ОМСУ ДФО внесли предложения
24 сентября Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления (ВАРМСУ) запустила сбор инициатив в базовый для муниципального сообщества страны законопроект. Изменения затронут более 18 000 муниципальных образований, поэтому почти месяц в регионах продолжалось обсуждение и выработка предложений по проекту главного закона в реформе местного самоуправления. Представители местной власти Забайкальского края также изучили документ и высказали свои замечания. Они легли в основу предложений от Советов муниципальных образований Дальневосточного федерального округа.
По словам исполнительного директора Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края» Сергея Гальченко, проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в Российской Федерации. Основой для разработки законопроекта послужили положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем данный закон признается утратившим силу.
– У представителей муниципального сообщества появились замечания, которые легли в основу предложений. Так, в общих положениях законопроекта, в отличии от Федерального закона № 131-ФЗ, отсутствует понятийный аппарат. Например, нет определения таких понятий, как «муниципальное образование», «муниципальная должность», «должностное лицо» и «выборное должностное лицо» местного самоуправления, «муниципальный правовой акт», «административный центр», «органы местного самоуправления», «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения» и их соотнесения с «вопросами местного значения», «вопросами обеспечения жизнедеятельности населения» и других. Кроме того, статья первая законопроекта не содержит положений о том, что местное самоуправление самостоятельно решает вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, – рассказал Сергей Гальченко.
Муниципалы считают необходимым законодательно определить механизм обеспечения финансирования закрепляемых и передаваемых полномочий органам местного самоуправления. Появились предложения относительно способов избрания главы муниципального образования. «Законопроектом предполагается избирать главу на муниципальных выборах, представительным органом муниципального образования из своего состава либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований ДФО выступили с предложением данную статью законопроекта дополнить положением о том, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса», – отметил Сергей Гальченко.
Поскольку глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность (часть 18 статьи 19 законопроекта), выдвинуто предложение проработать вопрос о распространении запретов, ограничений и обязанностей, предоставления гарантий (в том числе пенсионных) главе муниципального образования в связи с занятием им двух должностей – государственной должности субъекта Российской Федерации и муниципальной
должности.
Законопроектом не дается четкий план действий на случай досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности. Предполагается, что его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования. По словам Сергея Гальченко, на практике не редки ситуации, когда в уставах муниципальных образований указанная федеральная норма дублируется без учета места главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления. Он либо возглавляет местную администрацию, либо является председателем представительного органа муниципального образования. В таких случаях возникает неопределенность в вопросе назначения временно исполняющего полномочия главы муниципального образования (заместителя главы муниципального образования либо депутата). Учитывая принцип неподчинённости одного органа местного самоуправления другому, представители ОМСУ предлагают указанные положения законопроекта уточнить, закрепив зависимость определения временно исполняющего полномочия главы муниципального образования от структуры органов местного самоуправления и статуса главы муниципального образования, введя ограничение на временное исполнение полномочий главы муниципального образования, возглавляющего администрацию,
депутатом.
Для усиления ответственности перед гражданами избранных депутатов, не участвующих в заседаниях представительного органа муниципального образования, муниципалы предлагают предусмотреть в законопроекте основание для досрочного прекращения полномочий депутата в случае неисполнения им обязанности по участию в заседаниях представительного органа муниципального образования три и более раз подряд без уважительных причин.
Еще одно предложение касается статьи законопроекта, в которой закрепляется возможность дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) лица, замещающего муниципальную должность. Но такие гарантии предлагается установить только в отношении лиц, осуществлявших соответствующие полномочия на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность (аналогичная норма содержится в действующем Федеральном законе № 131-ФЗ). По замечанию Сергея Гальченко, на практике часто возникают случаи, когда, например, глава может исполнять полномочия несколько сроков подряд, но не соответствовать критерию о прекращении полномочий в период достижения пенсионного возраста. Поэтому указанное условие руководители ОМСУ Дальнего Востока предлагают исключить из законопроекта.
«Новый закон необходим в современных реалиях. В настоящий момент 20 регионов уже полностью перешли на одноуровневую систему МСУ. В Забайкальском крае постепенно муниципалитеты тоже переходят. Укрепляется строгая вертикаль власти. И, соответственно, реализация всех национальных проектов и федеральных программ будет гораздо проще и эффективнее отрабатываться на местах», – отмечает Сергей Гальченко.
Ключевые инициативы муниципалов найдут отражение в итоговом варианте федерального закона. Его должны принять во втором и третьем чтениях до конца года.
Подготовила Виктория СИВУХИНА