Первые итоги «мусорной реформы»

С 1 января текущего года Забайкальский край живет в новых условиях обращения с твердыми коммунальными отходами. Жители краевой столицы и крупных районных центров, в большинстве своем, разницы не почувствовали: как выбрасывали мусор в контейнеры на пр идомовой территории, так и продолжают это делать. В целом же, для забайкальцев «мусорная реформа» стала настоящим «испытанием». Сельчанам пришлось отказаться от привычки сваливать мусор за огородами или в ближайшем лесу, научиться собирать его в мешки и пользоваться созданными контейнерными площадками. О том, какие проблемы возникли в муниципалитетах региона с начала «мусорной реформы», что необходимо изменить и улучшить в новой системе обращения с ТКО, говорили участники заседания Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края».

Охватили все районы, но не все поселения

Предварительно Исполнительная дирекция АСМО направила запросы членам совета руководителям органов местного самоуправления с просьбой рассказать, каковы первые итоги реализации реформы системы обращения с ТКО в муниципальных образованиях Забайкальского края, какие проблемы возникают при взаимодействии с региональным оператором «Олерон+».

Сводную информацию участникам заседания представил председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края» Павел Коваленко:

- Реформа обращения с ТКО, стартовавшая в Забайкальском крае 1 января 2020 года, активизировала взаимодействие краевых органов власти с региональным оператором и населением, идет постепенная ликвидация незаконных свалок, строительство и ввод инфраструктуры сбора и утилизации мусора. Ряд муниципальных образований выражают удовлетворенность работой, которая организована ООО «ОЛЕРОН+». В то же время, муниципальное сообщество отмечает, что переход на новую систему происходит неравномерно и, зачастую, влечет за собой ряд серьезных проблем.

Например, регоператором до сих пор не оформлены договоры на вывоз ТКО с частью муниципальных образований, юридических лиц и жителей. Актуален вопрос о непрозрачности начислений для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В ряде муниципальных образований жалуются на то, что идет некорректное начисление оплаты за вывоз ТКО. Так, в некоторых поселениях Чернышевского района, регоператор начал работу в июне, а счета выставлены за май; в сельском поселении «Николаевское» Улетовского района счета выставлены с января, притом, что уборка мусора началась в феврале; в Балее по частному сектору услуга оказывается с мая-июня, но счета до сих пор не выставлены.

Некоторые потребители сетуют на то, что в платежных документах, выставляемых регоператором,  зачастую указывается неверное число потребителей услуги, так как используются устаревшие или непроверенные данные, с органами местного самоуправления списки не сверяются; перерасчет не осуществляется.

Руководители муниципалитетов обратили внимание на то, что до сих пор не налажена обратная связь между населением, органами местного самоуправления и регоператором. «Горячая линия» «ОЛЕРОН+» работает неэффективно, дозвониться сложно. В свою очередь регоператор затягивает сроки ответов на обращения населения и органов местного самоуправления до двух-трех месяцев, нередко обращения игнорируются, ответы вовсе не поступают. Районные кураторы от регоператора работают бессистемно, что не позволяет оперативно решать возникающие в поселениях проблемы.

Главы муниципалитетов сетуют на то, что утвержденные и доведенные до населения графики вывоза ТКО часто нарушаются, информация об изменении графиков не доводится до жителей поселений. В результате – мусор копится неделями, даже месяцами, мешки для сбора мусора рвутся, содержимое растаскивается бродячими собаками. В то же время ответственность за нарушение графика сбора, либо некачественно предоставленную услугу, в договоре с регоператором не предусмотрена.

У получателей услуг вызывает нарекания и работа специализированного автотранспорта «ОЛЕРОН+». Например, на территории Хилокского района используется только одна единица техники для сбора и вывоза мусора. Все это приводит к тому, что   накопившийся мусор не вывозится в полном объеме. Схема движения автотранспорта, принадлежащего регоператору, не согласовывается с местными администрациями, поэтому водителями не учитывается дорожная проходимость в населенных пунктах, в поселениях есть примеры разрушения мусоровозами коммуникаций из-за провалов грунта. Отдаленные и труднодоступные поселения остаются вне зоны обслуживания регоператора, зачастую техника туда вовсе не доходит. Такие примеры есть в Сретенском районе, а в 11 селах Нерчинского района услуга вообще не оказывается.

Главы ОМСУ обратили внимание на проблему строительства контейнерных площадок и установки контейнеров. Органами местного самоуправления не обеспечивается необходимое количество контейнерных площадок, контейнеров под мусор в связи со снижением лимитов из регионального бюджета на их приобретение и строительство.

Не решена проблема вывоза отходов сельскохозяйственной деятельности, золы, строительного мусора, растительных остатков после обрезки зеленых насаждений. В бюджетах администраций поселений нет средств на ликвидацию несанкционированных свалок.

На основе полученных данных исполнительная дирекция АСМО сделала вывод, что в регионе не сформирована система общественного контроля по всей цепочке работы с ТКО, - заключил Павел Коваленко.

В работе заседания принимали участие представители Министерства природных ресурсов Забайкальского края и ООО «ОЛЕРОН+». На часть претензий они сразу ответили.

Тамара Микаелян, заместитель начальника отдела охраны окружающей среды Минприроды края, отметила:

- Реформа стартовала во всех муниципальных образованиях региона, за исключением Газимуро-Заводского района. Там эта коммунальная услуга только начинает предоставляться. Но мы можем говорить, что регоператор приступил к работе во всех муниципальных образованиях региона. Однако представлен он не во всех поселениях. В первую очередь это связано с труднодоступностью и отдаленностью этих населенных пунктов. Кроме того, у регоператора не хватает сил и средств для того, чтобы все населенные пункты охватить. За первые семь месяцев работы было много проблемных вопросов, часть из которых мы решаем. Нами, за счет средств федерального бюджета, централизованно приобретено более 7000 контейнеров, в ближайшее время они будут установлены в муниципальных образованиях. нет, сложнее.

Большая работа проводится по реализации регионального проекта «Комплексное размещение ТКО», в рамках которого запроектированы три комплекса по сортировке - в Петровск-Забайкальском, Шилкинском и Краснокаменском районах. Сейчас мы просим денег для строительства этих объектов, всего требуется около 2 миллиардов рублей.

Тамара Микаелян заметила, что 29 июля текущего года губернатором было подписано постановление правительства Забайкальского края № 342 о перераспределении 247 миллионов рублей в качестве субсидий между муниципальными образованиями. Первоначально эти деньги предназначались для ликвидации несанкционированных свалок. «Но если нет условий, навалы будут бесконечно расти. Поэтому муниципальные образования получили средства на строительство порядка 2000 контейнерных площадок, на приобретение 7000 контейнерных баков и 400 бункеров», - подчеркнула представитель Минприроды.

Чьи полномочия – муниципальной власти или регоператора?

В ходе обсуждения глава поселка Могойтуй задал вопрос, который волнует многих представителей ОМСУ:

- В свое время мы получили субсидию на возведение контейнерных площадок. Средств хватило на строительство 30 таких объектов, при том что нуждаемся в 100. 33 мы поставили своими силами, чтобы сделать остальные, нам нужны дополнительные деньги. Кто должен приобретать контейнеры для бюджетных организаций, для частного сектора и юрлиц - регоператор или муниципалитет?

Кирилл Лунёв, генеральный директор ООО «ОЛЕРОН+», ответил следующее:

 - По действующему законодательству компания «Олерон+» должна приобретать контейнеры с учетом 1 % от необходимой валовой выручки. Это 18 миллионов рублей.  На эту сумму можно закупить 1200 контейнеров. В настоящее время мы уже закупили 7500 контейнеров. Лимит превышен в связи с тем, что была реальная необходимость. Запросы были и из бюджетных организаций, необходимо было в первую очередь расставить контейнеры по городским округам. Мы вложили более 70 миллионов рублей. Что делать дальше? Предприниматели мусорные контейнеры должны приобретать самостоятельно. Мы предлагаем закупать их у «Автолидера» либо в Нерчинской колонии. Один контейнер стоит около 14 тысяч рублей. Но «Автолидер» доставляет сам в ваш муниципалитет. Если покупаете в колонии – доставка за ваш счет. Что касается остальных потребителей услуг, то контейнеры должны приобретать управляющие компании, если нет УК, то муниципальные образования.

Глава села Мирсаново Светлана Абрамова заметила: «Пока мусор вывозил местный тракторист, в поселении было чисто, сейчас бывают перебои с машиной, создаются свалки, которые растаскивают собаки, разносит ветер». Представитель регоператора заявил, что в настоящее время в Шилкинском районе работают три машины. Если техника сломалась, компания связывается с главами поселений и своевременно извещает о том, что мусор в ближайшее время вывозить не будут.

Много вопросов возникает у сельских жителей по мусору, который не относится к твердым бытовым отходам. К сожалению, законодательно пока вопрос с отходами сельскохозяйственной деятельности не решен. Лариса Карелина, глава поселения «Шишкинское» Читинского района, поделилась своими опытом:

- У нас тоже по сельхозмусору остро стоял вопрос. Мы собрали сход граждан, пригласили представителя «Олерон+». Наш бытовой мусор вывозится на полигон в Ивановку. Мы очень этому рады. А сельхозмусор, который в объеме значительно превышает ТКО, мы решили вывозить на бывшее место свалки, которое обозначили, как площадку для сбора органического мусора. С жителями договорились, что все, что перегниет за лето, мы вывозим туда.

Представитель Министерства природы оценила такой подход как один из удачных решений вопроса вывоза сельхозмусора. «Во-первых, законодательством этот вопрос не регламентируется, поэтому бояться ответственности не стоит. Конечно, главы поселений должны держать этот объект на контроле, не превращать его в свалку ТКО.  Безусловно, это не должно размещаться на землях рекреационного и лесного фонда. Оптимальный вариант - устраивать такие объекты на землях промышленности», - сказала Тамара Микаелян.

Возник вопрос, кто и каким образом должен отслеживать,заключил ли предприниматель (в большинстве своем это владельцы магазинов) договор с «Олерон+». «Они либо жгут коробки в котельных, либо ночью вывозят на старые свалки и там сжигают», - заметил глава одного из поселений.

- Меры воздействия на ИП существуют разные. Хорошо, когда есть УК. Мы запрос сделали, они предоставили договор. Если УК Мы разбираем жалобы в частном порядке. Обращаемся в прокуратуру, по итогам проверки прокуратура привлекает к административной ответственности. Штраф для ИП от 30 до 50 тысяч рублей. На юрлицо - от 250 тысяч рублей. Помогает нам Минприроды, тоже проводят проверки. Органы местного самоуправления могут самостоятельно обратиться к нам с просьбой выяснить, заключил ли какой-то конкретный предприниматель договор на вывоз мусора. Некоторые ОМСУ предоставили списки своих предпринимателей. Юридический отдел регоператора провел аналитическую работу и направил в прокуратуру обращение по всем незаключившим договоры предпринимателям, - ответила Загвозкина Н.А., юрист  «Олерон+».

Она в свою очередь, озвучила еще одну проблему, мешающую своевременно вывозить мусор. Это размытые после дождей дороги. И спросила у глав, какие меры принимаются по приведению дорог в порядок?

Ответил глава Читинского района Федор Кургузкин: «На территории района 750 километров муниципальных дорог. Средства дорожного фонда, которые нам выделяются - 20 тысяч рублей на один километр. На это можно купить машину песка. Сейчас дороги размыло тотально, в Смоленку дорога разбита, Засопка размыта, в Верх-Нарыме вообще страсти, в Беклимишево ни хлебовозка, ни скорая проехать не может. До 40 единиц техники у меня работало одновременно после дождей. Но в приоритете - дорога для маршрутного транспорта и школьных автобусов. Конечно, люди жалуются, что мусор не вывозят, а не вывозят, потому что дорога не позволяет.

На пути к решению проблем

Обсудив возникшие проблемы, участники заседания решили обратиться в Правительство Забайкальского края с предложением рассмотреть вопрос об увеличении субсидирования бюджетов муниципальных образований. Сегодня у МО недостаточно средств для обустройства контейнерных площадок, ремонта и приобретения контейнеров, создания площадок по раздельному сбору мусора.

Члены совета планируют обратиться в Министерство природных ресурсов Забайкальского края с предложением выстроить систему ликвидации несанкционированных свалок, инициировать вопросы организации раздельного сбора мусора. Муниципальным образованиям рекомендовано провести ревизию договорных отношений с ООО «ОЛЕРОН+» и организовать общественный контроль за работой Регионального оператора с ТКО по всей цепочке. Региональному оператору ООО «ОЛЕРОН+» в числе прочих вопросов рекомендовано проработать вопрос о возможности два раза в год (весна-осень) бесплатного приема на экополигоне органических отходов, самостоятельно вывозимых жителями. Совет муниципальных образований в свою очередь, планирует организовать и провести совещание, посвященное проблемам вывоза отходов сельскохозяйственной деятельности, золы, строительного мусора, растительных остатков после обрезки зеленых насаждений.

Качество услуги зависит от платежной дисциплины забайкальцев

Проанализировав поступившие из муниципалитетов жалобы и обращения, руководство ООО «ОЛЕРОН+» подготовило развернутый ответ.

Процент заключения договоров с бюджетными организациями на середину сентября текущего года составил 92 %, по прочим потребителям заключено 37% договоров, однако по отдельным районам процент составляет более 60%.

Расчет по юридическим лицам производится на основании указанных объемов в Приложении к Договору оказания услуг, либо по фактически вывозимым величинам, подтвержденным актами, составленными между подрядчиком и потребителем. Иного способа расчета оказанных услуг, не предусмотрено законодательством.

В населённых пунктах, где услуга не оказывалась с 1 января Региональным оператором проведены перерасчеты. Если данные факты выявляются в процессе получения платежных документов, то по заявлению от гражданина-потребителя проводится проверка и выставленные объемы подлежат корректировке.

Региональным оператором заключен договор по доставке счетов-квитанций с Почтой России и платежные документы доставляются до потребителя сотрудниками почтовых отделений связи по месту присутствия.В случае не получения квитанции, граждане могут позвонить по бесплатному телефону 8-800-350-49-71 и сообщить о данном факте. РО в соответствии с заключенным договором направит претензию исполнителя для проведения проверки.

В настоящее время работа горячей линии построена таким образом, что из поступивших звонков в течение рабочего дня, не обработанными остаются 2 % звонков, но ежедневно результаты приближаются к отметке100%. Открыты   офисы  в  районных центрах Забайкальского края, где потребители могут получить консультацию, платежные документы, сделать перерасчет, заключить договор; юридические лица — заключить договор, подать заявку, получить платежные документы.

Качество предоставления услуги в сфере обращения с TKO напрямую завит от платежной дисциплины потребителей. Текущие поступления от потребителей не покрывают расходы организации для расчета с подрядными организациями по транспортированию и захоронению TKO, в связи с чем, операторы по транспортированию TKO не имеют возможности оказывать услугу на всей территории Забайкальского края. При некачественном оказании коммунальной услуги, региональный оператор производит перерасчет в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Подготовила Виктория СИВУХИНА

 

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.