Задача одна – сделать жизнь лучше

Семинар АСМО Забайкальского края для глав муниципалитетов – мероприятие уникальное. Где еще у представителей органов местного самоуправления есть возможность на одной площадке послушать советы и рекомендации руководителей различных контрольно-надзорных органов и задать имеющиеся вопросы? В рамках IX Съезда Совета муниципальных образований состоялся очередной семинар-совещание, в повестке которого были обозначены наиболее актуальные для глав проблемы.

И вновь о мусоре

Детально и эмоционально представители ОМСУ обсудили нюансы реформы обращения с твердыми коммунальными отходами. На вопросы ответила руководитель РСТ Забайкальского края Елена Морозова.

Напомним, переход на новую систему обращения с ТКО планировался на 2017 год, однако был отложен: регионы России элементарно не успевали подготовить «площадку» для реализации такого рода проекта. Поэтому его перенесли на январь 2019 года. Забайкальский край оказался не готов и к началу текущего года, поэтому у нас реформа грянет после боя курантов, с 1 января 2020 года.

Считается, что реформа поможет решить две важнейшие проблемы: образование нелегальных свалок, централизация движения потоков отходов и вывоз отходов не только из малонаселенных пунктов, но и из городских поселений, так как в настоящее время услугой сбора и транспортирования отходов охвачено менее трети населенных пунктов региона. И в долгосрочной перспективе планируется строительство на территории Забайкальского края объектов обработки и захоронения ТКО.

– Забайкальский край – один из последних регионов, который переходит на новую систему обращения с ТКО. Опыт других субъектов показывает, что с момента перехода возникает еще больше вопросов и проблем. Мы должны постараться сделать этот переход максимально безболезненным, – заметила Елена Александровна.

У всех потребителей возникает обязанность заключить договор на обращение с ТКО. Жильцы многоквартирных жилых домов с 1 января 2020 года будут платить 77, 72 рубля с человека. В среднем по России размер платы составляет 93 рубля. Жители индивидуальных жилых домов будут платить 54,4 рубля с человека. Все льготы, которые распространяются на коммунальные услуги, сохраняются и для услуги по вывозу и утилизации ТКО. Социально незащищенные слои населения будут получать субсидии.

– Предприниматели и бюджетные организации Забайкалья могут заключать договор на вывоз и утилизацию твёрдых бытовых отходов по фактическому объёму, не ориентируясь на норматив, – отметила руководитель РСТ Елена Морозова.

Чтобы население росло

Министр труда и социальной защиты населения Забайкальского края Инна Щеглова призвала глав муниципалитетов сделать все возможное, чтобы население каждого конкретного населенного пункта не только не уменьшалось, но и росло.

– С начала 2019 года на территории региона реализуются пять региональных программ в рамках национального проекта «Демография». Из федерального бюджета в текущем году было выделено почти три миллиарда рублей. Большая часть отводится на поддержку семей при рождении детей. Значительная сумма выделена на организацию доступности дошкольных учреждений. Поставлена задача добиться к 2024 году, чтобы забайкальцы жили без диагнозов до 67 лет, – прозвучало в докладе министра.

Еще одна амбициозная задача – повысить рождаемость. В итоге цель всех нацпроектов – увеличить численность населения Забайкалья. По прогнозу Росстата, численность населения Забайкальского края к 2024 году будет иметь динамику к снижению. Сейчас на территории региона проживает 1,072 миллиона человек, через четыре года показатель будет ниже миллиона.

– Несмотря на то, что три миллиарда рублей выделены на увеличение рождаемости, на естественный прирост населения это не повлияло. Более того, в этом году впервые за десять лет наблюдается естественная убыль населения, – отметила Инна Щеглова. – Сейчас на увеличение рождаемости мы действуем только финансовыми рычагами. Со стороны органов местного самоуправления дополнительно не делается ничего. К сожалению, финансовая составляющая стимулирует на рождение детей в большинстве своем представителей малоимущих и социально неблагополучных семей. Увеличения количества случаев рождения второго и третьего ребенка в благополучных семьях не наблюдается. Значит, финансовые меры на такие семьи не действуют. Существующими мерами мы не развиваем наше общество, а продолжаем увеличивать малообеспеченные семьи и вытекающие отсюда последствия.

По мнению Инны Щегловой, органам местного самоуправления в каждом конкретном населенном пункте нужно разработать свой план по увеличению населения.

Существуют три дальневосточные меры, которые призваны поправить демографическую ситуацию. Это единовременная выплата при рождении первого ребенка в размере 23000 рублей, при этом показатель рождаемости снизился на два процента по отношению к 2018 году. Выплачивается региональный материнский капитал – почти 136 тысяч рублей. Действует как минимум до 2024 года. Но мамы не берут маткапитал, потому что в районах не ведется строительство жилья. «Главы, в свою очередь, тоже не интересуются, сколько семей хотели бы улучшить свои жилищные условия? Вы могли бы привлечь застройщика индивидуального жилищного строительства», – заметила Инна Сергеевна. Она порекомендовала главам муниципалитетов на местах проанализировать потребности в индивидуальном жилищном строительстве и сделать запрос в минтруда, пообещав содействие. Еще одна мера – ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка. Сейчас она чуть больше 11 тысячи рублей, в 2020 году будет увеличена до 12 тысяч рублей.

– Наша цель – достучаться до благополучных семей, которые дадут возможность Забайкальскому краю развиваться, – подчеркнула министр.

Также она напомнила, что в 2020 году продолжится обучение граждан предпенсионного возраста и женщин, имеющих детей до семи лет, и обратилась с просьбой к главам заинтересовать жителей предлагаемыми программами. По словам Щегловой, в Забайкалье настолько низкое качество трудовых ресурсов, что с помощью этих мер Правительство страны предлагает повысить их качество.

О развитии сельских территорий

Марина Кузнецова, заместитель министра сельского хозяйства Забайкальского края, рассказала о том, какие программы действуют в регионе в поддержку селян.

– В 2020 году начинает работать программа «Комплексное развитие сельскохозяйственных территорий», которая позволит улучшить жилищные условия, закрепить работников агропромышленного комплекса для работы на селе, обеспечить благоустройство населенных пунктов.

Более подробно она остановилась на мероприятиях программы, направленных на благоустройство сельских территорий и придание современного облика населенным пунктам. Так, средства запланированы на обустройство мест отдыха, спортивных и детских площадок, на организацию освещения территорий, пешеходных коммуникаций, ливневых стоков, обустройство общественных колодезных водозаборных колонок, площадок накопления твёрдых бытовых отходов, сохранение и восстановление историко-культурных памятников. Причем для участия в программе не требуется прохождение государственной экспертизы, достаточно иметь локальный сметный расчет. На эти цели районам, которые прошли конкурсный отбор в минсельхозе, предоставляется субсидия в размере 70 процентов от стоимости проекта, при этом общая стоимость работ не должна превышать двух миллионов рублей.

На 2020 год в бюджете на эту программу предусмотрено более 40 миллионов рублей.

Второе мероприятие – проект комплексного развития сельских территорий. «В рамках одного проекта должно быть включено несколько мероприятий. Это может быть создание, реконструкция или капитальный ремонт объекта социально-культурной инфраструктуры, объектов социального назначения, приобретение транспортных средств и оборудования, мероприятия питьевого и технического водоснабжения, развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергоснабжения, телекоммуникаций. Отбор проектов осуществляется Министерством сельского хозяйства РФ. На 2020 год конкурсный отбор прошел только Нерчинский район.

Примечательно, что заявлять свои проекты могут граждане, постоянно проживающие на данных территориях, индивидуальные предприниматели и организации, которые осуществляют свою деятельность на сельских территориях. В этой программе обязательно наличие проектно-сметной документации, которая получила положительное заключение госэкспертизы.

Муниципальная реформа – все только выиграют

Алексей Казаков, первый заместитель руководителя Администрации губернатора Забайкальского края, рассказал об особенностях такой формы административного образования как муниципальный округ. Напомним, в ноябре губернатор Забайкальского края внес на рассмотрение в Законодательное Собрание региона пакет законопроектов, в числе которых содержится законопроект о возможности создания муниципальных округов в Забайкальском крае.

– Федеральный закон, вступивший в силу 1 мая 2019 года, вводит одноуровневую систему организации местного самоуправления. Эта система, по сути, повторяет ту, которая была до 2003 года. Переход к муниципальным округам возможен в случае преобразования муниципальных районов при полном согласии поселений. Мы предлагаем внедрить эту систему в Забайкальском крае в первую очередь потому, что в регионе значительный территориальный географический охват при низкой плотности населения. 94 процента всех населенных пунктов – сельские.

Алексей Казаков перечислил проблемы, которые обнажила двухуровневая система, действующая сейчас. Среди них отсутствие финансирования на проблемные вопросы местного значения, низкая заработная плата глав и муниципальных служащих, высокие затраты на муниципальные выборы, неэффективная система взаимодействия между поселениями, излишняя бюрократия, административные барьеры для жителей, которые часто не знают, к кому обращаться по тем или иным вопросам, проблемы, касающиеся реализации федеральных программ.

– Считаю, что система муниципальных округов позволит если не все проблемы решить, то в значительной степени их смягчить. Для жителей новая система позволит повысить эффективность реализации национальных проектов и планов центров экономического роста. Строительство на местах будет осуществляться быстрее. Повысится активность власти, потому что большие надежды возлагаются на главу округа. Вырастет инвестиционная привлекательность территорий. Будет увеличена поддержка местных инициатив, развитие получит институт старост, внедрится инициативное бюджетирование. Территориальное общественное самоуправление, так называемое народовластие, будет сохранено. Система власти на местах станет понятной. Мы предлагаем внедрить на уровне местного самоуправления такую форму, как общественный экспертный совет. При этом все сельские льготы, адреса места жительства, здания администраций и специалисты будут сохранены. Таким образом, население никоим образом изменений не почувствует. У глав поселений появится возможность перехода на муниципальную службу, работать с населением они будут так же, как работали прежде. Для глав районов преимущества заключаются в финансовых и управленческих преференциях при переходе в муниципальные округа.

Алексей Казаков попытался развенчать мифы относительно муниципальных округов, которые активно передаются и через СМИ, и среди населения. Так, самый распространенный, что при создании округов будут уволены главы и сотрудники местных администраций на уровне поселений. На самом деле все поселковые администрации остаются на своих местах. Боятся люди, что за справками придется ездить в районный центр. Ввиду того, что сокращений в администрациях не предвидится, работа будет организована по-прежнему на местах. Поговаривают, что будут отменены сельские льготы и преференции. Это не соответствует действительности.

– 2020 год у нас пройдет под знаком информирования населения о возможных изменениях, обмена мнениями, принятия решения, а уже в 2021 году, думаю, будут созданы муниципальные округа на территории тех районов, которые примут соответствующее решение.

Глава городского поселения «Карымское» Игорь Мыльников озвучил вопрос, который волнует руководителей и жителей так называемых самодостаточных территорий: «Наш поселок имеет свой бюджет. После перевода в муниципальный округ, что будет у нас с финансами?»

– Все налоговые поступления, финансы будут попадать в общий котел. Что касается распределения средств, то не надо забывать, что на территории существует не только глава администрации, но и советы, которые непосредственно будут координировать эту работу. Я понимаю опасения города, что средства заберут, отдадут все селу. Это не так. Нормативы рассчитываются исходя из численности населения, – ответил выступающий.

Представительница поселка Первомайский поинтересовалась:

– Что будет со статусом моногородов? Сейчас благодаря этому статусу мы в обязательном порядке входим во все государственные программы и национальные проекты. Пусть небольшое финансирование, но оно всегда есть. Эффективно работает Фонд поддержки малого предпринимательства. Только в этом году выдано 30 займов нашим предпринимателям. Но все эти преференции мы получаем только благодаря статусу «моногород».

– Законопроекты, которые мы разрабатываем, не дают ответов на эти вопросы. Эта норма рассматривается другой нормативной базой, поэтому вопрос по моногородам надо проработать юридически. Но подчеркиваю, все наши совместные действия не должны привести к ухудшению жизни людей, в том числе – в вопросе различных преференций, – подчеркнул Алексей Казаков.

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.