Берег мой тонкой линией
6 сентября в Доме офицеров состоялось открытие выставки художественных работ Виктора Бута под названием «Берег мой тонкой линией». Также на открытии был показан небольшой документальный фильм-зарисовка о жизни автора и проведена творческая встреча, на которой все желающие могли задать вопросы самому Виктору Буту.
Постойте. Виктор Бут? Тот, которого западные СМИ называли «оружейным бароном»? Проведший почти 15 лет в американской тюрьме, в штате Иллинойс, и обменянный в 2022 году на американскую баскетболистку Бриттни Грайнер, осуждённую за контрабанду наркотиков? Прообраз персонажа, сыгранного Николасом Кейджем в фильме... э-э... «Оружейный барон»? Ну да, всё верно, это он.
Вот и ожидаешь увидеть и услышать вычурного персонажа из какого-нибудь гангстерского кино, с низким голосом, ярко одетого и говорящего что-то вроде: «Привьет, йа лублу Путьина» (ну вы знаете эту чудаковатую озвучку русских в американских фильмах). Но нет, совсем нет. Когда у сцены замаячил виновник художественного торжества, не все сразу поняли, что это он. Скромно одетый. Без бронежилета, и всего такого. Минимум жестов. Тихий, будничный голос. А это точно он?
– Друзья, – обратилась к гостям ведущая, – встречайте! Виктор Бут.
Точно он. И, волнуясь, он говорит: «Часто, когда было совсем сложно, я думал о том, что мы русские и мы уже не раз в нашей истории проходили через сложные моменты. Я вспоминал примеры наших дедов, прадедов, которые в самых трудных ситуациях никогда не сдавались. И для меня это было главным. Я знал, что я не один, и знал, что все трудности смогу преодолеть, потому что за мной, наверное, вся страна: мои любимые, мои друзья и те, кто мне писал все эти годы со всех уголков нашей Родины. Большое вам всем спасибо».
Аплодисменты.
Не дожидаясь тишины, на сцену стали выходить ослепительно светлые артисты ансамбля Дома офицеров. Они проникновенно исполнили песню.
Аплодисменты.
Ну что, пока суд да дело, посмотрим рисунки?
Название выставки, думаем, всем понятно. Если что, это слегка сокращённая строчка Роберта Рождественского из «Песни о далёкой родине», которая звучит в сериале «Семнадцать мгновений весны». Тоска по родине, опасное существование на чужбине – очевидные коннотации. Как мы помним, дабы не терять связи с Родиной, Штирлиц запекал картошечку в камине и пел про себя «Ой ты, степь широкая». А Виктор Бут рисовал. В его распоряжении была тюремная камера чуть больше двух квадратных метров – в ней и библиотека, и художественная мастерская. Долгие годы он учился рисунку по отечественным альбомам и книгам.
Выставку, пожалуй, можно разделить на несколько основных условных частей: портреты известных людей и киногероев, техника и авиация, мир животных, пейзажи, абстракция.
Вот пустое, звенящее пространство рассекает отечественный истребитель с красной звездой на киле. Подпись от руки в нижнем левом углу: «Наш в небе».
Вот, сквозь десятилетия, глядят на нас советский учёный, конструктор Сергей Королёв и собака-космонавт Белка.
А вот профиль французского генерала Шарля де Голля, выступающий из глубокого, смутного фона. Черты гиперболизированы: тяжело стремится вниз большой ястребиный нос, а дряблая кожа старческой шеи сползла на стойку воротника.
Неподалёку улыбается солнечный Андрей Миронов. В глазах – азарт, огонь искусства и щемящее предощущение вечности.
Яркими цветами многих привлёк рисунок, изображающий актёра Павла Луспекаева в его самой знаковой роли Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни».
Ваше благородие… Ой, то есть ваша честь… Тьфу. Ваши ожидания не должны быть слишком завышены. Это всё-таки во многом ученические работы человека, который изначально был не художник. Но, как нам кажется, некоторые работы здорово передают характеры и колорит.
Нам очень, очень понравилась белка в исполнении Виктора Бута. Вся она такая с пухлыми щёчками, с блестящими, будто чёрное стекло, глазками. Выглядывает из дупла, вцепившись в как-то по-детски нарисованную древесную кору.
Аплодисменты.
Но не едиными рисунками была жива выставка. На стеллажах-витринах были представлены образцы некоторых продуктов питания из тюремного магазина (американского!). Газеты и журналы (российские!), которые Бут читал, находясь в заключении. А также учебник русского языка для иностранцев, по которому Виктор обучал русскому американских заключённых.
Напомним, что Бут владеет 11 языками в разной степени: английским, португальским, испанским, французским, итальянским, турецким, фарси, урду, санскритом, арабским, китайским. Некоторые из них он выучил, находясь в тюрьме. Если вы не упали со стула или с дивана, то продолжим.
После официальной торжественной части все собравшиеся прошли в актовый зал для просмотра документальной ленты.
Свет погас. Начался фильм. Безмятежные кадры зелёных улиц, фортепианная музыка. Помимо всего прочего, в фильме звучали комментарии супруги Виктора, Аллы Бут, об увлечении мужа художественным творчеством и критике, на которую она в случае чего не скупится:
«Ну а кто тебе скажет, если не я? Все тебя будут хвалить, а я скажу, на что нужно обратить внимание. Я могу сказать: вот у тебя здесь много, а здесь мало с точки зрения композиции. Надо немножко поправить, не обижайся. Он прислушивается, и мне приятно».
Виктор откровенничает: «Это, наверное, только очень любимый человек может сказать тебе жёстко правду в глаза. Конечно, это не всегда приятно, но ты понимаешь, что это делается из большой любви. Когда любимый человек становится другом, с которым ты можешь поговорить о многих вещах, и тебя понимают. Эта способность понимать друг друга и была стержнем, который всё сохранил».
В конце фильма Бут говорит о своих планах: «…Наверное, просто жить, ничего не планировать. Просто каждое утро радоваться восходящему солнцу. Всё остальное приложится».
Кстати, на сегодняшний день Бут уже вступил в Творческий союз художников России – секция «Графика».
Премьерный показ выставки состоялся 8 марта 2023 года в рамках проекта Национального музея искусства и фотографии на «Мосфильме».
«Что рисуешь?» – спрашивает Виктора Алла на кадрах, снятых в домашней обстановке, ближе к финалу фильма.
«Что получится…» – не отрывая взгляда от бумаги, отвечает Виктор.
А что уже получилось?
Читинцы явно не остались равнодушными. Покидая актовый зал, кто-то был задумчив, кто-то активно обсуждал увиденное и услышанное. А кто-то возвращался к рисункам и всматривался в изображения – такие разные, но являющиеся частицами мироощущения одного человека, биография которого удивляет.
В конечном счёте, как бы там ни было, выставка рисунков Виктора Бута – иллюстрация того, как в условиях изоляции и тотальной несвободы можно продолжать развивать себя, созидать, любить культуру, природу, искусство и надеяться на лучшее. Это всегда актуально, правда? Вернее, актуально, как никогда.
Валентин Олейников