Решение должно быть взвешенным
Приморский край первым из субъектов ДФО запустил реформу местного самоуправления, создав три пилотных муниципальных округа. Все поселения, входящие в муниципальные округа, утратили статус самостоятельных муниципальных субъектов. У них все стало общим – и власть с их полномочиями, и бюджеты. Как считают приморцы, и жителям, и властям края теперь будет проще взаимодействовать с местными чиновниками – что, само собой, ускорит решение многих вопросов. Попытку сделать первые шаги по созданию муниципальных округов сделали и в Забайкальском крае. По словам первого заместителя руководителя администрации губернатора Алексея Казакова, замена сельских поселений на муниципальные округа «точно не повлияет» на жизнь забайкальцев в худшую сторону.
Законопроекты изменений
7 ноября Губернатор Забайкальского края Александр Осипов внёс в Законодательное собрание пакет законопроектов, нацеленных на введение муниципальных округов и общее реформирование системы муниципальных органов власти в регионе. Основным среди предложенных изменений стало введение нового вида муниципалитета – муниципального округа – наравне с существующими в Забайкалье городскими и сельскими поселениями, районами и городскими округами.
Напомним, понятие муниципального округа появилось в российском законодательстве совсем недавно – в мае этого года. В его состав должно входить три и более населенных пункта, которые располагаются в непосредственной близости. Это могут быть не только села: в состав муниципального округа может войти и городской округ. При этом система управления там становится одноуровневой. По сути, это такая замена прежним муниципальным районам – с упрощенными системами управления и финансирования. Принимая весной закон, депутаты Госдумы особо подчеркивали, что «изменения в муниципальной системе должны проводиться только по необходимости и быть взвешенными. Поселения будут сохраняться в прежнем виде, но без статуса самостоятельного муниципального образования. Решение создавать новый округ или сохранить ныне действующий формат будут принимать самостоятельно субъекты и муниципалитеты исходя из конкретных экономических, социальных и правовых особенностей, исторических традиций. Закон вступит в силу со дня подписания, но переходный период для анализа ситуации и принятия решения на местах предусмотрен до 2025 года» (с сайта ГД ФС РФ).
Внесённый Александром Осиповым законопроект вводит правовые основы создания и функционирования муниципальных округов, в нём описан механизм упразднения поселений и реорганизации муниципалитетов – для этого достаточно решения местных представительных органов. Проект закона «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления…» также систематизирует информацию о системе органов муниципальной власти, проведении местных выборов, полномочиях депутатов и глав, отношениях муниципалитетов с краевой властью, а правительства, губернатора и заксобрания – с Советом муниципальных образований Забайкальского края. До сих пор эти вопросы регулировались разрозненными нормативно-правовыми актами. Александр Осипов попросил парламент рассмотреть пакет законов «в первоочерёдном порядке и принять в двух чтениях» на очередной сессии Законодательного собрания.
У депутатов – свое мнение
Однако не все так просто. 14 ноября члены межфракционной рабочей группы Законодательного собрания приняли решение не выносить на ближайшую парламентскую сессию внесённый губернатором Александром Осиповым пакет законов о реформировании краевой и муниципальной власти. Основная причина, по словам первого вице-спикера и члена фракции ЛДПР Дмитрия Тюрюханова, заключается в том, что принятие законопроектов, предполагает изменение Устава края: «Глава региона предложил ввести должности вице-губернаторов, включить его в процесс назначения зампредседателя и аудиторов Контрольно-счётной палаты, исключить часть контрольных полномочий парламента, а также ввести муниципальные округа и систематизировать законодательство о местном самоуправлении. Будет проводиться ещё работа. Мы правительству указали, что нужно сделать, чтобы исправить противоречия федеральному законодательству. Потом будем дальше работать».
Как оно будет
Информация о внесенных губернатором изменениях серьезно взволновала народ. Посыпались комментарии, подобные тем, что «власть на местах удалится от народа, что население за любой бумажкой вынуждено будет добираться в округа, что самодостаточные поселения вынуждены будут делиться бюджетом с «нищими» соседями».
Прояснить ситуацию относительно реформы местного самоуправления взялся первый заместитель главы администрации губернатора Забайкальского края Алексей Казаков. Он, в частности, отметил, что возможность создания в Забайкальском крае муниципальных округов однозначно не окажет негативного влияния на жизнь простых людей.
– На местах останутся люди, которые будут управлять поселениями. Они лишь поменяют свой статус. Если до этого они были, скажем, избираемыми главами, то при введении схемы муниципального округа они получат статус муниципальных служащих, – объяснил Алексей Казаков.
Муниципальные округа – более эффективная форма местного самоуправления, считают в администрации Губернатора региона. Муниципальный округ представляет собой одноуровневую систему управления. В нем действуют одни правила, одна нормативная база, такая система работает более эффективно и это выгодно для жителей.
Однако это – не основное в проекте краевого закона «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Забайкальском крае». Разработка документа на региональном уровне велась длительное время и направлена на кодификацию (упорядочение) нормативных актов региона. После его принятия будут признаны утратившими силу 35 законов края.
В частности, законопроект призван урегулировать вопросы территориальной организации местного самоуправления и работы сельских старост, порядок проведения опросов граждан, гарантии осуществления полномочий депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Новшеством является установление дополнительного требования к уровню образования глав муниципальных районов и городских округов, избираемых по результатам конкурса по отбору кандидатов – наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры. Также установлен общий срок полномочий выборных органов местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления – это пять лет. Это положение будет применяться после истечения срока полномочий действующих органов и должностных лиц.
Что касается создания муниципальных округов, то решения о том, быть округу или нет, выбирать его главу на прямых выборах или через конкурс, принимают сами жители в ходе публичных слушаний. «Новая форма территориальной организации МСУ повысит эффективность работы органов местного самоуправления за счет сокращения бюрократических процедур, создания единых правовых норм и правил. При этом власть на местах останется близкой и подконтрольной жителям, сохранятся местные администрации. Мы понимаем, что в этом вопросе важно не допустить спешки. В первую очередь, суть изменений необходимо донести до людей. Следующий этап обсуждения пройдет с представителями экспертного сообщества, а также местного самоуправления. В ближайшее время ряд таких мероприятий будет проведен», – рассказал первый заместитель руководителя администрации губернатора Забайкальского края Алексей Казаков в ходе брифинга.
По словам чиновника, краевое правительство не станет повсеместно проводить муниципальную реформу. Новая форма муниципальных образований эффективна для малозаселённых местностей, но вряд ли подойдёт, например, для реорганизации Читинского района. Сегодня в Забайкалье 828 сёл, население каждого четвёртого из них – менее 100 человек.
Ранее в комментарии «Чита.ру» Алексей Казаков отметил: «У этой формы организации местного самоуправления есть плюсы, которые позволяют повысить эффективность управления, но подойдет она не всем муниципальным районам. Думаю, [...] ряд муниципалитетов может воспользоваться возможностью провести реорганизацию. Но наша позиция осталась неизменной: все решения должны приниматься с учётом мнения населения».
В данный момент с подключением экспертов прорабатывается вопрос о возможности создания в муниципальных округах общественных структур, которые будут контролировать местных руководителей. Предполагается, что их наделят полномочиями влиять на решения глав поселений.