Арутюн Атоян: «Быть своими в России, а мы и есть свои»

В этом году на страницах газеты вы уже читали беседы с известными в Забайкалье армянами – Размиком Согомоняном и Ашотом Акопяном. Теперь пришло время поговорить с главой армянской диаспоры города Читы Арутюном Атояном. Он рассказал нам о работе не так давно открывшегося армянского культурно-образовательного центра, о том, насколько сложно выучить армянский язык, а также о войне в Нагорном Карабахе, которая коренным образом повлияла на деятельность центра.

Арутюн родился в 1992 году в Грузии. Несмотря на то, что он не застал Советский Союз, исторические корни для него имеют большое значение – два его прадеда воевали во время Великой Отечественной войны. В школу Арутюн пошёл уже в Армении. Грузия и Армения близкие страны, поэтому переезды из одной страны в другую – обычная практика. Его отец занимается строительством, и так как в странах СНГ работать в этой сфере было тяжело, семья переехала в Россию. С 5-го класса Арутюн обучался в школе в Агинском, а затем окончил строительный факультет ЗабГУ. В данный момент учится на магистратуре по специальности «государственное и муниципальное управление».

Атоян руководит армянской общиной Читы и является помощником председателя Заксобрания Юрия Кона. Кроме того, он бизнесмен. В 2022 году он вместе с командой совета армянской общины создал культурно-образовательный центр. Цель этого учреждения – показать армянскую культуру. Сейчас там уже занимается около 90 учеников. Арутюн убеждён, что именно культурный диалог между народами может быть залогом мирного и гармоничного сосуществования.

– Арутюн, кем вы ощущаете себя в большей степени сегодня – предпринимателем или общественно-политическим деятелем?

– У меня сейчас в голове некий диссонанс, некая борьба внутри себя. Я по натуре человек, который хочет заниматься общественно-политической деятельностью, мне это очень нравится. Но нужно зарабатывать, кормить семью, поэтому я ещё занимаюсь строительным бизнесом. Я этим живу в плане финансов. Если честно, есть мысли о том, чтобы попробовать себя на профессиональной чиновничьей должности, но это пока только мысли. К сожалению, хоть народ и говорит об обратном, у чиновников очень маленькие зарплаты, именно это меня останавливает.

– О каких суммах речь?

– От 35 до 50 тысяч рублей зарплаты. Для мужчины, с сегодняшней инфляцией, наверное, маловато.

– В какой момент произошёл вот этот переход от условного строителя к общественно-политическому деятелю?

– Я всегда в себе ощущал радость и энергию, когда кому-то помогал. Денег занял, что-то купил нуждающемуся. Даже элементарно в спорте… Если в футбол играл, то хотел быть капитаном.

– То есть проявляли лидерские качества.

– Наверное, да. А потом в 2015 или 2016 году в интернете я увидел, что в Чите открылся молодёжный армянский клуб. Мне очень захотелось посмотреть, что там происходит. Я туда вступил. Оказалось, что это моё. Являясь молодёжной организацией, мы открыли воскресную школу – уроки армянского языка по воскресеньям. Там же был и танцевальный ансамбль. Помню, в филармонии организовали концерт, куда пришли тысяча человек. Тогда администрация очень помогла. 

– Но на тот момент вы ещё не возглавляли диаспору?

– Нет. Я возглавил её в 2018 году. Я был не один, нас было несколько активных молодых людей. Старшее поколение нас заметило и предложило официально стать общиной. Почему бы и нет?

– Члены армянской диаспоры Забайкалья, с которыми довелось общаться, высоко оценивают вашу работу. Складывается впечатление, что вы каким-то кардинальным образом изменили направление деятельности диаспоры. Как вы оцениваете работу общины до вашего прихода? 

– Я могу сказать, что тогда им было труднее. Соцсети не были так активны, донести до людей информацию было намного сложнее. Что-то у них было лучше, что-то хуже. В одностороннем порядке сейчас пытаться как-то их дискредитировать будет некорректно, неправильно. Я могу лишь сказать, что многие из прежнего состава общины до сих пор нас поддерживают, дают очень много мудрых советов.

– Когда вы возглавили диаспору, что в первую очередь вам хотелось улучшить в её работе?

– Если откровенно, то моя деятельность делится на два этапа: до войны в Нагорном Карабахе и после. До войны, когда не было никаких моральных травм от случившегося, мы занимались развлекательной деятельностью, творчеством – концерты, поэтические вечера. А когда случилась война, то пришлось резко вырасти. Стало понятно, что нужно снимать «розовые очки» и заниматься образованием.

Понимаете, многие народы в России сложно интегрируются. У нас – наоборот. Армяне начинают забывать свою культуру, новое поколение уже тяжело говорит на армянском. Я понял, что нужно сделать что-то более фундаментальное и экзистенциальное, что позволит не потерять язык, историю и идеологию. Поэтому решено было открыть культурный центр.

Я обратился в Читинскую администрацию, но предложенные помещения были слишком маленькими. После чего я обратился к армянскому бизнесмену и меценату Самвелу Казаряну, он и предоставил нам помещение площадью 400 квадратных метров под культурный центр.

У нас задача какая? Быть своими в России, а мы и есть свои – у нас общая история и общие герои. И при этом сохранить армянскую культуру. И привязка не столько к Республике Армения, сколько к культуре и национальной составляющей. Армяне живут в России уже около тысячи лет. 

– Поговорим подробнее о центре. Он открылся в январе 2022 года. Расскажите, что собой представляет центр структурно?

– В нём разные секции: история, язык, танцы, фольклор. Ещё мы решили добавить спорт. Например, у нас ведутся две группы по рукопашному бою. Шахматы добавили, потому что это полезно и престижно. В основном именно шахматами и рукопашным боем у нас и занимаются дети разных национальностей. Мы понимаем, что не каждому интересен армянский язык или танцы. Но у нас есть в старшей группе русские ребята, которые ходят на армянский язык. Очень много ребят из смешанных семей.

Я могу сказать про моего любимчика, это Ярослав Ревнивцев. Мама у него армянка, а папа – русский. Я в шутку говорю, что он – будущий посол России в Армении. Он очень хочет выучить армянский язык. Ходит на рукопашный бой, выступает в спектаклях. Мне импонирует его желание быть своим и здесь, и там.

– Почему дети и юноши изъявляют желание пойти на рукопашный бой или шахматы – вполне понятно, это на поверхности. А чем замотивированы те, кто приходит изучать армянский язык? Это же довольно сложно.

– Скажу честно, без романтизма. Маленьких детей чаще всего отправляют родители. Маленькому ребёнку ещё непонятно, что ему делать в этом мире, он ещё не сформировался. Ребёнок смотрит мультики на русском, ходит в русский детский сад, поэтому армянский язык становится чужим. Если только дома не говорят по-армянски. Часто родители пренебрегают этим, либо всё время на работе находятся. Ребёнок не получает достаточное количество армянского, чтобы хотя бы понимать его. Поэтому до подросткового возраста дети ходят потому, что, во-первых, родители сказали, а во-вторых – наш хитрый ход «с двумя зайцами». У нас перед каждым занятием рукопашным боем 40 минут армянского языка. И после занятий танцевального ансамбля дети идут на курсы армянского. 

– На ваш взгляд, насколько сложно изучать армянский язык с нуля?

– Очень. Армянский язык сложный для русского уха, потому что у нас есть некоторые звуки, которых нет в русском языке. Так же, например, в русском есть буква «ы», от которой шарахаются армяне, и от мягкого знака (смеётся). Знаете, есть такая шутка. На Кавказе учитель говорит ученикам: «Запомните, дети, «сол» пишется с мягким знаком!» 

– Сколько примерно времени нужно для обучения армянскому языку?

– Я считаю, что ставить рамки в этом плане бесполезно. Одно дело, когда весь мир изучает английский, и уже давно всё изучено, обработано и понятно. Преподавание же армянского языка русскоговорящему ещё на пути того, чтобы понять, как лучше. Чем дольше, тем лучше. Наверное, лет через 5 я смогу вам ответить на этот вопрос точнее.

Кроме того, у нас бывает ротация. У нас проблемы с кадрами, не везде найдёшь армянских учителей. Не так много армян в Забайкальском крае для того, чтобы обеспечивать центр наш. Но терпение и труд всё перетрут. 

Добавлю, что армянский язык входит в группу индоевропейских языков. То есть глобально отличия не такие, как у русского и китайского. Армянский намного легче. Но всё равно, как говорят учёные, индоевропейские языки отдалились 6 тысяч лет назад. 

– Если в центре есть изучение армянского языка, то как насчёт армянской литературы, живописи, кинематографа?

– Насчёт кинематографа... Сложный вопрос. Нужны кадры, учителя. Нужен проект. Мы же просмотр мультиков не можем назвать кинематографом.

– Почему нет?

– Ну тогда… Мы показываем армянские мультфильмы через проектор на курсах армянского языка.

Мы бы хотели здесь преподавать дудук – самый известный армянский инструмент, который звучал ещё в фильме «Гладиатор», если помните.

– Сейчас он также звучит и во второй «Дюне», от того же композитора.

– Там тоже, да? Надо посмотреть. Кстати, дудуком его назвали русские, от слова «дудка».

– А по-армянски как?

– Ну я сейчас скажу, но вряд ли у вас получится повторить. 

–  А что это значит?

– Слово объясняет состав дудука. Что он сделан из абрикосового дерева. Настоящий дудук должен быть сделан из абрикосового дерева.

– Красиво. А литература? Ведь для изучения языка литература необходима.

– У нас преподавание языка очень смешанное. Ребёнку дают что-то из истории, что-то из литературы. Дети учат стихи на армянском. Это, скорее, курсы армяноведения, нежели армянского языка. Практика показала, что преподавание языка без чего-то развлекательного не срабатывает. И потом, у нас идёт преподавание языка через песни, фольклор. 

– Какие планы у культурно-образовательного центра армянской диаспоры?

– Хочется видеть 150 учеников. Хочется, чтобы дети из наших ансамблей и секций, в том числе будущих, выступали на всех известных сценах Забайкальского края. И так приглашают, но пока далеко не тот уровень, который я хотел бы видеть. Могу сказать, что в России, не считая мегаполисов, мало у каких армянских общин есть центр такого размера.

Конечно, в будущем хотелось бы иметь свою маленькую церковь, часовню здесь. Или переехать из данного культурного центра на небольшой участок с парком, часовней, со зданием для культурного центра. Мне кажется, чтобы лучше сохранить культуру, нужна связка религии с национальной идентичностью. Именно церковь сохранила армянский язык, создала армянский алфавит в 404 году и многое из литературы. Неважно – верующий человек или нет, он должен ценить это как часть истории, которая даёт образование и культуру.

– Что пожелаете нашим читателям?

– Ценить и любить свои семьи, делать так, чтобы семьи расширялись. Немножко удачи, немножко везения, немножко образования. Больше читать, больше учиться. И любить то место, тот город, в котором мы живём. Начать больше требовать от тех же депутатов, от власти. Тогда и появится другая среда. А как говорят урбанисты, среда меняет людей.

Беседовал Валентин ОЛЕЙНИКОВ

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.