Павел Волжин: Нам нужна высокая активность муниципалитетов

Несмотря на регулярное реформирование, местное самоуправление остается проблемной сферой. Представители ОМСУ по-прежнему жалуются на пробелы в законодательстве, дефицит квалифицированных специалистов в области муниципального управления, недостаточность собственной доходной базы, отсутствие надежных материально-финансовых основ для деятельности местных органов власти. Однако сидеть и ждать, когда ситуация изменится в лучшую сторону, главы муниципалитетов тоже не могут. Жизнь диктует свои условия, и главное из них – развитие. Два года назад в регионе по инициативе губернатора Александра Осипова был создан Департамент по развитию муниципальных образований Забайкальского края. О том, как налажена работа сотрудников этой структуры с органами власти на местах, на какую помощь могут рассчитывать главы муниципалитетов и поселений, рассказал руководитель департамента Павел Волжин. 

- Павел Владимирович, какие функции возложены на Департамент, какие задачи стоят перед вами?

- Департамент был создан в 2020 году для решения вполне конкретной задачи - социально-экономическое развитие всех муниципальных образований Забайкальского края. Перед нами поставлена цель - находить эти пути развития. В своей работе мы опираемся на специально разработанный документ – План комплексного развития того или иного муниципального района или городского округа, который предполагает участие в муниципальных, региональных, федеральных программах, включая все нацпроекты, с учетом специфики и уникальности территории. Для каких-то муниципалитетов мероприятия были созданы еще в 2021 году, для каких-то разрабатываются сейчас. Мы весь 2021 год работали с муниципалитетами, чтобы определить их потребности в соответствии с географическим расположением, экономической основой. До конца текущего года во всех муниципальных районах и городских округах мы эти планы сделаем. С 2023 года они уже непосредственно будут привязаны к бюджетному процессу. 

- В чем суть комплексного развития муниципальных образований?

- План комплексного развития муниципального образования, который утверждается распоряжением Правительства Забайкальского края, содержит несколько блоков. К примеру, организационный блок подразумевает процедуры и мероприятия, которые не получают федерального финансирования, но важны для реализации проектов. Это может быть решение внутренних организационных вопросов по совершенствованию муниципального управления или подготовка проектно-сметной документации на объект для того, чтобы попробовать попасть в программу на будущий финансовый год. К слову, такого системного видения потребностей муниципалитетов никогда прежде не было. Даже бывало наоборот, и, к сожалению, еще встречается, когда муниципалитетом тратятся средства, разрабатывается ПСД на дорогостоящий объект, а потом этот документ не находит применения. Сейчас мы это регулируем. 

Второй блок в плане комплексного развития – финансирование текущего периода и планового. Это контроль и отчетность по финансовым средствам, которые получили муниципальные образования на реализацию своих мероприятий. 

- Для того, чтобы муниципалитеты смогли участвовать в федеральных программах, нацпроектах, они как минимум должны сделать ПСД за свой счет. Значит, должны иметь собственные доходы?

- Мобилизация внутренних доходов, собственных доходов муниципальных образований - еще одно направление нашей работы. Эта задача полностью возложена на нас. Да, действительно, чтобы муниципалитет активно развивался, ему нужны собственные доходы. Если проект получил одобрение и федеральное финансирование, то муниципалитету необходимо найти средства на софинансирование. Это требование большинства программ. С нашей стороны в этом направлении работа ведется по нескольким направлениям. Во-первых, это налоговые доходы муниципального образования, которые должны поступать в местный бюджет. Это доходы от имущественного и земельного налогов, налога на добычу полезных ископаемых. Совместно с Управлением федеральной налоговой службы, Министерством финансов края и муниципалитетами мы выработали схему, раз в квартал готовим отчет и видим, какие муниципалитеты в топе по сбору налогов, какие отстают. Однозначно, прогресс по местным налогам есть. Если брать налоговый период за девять месяцев текущего года и аналогичный период прошлого года, то увидим прирост на 13 процентов. Таким образом, уровень собственных доходов муниципальных образований мы увеличиваем. 

- Каким образом?

- Инструменты разные. Это и банальное содействие по распространению информации через соцсети и листовки. Это и строгий контроль по проведению административных комиссий по налоговому учету на уровне муниципальных образований. Кроме того, в этом году мы выступили с инициативой проконтролировать своевременность уплаты имущественных налогов физическими лицами через работодателей. Стали отправлять работодателям информацию, у кого из сотрудников есть задолженность. Кстати, были случаи, когда налоговая присылает данные, а среди задолжников – представители ОМСУ. 

- У муниципалитетов есть возможность зарабатывать собственные деньги?

- Так называемые неналоговые доходы муниципальные образования могут получать от аренды или продажи имущества, которое находится на балансе. Это земля, жилой фонд, имущество, которое используется в коммерческих целях – сдается под магазины, коммунальным службам. Одним из первых направлений нашей работы стало наведение порядка в жилищном фонде. Сразу скажу, имущество муниципальное, у нас законных прав вмешиваться в распоряжение с ним нет. В соответствии с федеральным законодательством муниципалитеты жилищный контроль осуществляют самостоятельно. Мы просто провели аналитику и сделали запрос в Росреестр. Сравнили данные Росреестра по учету квартир с теми, что по факту имеют муниципалитеты. Разница практически в два раза. Половина жилплощади не стоит на учете. Мы понимаем: чтобы всю жилплощадь зарегистрировать, нужны большие деньги. Много жилья, которое находится в аварийном состоянии. Его нужно ремонтировать. Получается, в районах края имеются сотни тысяч квадратных метров жилья, при этом мы говорим о проблеме пр
ивлечения специалистов, тех же медиков и учителей, потому что их негде поселить.  На самом деле жилой фонд есть, просто он не учтен. В первый год работы мы буквально заставили глав принять нормативные акты, где должна быть описана процедура формирования, управления, выдачи муниципального жилищного фонда. 

Во-вторых, мы начали разбирать тему тарифов. А везде ли они утверждены? Больше половины квадратных метров от общего объема вообще не имели тарификации. Эту работу до сих пор ведем. Еще не во всех муниципалитетах тарифы для сдачи жилья приняты. 

С начала 2022 года мы начали на территории края инвентаризацию жилищного фонда, к концу года стоит задача ее завершить. Что это даст? Мы будем понимать, что происходит с жилфондом, какое количество квадратных метров пригодны для жилья, насколько тарифы утверждены, сколько сдается, какая недоимка. Аналогичную работу ведем по земельному фонду. Ресурсы надо использовать. 

Сейчас в Российской Федерации по поручению Михаила Мишустина создается единая система пространственных данных. Все стационарные объекты, без разницы в каком праве собственности, должны иметь кадастровый номер и быть включены в единую систему – национальный реестр недвижимости.  Кстати, по итогам первого полугодия 2022 года Забайкальский край в ДФО вошел в тройку лидеров по числу внесенных данных. 

- Не секрет, что органы местного самоуправления испытывают колоссальный дефицит кадров. Как они справляются с той нагрузкой, которая на них возложена?

- Очень тяжело. Муниципальные администрации выхолощены напрочь. Работать некому. И вопрос этот в положительную сторону пока не решается. Уровень заработной платы даже с учетом летней индексации невысок. Исполнительская дисциплина и качество работ – основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, анализируя работу ОМСУ. 

- И на этом фоне население ждет от местной власти активной деятельности, направленной на улучшение жизни. 

- А одна из стоящих перед нами задач – привлечение внешних ресурсов для развития территорий. Одно из направлений – участие в федеральных конкурсах и грантах. Например, конкурс по благоустройству малых городов и исторических поселений, который проводится с 2017 года. В этом году принято решение о его продлении до 2030 года и сумма грантов увеличена до 20 миллиардов рублей. У нас девять городов, которые по условиям конкурса могут в нем участвовать и участвовали. В этом году мы подавали заявки от четырех городов - Балей, Петровск-Забайкальский, Могоча и Хилок. Призовой фонд в соответствии с категорией до 50 миллионов рублей. Заявки начали делать с начала 2022 года. Для благоустройства выбрали центральные части городов. Это не просто парки или скверы, это большие территории, куда входят дороги, освещение, инфраструктура. По итогам первого этапа Балей и Петровск-Забайкальский стали победителями и получили по 70 миллионов рублей. В следующем году эти два города будут реализовывать большие проекты по благоустройству. Причем с учетом регионального и муниципального софинансирования они получат по 90 миллионов рублей. Таких денег ни Петровск, ни Балей никогда не видели. 

Два дополнительных проекта по Могоче и Хилку на первом этапе были отклонены федеральной конкурсной комиссией с пометкой «на доработку». Мы все недочеты устранили, заявки в Минстрой поданы повторно. Результаты огласят 30 декабря. Будем надеяться, что еще два города у нас получат деньги на благоустройство. 

На 2023 год по благоустройству мы планируем еще пять городов заявить – Нерчинск, Сретенск, Шилка, Краснокаменск и Борзя. К сожалению, другие территории в этом конкурсе участвовать не могут. Но мы ищем пути, как Забайкальскому краю привлечь средства на благоустройство и других муниципалитетов, например, районных центров. Сейчас для участия в конкурсе им надо либо менять статус на город, либо быть включенными в реестр исторических поселений. Оба пути для нас неприемлемы. Поэтому мы выступили с инициативой внести изменения в постановление правительства РФ, в методику, которая распределяет средства, и предлагаем добавить отдельную категорию – административные центры муниципальных образований. У нас 21 административный центр МО, который в теории может принимать участие в конкурсе. Глава региона Александр Михайлович Осипов нас поддержал. Теперь нам предстоит работа с Министерством развития Дальнего Востока и Арктики, нужно будет скооперироваться с коллегами из 11 субъектов ДФО. Ведь персонально по просьбе одного ре
гиона никто изменения в положения о федеральном конкурсе вносить не будет, а вот просьбу федерального округа, возможно, услышат. 

- Какие аргументы вы приводите, как обосновываете необходимость расширения числа участников этого конкурса?

- Во-первых, количество малых городов и исторических поселений в ДФО кратно меньше, чем в других федеральных округах. Зато административных центров у нас больше. Во-вторых, численность жителей административных центров составляет две трети от всей численности муниципальных образований. В-третьих, комфортная городская среда и благоустройство инфраструктуры являются одной из причин внутренней миграции. Этот факт входит в тройку социально-экономических причин. Когда в поселении плохие дороги, нет тротуаров, отсутствует уличное освещение, можем ли мы говорить о привлечении специалистов?! Вероятнее всего, они предпочтут жить в краевой столице или за пределами региона. По итогам 2021 года из 15 регионов, где зарегистрирована большая миграция населения, семь находятся в ДФО. Я думаю, это весомые аргументы. Если изменения будут внесены, мы сможем порядка миллиарда рублей ежегодно потенциально привлекать от участия в этом конкурсе. 

Есть еще конкурс «Лучшие муниципальные практики», там пять номинаций. Забайкальский край один раз был в тройке лидеров на федеральном уровне. К сожалению, пока наши муниципалитеты, если сравнивать с муниципальными образованиями Сибири, а тем более с западными субъектами, очень сильно отстают. Для того, чтобы людей хоть как-то погрузить в те проекты, которые выигрывают на конкурсе, весной и летом мы проводили по ВКС совещание по обмену положительным опытом. Главы поселений, которые стали победителями федеральных конкурсов, рассказали о своем опыте. Это послужило толчком для других ОМСУ попытаться заявить о себе. Если в прошлом году на конкурс подавалось всего семь заявок и ни одна из них не прошла, то в этом году подали уже 14 заявок, в конце ноября будут итоги федерального этапа. К сожалению, половину работы по оформлению заявки, поиску интересных механизмов, фишек проекта приходится делать нам. 

- Может быть, глав пугает последующая за реализацией проекта отчетность? 

- И в этом вопросе мы им помогаем. Да, для некоторых глав вопрос взять на себя ответственность за федеральные деньги – прямо дилемма. Хотя есть и достойные главы поселений, которые активно работают и искренне хотят получить деньги на развитие территории, но кому-то не хватает компетенции, кому-то средств для проведения той же аналитики. 

- Вы скорее партнеры глав или контролирующий орган?

- Да, больше партнеры. По 131 федеральному закону мы не имеем права оказывать на главу никакого давления. Глава МО подчиняется только народу, который его избрал, и Совету. Сейчас в федеральное законодательство введено понятие «публичная власть», до 2028 года в соответствии с федеральным законом муниципалитеты должны перейти на одноуровневую систему управления. Это значит, что поселковые и сельские администрации станут структурными подразделениями муниципального округа. 

- На ваш взгляд, с округом проще работать по участию в грантовых конкурсах?

- С теми муниципальными образованиями, которые уже преобразованы в округа, работатьстало проще. Это один глава, который отвечает за всё, что происходит в округе. Это один депутатский корпус. Система стала управляемою. Нам нужна высокая активность муниципалитетов, чтобы находить дополнительные бюджетные и внебюджетные ресурсы, в том числе привлекая федеральные средства через участие в федеральных конкурсах.

- Спасибо за интервью.  

Виктория Сивухина

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.