«Плюсы» – существенные, «минусы» – решаемые
Ононский район появился на карте Забайкалья 5 февраля 1941 года в результате разукрупнения Оловяннинского и Борзинского районов. 3 февраля 2024 года муниципалитет был преобразован в Ононский муниципальный округ. Он стал седьмым в крае с начала муниципальной реформы. О том, что изменилось в жизни муниципалитета, сдержали ли чиновники обещания, данные жителям на этапе обсуждения объединения, какие «плюсы» и «минусы» принесло это преобразование, рассказала глава округа Ольга Бородина.
– Ольга Афанасьевна, на ваш взгляд, какие положительные моменты увидели жители?
– Самое значимое в этом переходе, мне кажется, это то, что для населения ничего не изменилось. По-прежнему в селах есть местная администрация и глава. Но если раньше был глава сельского поселения, то сегодня эта должность называется иначе – глава сельской администрации. Он стал муниципальным служащим. Но жители ника-кой разницы не увидели. А ведь это было главное, чего боялось население Ононского района, когда мы проводили опросы перед созданием округа. Вместе с главами на местах остались и все специалисты. Население может получать те же услуги, какие оно получало в администрации поселения раньше. Имеется в виду выдача справок, нотариальные действия и многое другое.
– Насколько трудно было убедить население в том, что создание округа просто необходимо?
– Когда мы проводили сходы граждан и обсуждали вопросы объединения в округ, мы старались донести информацию о том, что для рядовых жителей ничего не изме-нится, в худшую сторону точно. Да, возникали вопросы, изменится ли адрес реги-страции, надо ли будет менять прописку, а также документы, привязанные к адресу. Понятно, что любая реформа населением встречается с опасениями. И на наших встречах люди замечали, что чиновники могут не сдержать обещания.
– Технически насколько трудно было жителям осуществить переход в округ?
– Населению в этом плане никаких действий предпринимать не пришлось. Ни пас-порта, ни какие-то другие документы жители не меняли. Мы же не меняли террито-рию, не меняли адресное хозяйство, просто произошла реформа органов местного самоуправления.
– Что изменилось для глав поселений?
– Все сельские администрации теперь являются структурными территориальными подразделениями администрации округа. Я, например, в новых изменениях для глав сельских администраций вижу только плюсы. Глава теперь не избирается, его назна-чает руководитель округа, то есть он не будет подвергаться стрессу, которым сопро-вождаются любые выборы. Человек вступает в должность и исполняет те же самые обязанности, которые у него были, но в рамках должностной инструкции, а не испол-нения полномочий по 131 Федеральному закону. Объем работы у главы не изменил-ся, при этом ответственность сократилась. Точнее, он разделил ответственность с гла-вой округа. При этом последний берет на себя ответственность за все, что происхо-дит в округе.
Хотя у населения на этот счет может быть своя точка зрения. Я ее, кстати, учитывала при назначении глав после образования округа.
– Представим ситуацию. В селе перемерзла водоразборная колонка. Кто будет заниматься устранением проблемы: глава сельской администрации или глава округа?
– Эти обязанности выстроены в рамках Трудового кодекса. Кроме того, большое значение имеет, какие деловые и межличностные отношения установлены между гла-вой округа и сельской администрацией. Безусловно, глава сельской администрации не может откреститься от этой работы, он будет ремонтировать. А вот решить во-прос, за счет каких средств будет производиться ремонт, это уже задача главы округа. То есть глава округа не может сказать жителям: «У вас есть руководитель местной администрации, пусть он и решает проблему». Его задача – найти средства в бюдже-те округа. Кстати, было такое опасение, что все будут уходить от ответственности. Напротив, теперь двойная ответственность за всё происходящее в округе.
– Переход в округ позволит решить какие-то застарелые проблемы?
– Я не могу сказать, что раньше какой-то глава поселения чего-то не мог сделать, а я, став главой округа, всё сразу решу. Мы всегда всё делали вместе с главами. И при двухуровневой системе власти зависимость бюджетов существовала. Единственный минус, который принесла с собой реформа, на мой взгляд, заключается в том, что у главы сельской администрации теперь нет денег, нет бюджета. В принципе, понятия «бюджет поселения» теперь нет. Хотя и раньше бюджеты на местах были нищие, но тем не менее были доходы в виде поступлений от имущественных налогов.
– Получается, главы сельских администраций остались без денег на нужды се-ла?
– Собственных средств в сельской администрации теперь нет. Да, это неудобно. Раньше у них пусть было немного, но они могли приобрести, например, подарки ко Дню пожилого человека или организовать День села. С вопросом «За счет каких средств мы будем проводить День села?» они к главе района не обращались. Реформа заставила нас по-новому выстроить взаимоотношения относительно расходов. Я по-нимаю, каждому главе нужно привыкнуть к тому, что у сельской администрации нет собственных средств.
– А люди в администрациях поменялись или работают те же команды, что работали до объединения в округ?
– С избранием главы округа полномочия глав сельских поселений прекращаются в соответствии с законом Забайкальского края. На следующий день глава округа дол-жен принять на работу глав сельских администраций. У нас из 11 глав я взяла на ра-боту десятерых. Я предложила продолжить работу людям, с которыми давно была знакома, с кем неоднократно решали различные задачи. Причем сначала я приняла их в качестве исполняющих обязанности. Во время публичных слушаний, где мы об-суждали вопросы, связанные с объединением, часто звучал укор от населения: «Вы лишаете нас права выбирать главу!» Поэтому перед тем, как назначать главу, я выез-жала в села, и на сходе граждан мы обсуждали кандидатуру. Это не носит юридиче-ского характера, просто мне важно было знать, поддерживают ли меня жители.
И все специалисты, которые работали до объединения, продолжают работать. За ис-ключением тех, кто решил уволиться по личным обстоятельствам.
– Остаются нерешенные вопросы, возникшие после объединения в округ?
– Да. Пока не получается решить проблему, точнее требование – глава сельской ад-министрации должен иметь высшее образование. Учитывая кадровый дефицит, лю-дей с образованием в селе не так много. Ведь когда выбирали путем всенародного голосования, на пост главы поселения мог заступить человек со школьным аттеста-том. И такие случаи были. И люди были хорошими организаторами, не имея высше-го образования. Сейчас к главе предъявляются требования о наличии высшего обра-зования. Хотя эти нюансы решаемы. Если человек видит перспективу, вариантов по-лучить образование сегодня предостаточно.
– Как в целом можно оценить эту реформу, что бы вы посоветовали забай-кальцам, которые еще находятся в раздумьях – переходить или еще подо-ждать?
– Если бы я смотрела на реформу глазами главы поселения, то я однозначно «за» реформу. Огромный пласт работы, касающейся бюджетных отношений, имущества, налогов, нормативной базы, и многое другое, – всё это теперь ушло в администра-цию округа. Как органы местного самоуправления, они обязаны были иметь свои уставы, принимать различные решения, которые носили нормативный характер. А в связи с отсутствием юристов это всегда было проблематично. Не надо делать финан-совый учет, вести бухгалтерский учет. У нас в последнее перед созданием округа время многие сельские поселения вынуждены были переходить на удаленку по бух-галтерии из-за отсутствия специалистов. А сейчас бухгалтеры в сельских админи-страциях и не нужны. Так же как юристы, финансисты. Теперь эту работу выполняют специалисты администрации округа. У нас один на весь округ бюджет, один устав. Мы принимаем нормативный акт, и по нему живет весь округ. Таким образом, уста-навливается единообразие всех документов во всех сельских администрациях.
***
Наша справка
Ононский муниципальный округ – муниципальное образование в Забайкальском крае, соответствующее Ононскому району. Административный центр – село Нижний Цасучей. Округ объединил Нижнецасучейское, Верхнецасучейское, Но-возоринское, Кулусутайское, Ималкинское, Холуй-Базинское, Чиндантское, Большевистское, Буйлэсанское, Дурулгуйское, Тут-Халтуйское сельские поселе-ния. Всего около девяти тысяч человек.
Глава округа избирается Советом муниципального округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и возглавляет администрацию округа.
Виктория Сивухина