В настоящее время лицензией (Чит.13454 БЭ) на добычу благородных металлов по 31 декабря 2030 г. владеет ООО «Тасеевское», дочь компании ООО «Русдрагмет», входящей в Highland Gold, которая тоже не приступила к разработке Тасеевского месторождения, хотя пытается кучным выщелачиванием извлекать золото из хвостохранилища комбината «Балейзолото». Итак, за без малого 30 лет владения лицензиями ни одна из частных фирм не добыла ни килограмма балейско-тасеевского золота, балансовые и забалансовые запасы которого на 1 января 2017 года составляют 143, 236 т при среднем содержании 4,615 г/т. А это – по современным меркам крупное месторождение. Почему? А потому, что нет сиюминутной прибыли, ради чего все эти компании и берут лицензии.

Близкая к такой сложилась и ситуация на крупном Дарасунском месторождении золота, где неоднократно случались пожары, когда сгорала важнейшая документация и где тоже неоднократно менялись владельцы. Отметим, что новым карьером начата отработка части Талатуйского месторождения золота, которое было разведано еще в 1980-х.

Подобные ситуации типичны не только для месторождений золота. Это касается закрытия Шерловогорского ГОКа, Жирекенского рудника, добывавшего молибден и уже производившего необходимый металлургам феромолибден, Забайкальского ГОКа, Бом-Горхонского рудника, частью Орловского и Спокойнинского и других, загублен Нерчинский ГОК, прекратили полнокровную деятельность все рудники, добывавшие флюорит.

Продукция Удоканского ГОКа, который будет добывать золото-серебро-медные руды уникального Удоканского месторождения, в основном будет уходить в Китай. Туда же предполагается сбывать и медные концентраты Култуминского месторождения, в которых уйдет ценнейшее сырье (висмут, серебро, золото и др.).

На наш взгляд, такая политика в освоении важнейших месторождений страны обусловлена отсутствием разумного планирования их освоения. Решения о целесообразности разработки ценнейшего сырья независимо от объемов потребления отечественной промышленности принимаются лишь исходя из потребностей недропользователей. Недропользователям, желающим осваивать те или иные месторождения, необходимо ставить условия, чтобы они прежде всего вкладывали средства в промышленные предприятия или осваивали месторождения тех химических элементов, которые необходимы стране в данный период.

Подытоживая вышеизложенное, следует наметить мероприятия по разумному использованию богатств недр, которые, как отметил М. Ломоносов «...есть залог величия Державы».

По нашему мнению, необходимо следующее:

Первое. Необходим государственный подход к организации геологоразведочного процесса с планированием последнего, а государство должно быть основным недропользователем.

Второе. Освоение минеральных ресурсов должно проводиться, прежде всего, в интересах России, а разработка месторождений определенных полезных ископаемых должна производиться только при условии потребности отечественной промышленности извлекаемых из их руд полезных компонентов.

Третье. Для координации всего комплекса геологических и геологоразведочных работ необходимо возрождение министерства геологии.

Четвертое. При освоении минеральных богатств в горнорудных регионах целесообразно создание консорциумов по организации всего комплекса геологоразведочного и эксплуатационного процесса с целью исключения дублирования тех или иных производств, под руководством соответствующих государственных структур.

Пятое. Целью обеспечения оперативного внедрения достижений современной геологической науки в практику геологоразведочного процесса возродить в Чите Забайкальский комплексный НИИ.

Георгий Юргенсон, доктор геол.-мин. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный разведчик недр РФ,
Владимир Салихов, доктор геол.-мин. наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ,
Николай Чабан, заслуженный геолог РФ, почетный разведчик недр РФ, организатор геологоразведочного производства

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.