Александр Михайлов: Об Отечестве, коллегах по цеху и культуре в целом

Десятый, юбилейный Забайкальский международный кинофестиваль, безусловно, явился новой вехой в культурной жизни как нашего региона, так и страны в целом и, как всегда, привлек пристальное внимание жителей края.

С Александром Михайловым – президентом кинофестиваля, одним из представителей отечественной артистической среды, для которых   патриотизм, любовь к Родине, принципиальность и чувство собственного достоинства не пустой звук, – встретился член штаба регионального отделения «Культурного фронта России» и член правления Забайкальского отделения Союза журналистов России Вадим Кругляк.

– Александр Яковлевич, с первых дней СВО стала неким водоразделом в российском обществе, в том числе и в нашем киномире. К сожалению, мы увидели истинное лицо тех, кого еще недавно считали олицетворением и гордостью Русского мира. Что это, по-Вашему: результат нашего провала в культурно-образовательной политике или естественное, в духе времени, зарождение «новых русских» в среде Ваших коллег по цеху?

– Новое поколение киноартистов – это иное восприятие и другое отношение. Как, собственно, к профессии как таковой, так и в глобальном понимании своей исторической роли в жизни страны. Как мы видим, нравственные аспекты личности этих людей далеки от идеала. Да, мы все не идеальны, но, я считаю, Родина – это святое! И будь ты трижды прагматик, все же не стоит совесть менять на шмотки. В какой-то степени понять их можно: за рубежом особняки, бизнес, деньги. Терять все это не хочется. Но когда вопрос стоит ребром, выбирать уже не приходится: у каждого из нас должно превалировать в душе исключительно одно – Россия.

Как это ни печально, с некоторых пор в нашей среде, да и не только, понятие совести просто исчезло.  К слову, мне неоднократно предлагали рекламировать банки, но я всегда отвечал: «Деньги – это преходящее, а стыд, увы, остается на всю жизнь». Наверное, в чем-то и ко мне есть претензии, но все же на Леню Голубкова быть похожим не хочу. Обидно видеть своих коллег, снимающихся в рекламе. Когда человек сыграл Колчака, а затем продает населению банковские услуги, или сыгравший Поддубного предлагает всем сыграть в лотерею… Мне это непонятно!

Если говорить в целом, российская культура деградировала. Это мое мнение. Именно поэтому сегодня я редко снимаюсь в фильмах. Редко когда какой сценарий вызывает интерес. Да и, видимо, мой возраст, мой опыт уже позволяют самому выбирать, где и у кого сниматься. Но скучать мне не приходится, практически все время уходит на работу в театре, преподавательскую деятельность и воспитание внуков.

– И при этом Вы находите время на Ваше детище – Забайкальский международный кинофестиваль, который, вне всякого сомнения, требует от Вас немало времени, сил и нервов…

– Забайкальский кинофестиваль – это уникальное явление на просторах России и не только. География его растет повсеместно: от Юго-Восточной Азии до Латинской Америки и Ближнего Востока. И это говорит о его признании в мировом киносообществе, его профессиональном уровне.

Собственно, в ход фестиваля я не вмешиваюсь, это моя принципиальная позиция. И даже конкурсные фильмы не смотрю до присуждения номинаций, чтобы не было соблазна выразить свое мнение по той или иной позиции.

Признаюсь, было много волнений еще на стадии подготовки фестиваля, но, когда за дело берется Виктор Шкулев со своей прекрасной командой в содружестве с такой компанией, как «Норникель», – беспокоиться не приходится.      

– Вы из тех, кто служит не деньгам и начальству, а искусству и народу. Возможно, как раз поэтому Вам, родившемуся в далекой забайкальской степи, удалось не только покорить столичные подмостки, но и стать всенародно любимым артистом?

– По одной из легенд именно в этих местах, моих родных местах, родился Чингисхан. Может, и в одной реке с ним купались, – улыбается Александр Яковлевич. – Но как бы там ни было, – переходит он на серьезный тон, – я очень люблю свой родной край, людей, с которыми я вырос, ту атмосферу безмятежности и свободы, бескрайних просторов и… ощущения причастности к чему-то правильному, величественному и прекрасному. Тому, что, по сути, и олицетворяет духовно-нравственные ориентиры нашего народа.

Мне приходилось бывать во многих странах. И с сожалением констатировать отсутствие понимания русской души, нашей ментальности, нашей уникальной культуры. Не могу сказать, что там, на Западе, все плохо. Я бы покривил душой, если бы придерживался исключительно этой точки зрения. Но в целом Россия представляет для западного мышления одну сплошную загадку, которую там даже не пытаются разгадать, тем более – понять, а периодически, раз за разом, не мудрствуя лукаво, выливают весь свой негатив на Россию в диком стремлении просто-напросто нас уничтожить. Что мы сегодня и видим в исполнении так называемого коллективного Запада, руками украинского неонацизма, в который уже раз стремящегося в лютой злобе подорвать устои российского государства, нашего образа жизни, быта, стремления к свету, разуму, цивилизационному переустройству мирового сообщества.

Изначально я грезил о море, но судьба распорядилась по-другому. У каждого человека должен быть свой стержень, понимание своего места в этой жизни, стремление к цели. Характер, наконец. Мужик должен быть мужиком! Не растворяться, не распыляться. По большому счету, с неба ничего не падает. Большинство из нас кровью и потом добиваются поставленной цели, к звездам можно пробиться лишь через тернии, через адский, изматывающий труд. Судьба дала мне такой стержень…       
 
Кинороли Александра Михайлова давно уже перевалили за сотню. Самые известные фильмы: «Любовь и голуби», «Одиноким предоставляется общежитие», «Мужики», «Отряд особого назначения», «Змеелов»… Его амплуа – мужественные, но романтичные персонажи, возрастные покорители женских сердец. Он весьма избирателен в выборе ролей, в низкопробных картинах и сериалах его просто нет. Подкупает в Михайлове природная скромность, отсутствие скандального шлейфа и дистанцирование от околотворческих тусовок. Александр Яковлевич знает цену и себе, и жизни в целом. Человек думающий, с активной гражданской позицией. Уверен, что без культуры нация вымирает. Его жизненное кредо выражено в словах его деда родом из донских казаков: «Люби Россию больше, чем свою жизнь: сердце отдай людям, душу – Господу Богу, а честь сохрани себе».

– Не секрет, что  российской молодежи Запад всегда уделял особое внимание. И, похоже, «игра вдолгую» дает свои результаты. За эти годы наше общество заметно трансформировалось. Известный рецепт Аллена Даллеса, как это ни печально, срабатывает и в России…

– Действительно, у нас выросло некое бездуховное зомби-поколение, идёт откровенная дебилизация еще недавно монолитного российского общества высокой культуры. Я не могу представить, чтобы сегодня такие, как Моргенштерн, Даня Милохин (признаны иноагентами в РФ), взяли автоматы и пошли защищать Родину. Люди без уникального божественного камертона под названием совесть, без стыда – оскотиниваются. Бузовщина, весь этот примитив – из того же корыта.

Идёт колоссальное испытание человечества, и в особенности – русского народа как хранителя православной веры. Испытывают разным – и развратом, и тотальной цифровизацией, и дегенеративным псевдоискусством, засильем откровенной пошлости на театральных подмостках и в кино. При этом задача – не только разложить, но и вызвать презрение, ненависть к людям, которые ещё сохраняют честь и достоинство.

Нашей молодёжи сегодня не хватает испытаний, общенародных строек типа Транссиба или БАМа. Ведь сколько поколений были счастливы, гордились, что они это построили. И я бы сейчас бросил клич: «Ребятки, берите на вооружение все эти новые технологии и езжайте строить новые города! У нас огромные неосвоенные территории! Докажите, на что вы способны!» И тогда огромный пласт молодых людей оказался бы занят, наконец, делом, вырос в этом очищающем труде. 

– Не секрет, что возвращение Крыма в Россию произошло вопреки уже написанному в Госдепе сценарию. И этого простить нам не могут…

– Да, не могут! То, что Русь так часто нарушала их сценарии. Что не приняла католичества, как «цивилизованные страны». Не могут простить и до сих пор клевещут на наших государей-державостроителей. Того же, скажем, Иоанна Грозного. Папа римский как-то написал ему: «Царь Всея Руси, позволь приблизить латынь к православию, дай отроков для обучения латыни, дозволь построить католический костёл в центре Москвы». На что получил ответ: «Я не допущу ереси в России! Ибо вы присели перед Господом Богом, а мы стояли, стоим и стоять будем, ибо вера наша есть великий труд!»

– Нападки на нашу историю имеют место и в России, как это ни странно. Мы видим, как пошагово фальсифицируют историческое сознание: сперва прощупывают почву, бросают «пробные шары». Затем в бой вступает «тяжелая артиллерия» в виде «пятой колонны»… 

– Меня буквально сразил «Ельцин Центр» в Екатеринбурге. На огромном видеопанно Иван Васильевич самолично рубит головушки боярские, заливая весь экран кровью. А на самом деле он был чуть ли не миротворцем в сравнении с теми же Петром I, Лениным, Сталиным, да и с современными ему европейскими монархами. Искажённой предстаёт вся история наша. Александра III вообще нет, как будто и не было такого государя, а главное, что «настоящую свободу» принёс, оказывается, в Россию разрушитель Ельцин. Я благодарен Никите Михалкову за то, что он вышел на этот бой против «Ельцин Центра».

Да, мы мешаем, русские люди – им как кость в горле. Поэтому и стараются выбить нашу почву из-под ног. Зайди почти в любой ресторан, кафе – ничего русского, всё американизировано. Масса соотечественников привыкает к нерусским названиям, вывескам, голливудским стандартам, к глумлению над родной историей. Особенно если она её не знает. Именно поэтому «Царьград», «Бесогон» любят несдавшиеся, думающие россияне и ненавидит либеральная часть страны. В том числе за правдивую, неравнодушную, с болью, интонацию. И дай Бог этим и им подобным программам  выстоять, уверен, за ними – будущее! Верю, что Господь сохранит Россию, наш народ, потому что мы неслучайно в этом мире. Как в стихотворении моего друга, поэта Константина Фролова:

А мы, надев 
парадный свой мундир, 
Вопрос последний 
зададим Мессии: 
Скажи, зачем 
нам нужен этот мир, 
Коль в нём не будет 
места для России?

– На Ваш взгляд, что сегодня происходит? Ведь разногласия между Россией и Украиной – лишь повод…

– Это, в первую очередь, противостояние нашего православия, нашей русской земли, наших русских людей против англосаксов. План «разделяй и властвуй» на Западе был всегда, и все тамошние президенты только и мечтают об этом.

В эпоху этого болтуна Горбачёва, вошедшего в нашу историю с загадочным, чудовищным словом «перестройка», перестроили сознание, но ничего не выстроили. Потом пришёл Ельцин и сказал: «Господи, благослови Америку» в конгрессе Соединённых Штатов. Началось преступное изменение сознания у людей.

Никогда не забуду, как у Большого театра под скамейкой ползал пожилой мужчина, трезвый. Эти глаза не забуду никогда. «Бать, что случилось?» – спрашиваю. Он повернулся, плачет: «Да ничего особенного, сынок. Медали вот собираю свои! Ждал однополчан, а они – молодые ребята – сорвали мои медали, ордена, разбросали и с хохотом убежали». И мы вдвоём ходили и собирали его награды.

– Александр Яковлевич, что бы Вы посоветовали нынешнему поколению в это непростое время?

– В свое время Салтыков-Щедрин сказал: «Я до сердечной боли люблю мою Родину, мою Россию». Если ты любишь до сердечной боли – ты будешь делать всё возможное и невозможное! Твоей матери сегодня тяжело. Это твоя Родина, это наша мать, ей тяжело сегодня. Зачем же бежать туда? Сделай всё возможное и невозможное, чтобы помочь ей. Помочь надо! А вы её ещё и грязью обливаете. Она тебе дала всё – дала тебе жизнь, она тебе дала соки. Она своеобразная, она непростая, но она твоя, родная! Значит, прими как данность, изучая, прикасаясь к истории. И делай выводы. Ну, по крайней мере, не уподобляйся варвару. Ты уехал туда. Придёт время – может, ты покаешься, а может – нет, там останешься, со своим мировоззрением. Но не обливай грязью, не швыряй камни в свой огород.

Если вы будете прикасаться к высокой культуре, к высокой поэзии, у вас не родится злобы и ненависти. У вас будет в основе любовь, и вы будете мыслить нормально. Вы будете ориентироваться в любой ситуации – в исторической, социальной…

Сегодня мы живем в непростое время. Вновь, как 80 лет назад, Европа и Америка хищно взирают на наши российские просторы, мечтая о реванше. Я часто бываю на Донбассе, встречаюсь с теми парнями, которые сейчас стоят на переднем рубеже обороны Русского мира. Это Герои, с большой буквы! Все до единого! Эмоции, суждения, мысли… Их много. Но я бы искренне, от души поднял бокал

За здоровье раненых!
За свободу пленных!
За красивых девушек!
И за нас, военных!
Не сомневаюсь, Победа будет за нами, на стороне Правды и Справедливости!

– Спасибо за Ваше откровение, Александр Яковлевич, Вашу честную гражданскую позицию, Ваше видение современных тенденций и уверенность в правильности нашего цивилизационного пути на основе российской аутентичности и нашего традиционного духовно-нравственного мировоззрения.

Вадим КРУГЛЯК
Фото автора и А. Алояна

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.