Алмаз Салахов: Почаще обращайтесь к Всевышнему

На прошлой неделе мусульмане всего мира отметили Ураза-байрам – исламский праздник в честь окончания поста в месяц Рамадан. О празднике, о себе и о жизни мусульманской общины в нашем крае нам рассказал муфтий Забайкальского края, имам-хатыб Cоборной мечети города Читы Алмаз хазрат Салахов, ставший сегодня гостем нашей постоянной рубрики «Твои люди, Забайкалье!».

– Алмаз Ростамович, расскажите немного о себе. Как произошло ваше становление на духовный путь?

– Родился я в городе Брежневе, который сейчас носит название Набережные Челны. Мои первые шаги к становлению на духовный путь я сделал будучи пятиклассником. До сих пор в моей памяти свежо воспоминание о моем первом посещении мечети, когда я был просто заворожен чтением молитв. Я с нетерпением ждал воскресный день, вставал ни свет ни заря и ехал на трамвае в Белую мечеть, одну из двух существовавших тогда в нашем городе. Моя мама поддерживала меня в этом. Одиннадцатый класс я окончил в городе Казани, после чего поступил в медресе при Центральном духовном управлении г. Москвы. Через год я получил направление на обучение в Турцию. В Россию я вернулся через два года, успешно пройдя обучение на курсах Корана при Духовном управлении мусульман этой страны.

После прохождения аттестационной комиссии я поступил в Российский исламский университет – филиал в г. Октябрьском. Через год защитил там диплом и, получив направление, поехал служить в город Ульяновск. К тому времени там вновь начало действовать медресе, и я работал там сначала рядовым преподавателем, а затем был в должности проректора по учебной части. Многие выпускники нашего медресе, успешно окончив впоследствии Исламский университет, в настоящее время работают в приходах российских городов. Потом Всевышнему было угодно, чтобы я трудился в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан, в Комитете по стандарту «Халяль», в должности специалиста по стандартизации халяль в сфере общепита и гостиничных услуг. В 2012 году меня пригласил в Читу тогдашний муфтий здешней мечети, с которым мы вместе проходили обучение в Турции, Ришат хазрат Сайдашев. Какое-то время я работал его заместителем. За время его деятельности было очень много сделано для мусульман края – была зарегистрирована мусульманская община, налажено тесное взаимодействие с властями, урегулированы межнациональные отношения, была отреставрирована мечеть, построено медресе. После назначения Ришата хазрата в Костромскую область я занял эту должность.

– Забайкальская мусульманская община с каждым годом становится все более активной, однако Забайкалье расположено далеко от вашего духовного центра. Связаны ли с этим какие-то проблемы?

– Несмотря на то, что приходится жить вдалеке от исторической родины, я служу в Забайкалье с удовольствием, потому что так угодно Всевышнему. Уже столько всего здесь сделано, что бросить все это и уехать я не имею права. Моя должность предполагает служению Всевышнему по велению сердца. Эта работа подразумевает не только чтение молитв и урегулирование организационных вопросов, это ведь общение с людьми, которые часто обращаются в мечеть за помощью. Это, наверное, касается и мусульман, и православных, и буддистов, что люди приходят к нам в те моменты, когда что-то в их жизни идет не так. Приходится решать проблемы различного характера – и социальные, и моральные, и финансовые. Кому-то нужен просто совет. К каждому нужно найти свой подход – иначе нельзя.

Кроме того, мы проводим обширную социальную работу, взаимодействуем с Федеральной службой исполнения наказаний, миграционной службой, органами МВД и другими организациями. Важным направлением нашей деятельности является благотворительность. Во время подготовки к нашим великим праздникам – Ураза-байрам и Курбан-байрам – мы с подарками посещаем детские дома, по мере возможности помогаем духовно, морально и финансово нуждающимся гражданам.

Штат у нас небольшой – всего четыре служащих, не считая меня. Но, несмотря на это, мы стараемся все успевать. Моя супруга, например, также имея религиозное образование, ведет при мечети женские факультативы. Сам я являюсь членом региональной Общественной палаты, а также состою в общественном совете при МВД Забайкальского края.

Не забываем мы и о своих братьях-мусульманах, проживающих за пределами Читы. У нас действуют приходы в восьми районах края, куда мы регулярно выезжаем и проводим беседы с местными прихожанами. Такое общение сближает нас и дает толчок для дальнейшего взаимодействия.

Наша задача – обучать мусульман, давать им верные знания об исламе, чтобы в дальнейшем местные мусульмане смогли руководить общинами в регионе и развивать ислам в Забайкалье. На сегодняшний день трое выпускников нашего медресе обучаются в Исламском университете. Если Всевышнему будет угодно, они вернутся в Забайкалье и будут здесь служить.

– Имеют ли место в Забайкалье проблемы с радикальными исламистскими движениями?

– Могу сказать, что на сегодняшний день в этом отношении обстановка стабильная, хотя лет 6–7 назад здесь имели место подобные провокации. Однако нами была проделана большая работа, направленная на просвещение людей. Я думаю, самое грозное оружие против деструктивно настроенных людей – это знание. Человека, в полной мере владеющего знаниями основ ислама, невозможно настроить на волну экстремизма. Медресе, построенное нами по воле Всевышнего, очень помогает решать эти проблемы. Безусловно, за всем трудно уследить, однако сегодня можно сказать, что в этом отношении обстановка в крае здоровая. Кроме того, вопросы профилактики экстремизма мы регулярно прорабатываем с правоохранительными органами, представителями властных структур, образовательными учреждениями.

Достаточно серьезные беседы мы проводим и с людьми, желающими принять ислам. В этом случае мы всегда приглашаем человека на личную беседу и никогда не решаем такие вопросы дистанционно. Нередко складывается ситуация, когда безграмотность и отсутствие социальной адаптации человека к обществу влечет за собой серьезные проблемы. Я сейчас также говорю о случаях, когда молодые люди попадают под влияние радикально настроенных группировок, что нередко приводит к трагическим последствиям. Когда же человек, независимо от его национальности, в полной мере познает благость и красоту ислама и произносит слова о том, что для него нет другого божества, кроме Аллаха и его пророка Мухамедда, он становится недосягаемым для такого рода влияния. Кроме предоставления информации религиозного характера, мы консультируем наших прихожан по правовым вопросам, объясняя им законность тех или иных действий и те последствия, которые могут за этим последовать. С этой целью мы работаем с УФСИНом, Центром по противодействию экстремизму и другими органами. При нашем медресе есть факультативные курсы, на которых мы в каникулярное время обучаем детей, действуют вечерние курсы для мужчин и женщин.

– Как бы вы охарактеризовали ваши отношения с местной властью?

– У нас налажено взаимодействие с губернатором края Натальей Ждановой, краевой и городской администрациями. Мы готовы к открытому диалогу и активному сотрудничеству. Нас регулярно приглашают на проводимые в городе и крае мероприятия, и мы стараемся активно в них участвовать. Что касается межконфессионального общения, здесь также идет диалог. Мы взаимодействуем со всеми национальными диаспорами, проживающими в крае, совместно проводим различные мероприятия. Я очень рад, что в Забайкалье, таком многонациональном и многоконфессиональном крае, мы наблюдаем добрососедские отношения между людьми. Это очень правильно, ведь Земля создана Всевышним и не должно быть разделения между нами по признакам вероисповедания или национальности.

– Традиционная исламская семья. Какая она?

– Мне бы хотелось развенчать существующее мнение о том, что в исламе женщина бесправна. Являясь продолжательницей рода и хранительницей очага, в большинстве случаев она находится дома, воспитывая детей. Если же жена мусульманина хочет работать, это не возбраняется. Единственное условие, чтобы ее деятельность не противоречила законам ислама.

Если углубиться в историю, то можно увидеть, что до возникновения ислама дискриминация женщин имела место. Когда же нам был ниспослан ислам, ситуация в корне изменилась. В священной Книге Коран есть даже специальная сура, посвященная женщине, описывающая ее права. К слову, о мужчине такой суры нет. Поэтому Всевышний уделяет женщине особое внимание, что положительно сказывается на отношениях в мусульманской семье.

– Каково положение дел с халяльной индустрией в нашем городе?

– К сожалению, халяльная индустрия в Забайкалье не развита. Хотя в этом отношении уже имеются положительные сдвиги. Так, если несколько лет назад в городе было невозможно купить дозволенное по шариату мясо, сейчас появились люди, которые этим занимаются. В городе есть торговые точки, где каждый желающий может это сделать. Работая в Комитете по стандарту «Халяль», я профессионально занимался этими вопросами и могу сказать, что многие люди, даже не являющиеся мусульманами, стараются купить такое мясо. Правильный способ убоя животного сказывается на его вкусовых качествах. На данный момент основные халяльные производства расположены далеко от Забайкалья – это Татарстан, Московская, Саратовская, Пензенская области, Башкирия. К нам поставляют только полуфабрикаты с большими сроками хранения. Сложности заключаются и в затратах на доставку, проблемах реализации продукции. Однако мы находим выход из положения и стараемся питаться правильно. К слову, большинство местных кафе, представляющих нашу национальную кухню, халяльные.

– Недавно вы отмечали Ураза-байрам – праздник, к которому в исламе особое отношение. Расскажите об этом.

– Великому празднику Ураза-байрам предшествует длительный пост, которого придерживаются все правоверные мусульмане. Он заключается в том, что мы не принимаем никакой пищи и питья в течение светового дня и воздерживаемся от греховных деяний. После же захода солнца по местному времени совершается трапеза разговения.

Священный месяц Рамадан дан нам для того, чтобы мы усмирили свою плоть и встали на путь исправления. Это является одной из основ ислама. Рамадан каждый год сдвигается на десять дней, поэтому на тот или иной сезон он выпадает лишь один раз в 33 года. Конечно летом, когда световой день очень долог, бывает немного тяжело соблюдать пост, однако Всевышний дает нам на это силы. Главное, делать это по своему желанию и от души. Ведь Рамадан – это главное оружие против нашего внутреннего эго. Это время дает нам возможность измениться к лучшему морально и духовно, чаще произносить молитвы Всевышнему, за что Он воздает нам в многократном размере. Однако в исламе существуют определенные послабления к верующим. Так, если человек в это время болеет или находится в пути, он может воздержаться от поста. Однако ему необходимо возместить пропущенные дни в любое другое время. Если же в силу какого-либо хронического заболевания человек не в состоянии соблюдать пост, он должен возместить это внесением определенной суммы, так называемой милостыни фидии, которую он должен передать малоимущим гражданам. На сегодняшний день Духовным управлением мусульман эта сумма установлена в размере 250 рублей. Бывают случаи, когда человек не в состоянии выполнить ни одно из этих условий. Тогда он обращается к нам, и мы ему помогаем.

Во время священного месяца Рамадан при нашем медресе каждый вечер проводится трапеза разговения, на которую собираются порядка 300–350 человек в соответствии с заранее составленными списками. Организовать трапезу и накрыть столы нам помогают состоятельные мусульмане, так как накормить постящегося в исламе считается благим делом.

В этом году Ураза-байрам выпал на 15 июня. В этот день мы, как обычно, читали молитву, выступали с праздничной проповедью и поздравляли друг друга. Одним из условий того, что Всевышний принял молитву человека, является пожертвование фитр, которое выплачивается им в зависимости от достатка и варьируется в пределах от 100 до 500 рублей. Эти деньги также идут на помощь малоимущим мусульманам и поддержку, к примеру, детских домов. Как вариант, к нам приходят нуждающиеся в средствах люди и мы даем им определенную сумму под расписку. Еще у нас существует традиция посещать в этот праздник усопших родных. В течение года мы вспоминаем их каждую пятницу, совершая джума-намаз.

Каждый день мы пять раз в день совершаем десятиминутную молитву, обращаясь к Всевышнему. Основной целью жизни мусульманина является выполнение предписаний Всевышнего, изложенных в священной Книге Коран.

– Что бы вы хотели пожелать мусульманам, а также людям других вероисповеданий, которых объединяет то, что они называют себя забайкальцами?

– Прежде всего, чтобы у нас всегда был мир, чтобы люди разных национальностей мирно жили на этой благословенной земле и уважали друг друга. Я всегда привожу пример того, как наши деды и прадеды шли в атаку с именем Всевышнего и не разделяли друг друга на русских, татар, евреев и других. Я думаю, это правильно.

Желаю нашим землякам здоровья, благоденствия, чтобы они не забывали Всевышнего и чаще обращались к Нему независимо от вероисповедания.

Екатерина Скороход

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.