И в спорах родилось решение…
Как уже сообщала наша газета, 20 сентября в Чите прошло совместное заседание Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края» и регионального отделения ОНФ, участники которого обсуждали проблемы подготовки к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами на территории региона.
Эта тема актуальна сегодня для каждого жителя не только нашего региона, но и России в целом, причем вопросов у населения не становится меньше. Организаторы заседания собирались не просто для того, чтобы проблемы озвучить, они предлагают конкретные шаги и действия, чтобы новый, 2019, год не преподнес мусорных «сюрпризов» забайкальцам. Поэтому итогом встречи стало решение, адресованное различным структурам, в том числе Правительству Забайкальского края.
О проделанной работе и проблемах участникам заседания, а в большинстве своем это были руководители муниципальных образований края, рассказали министр природных ресурсов Забайкальского края Анатолий Романов, сопредседатель Регионального отделения ОНФ в Забайкальском крае Андрей Харин, директор филиала ООО «ОЛЕРОН+» Гаджи Амаев, члены Правления Совета АСМО Забайкальского края. Правление АСМО Забайкальского края и Региональное отделение ОНФ в Забайкальском крае отметили, что в соответствии с законодательством в Забайкалье осуществлен ряд мероприятий по подготовке к переходу на новую систему переработки и утилизации твердых бытовых отходов. В частности, разработана Территориальная схема обращения с отходами, ссылка на которую размещена на сайте краевого Министерства природных ресурсов.
Так, в соответствии с Терсхемой запланировано строительство шести полигонов захоронения твердых коммунальных отходов, реконструкция полигона твердых коммунальных отходов в Краснокаменске, а также 29 площадок временного накопления твердых коммунальных отходов. Вместе с тем ход подготовки к переходу на новую систему обращения с ТКО по внедряемой Территориальной схеме вызывает обоснованную тревогу.
Терсхема и материалы по ее обоснованию сложны для доступа, громоздки для восприятия большинством участников обращения с ТКО. Доступных информационных ресурсов в СМИ, социальных сетях, других открытых источниках размещается не достаточно. Не применяются для работы с населением средства социальной рекламы, редки разъяснительные акции.
В муниципальных образованиях края практически не начата работа по оборудованию контейнерных и бункерных площадок для сбора ТКО и крупногабаритного мусора. Недостаточно оперативно муниципалитеты осуществляют подбор и оформление земельных участков под планируемые к строительству объекты. Определение тарифа за сбор и утилизацию отходов для физических и юридических лиц уже идет с нарушением графиков.
Вызывает сомнение способность ООО «ОЛЕРОН+» самостоятельно и в обозначенные сроки справиться со всеми обязанностями, возлагаемыми Правилами обращения с ТКО на регионального оператора. Не разработана и не осуществляется схема раздельного сбора ТКО. Не проработаны вопросы использования вторичного сырья.
Контрольно-надзорными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями в ожидании перехода на новую систему работы с ТКО объективно снижен уровень внимания и контроля над процессом накопления, вывоза, переработки, обезвреживания, утилизации и захоронения отходов на территории края.
Правление АСМО Забайкальского края и региональное отделение ОНФ просят Правительство региона разработать дорожную карту перехода на новую систему обращения с ТКО на территории Забайкальского края, включающую механизмы государственно-частного, муниципально-частного партнерства с целью привлечения инвесторов в сферу обращения с ТКО; внедрение системы раздельного сбора, максимального возврата вторичного сырья в производственный цикл; разработку системы использования, переработки и захоронения отходов, не отнесенных к ТКО (шлака, стройматериалов, сельскохозяйственных отходов и т. п.). По мнению организаторов заседания, необходимо предусмотреть в бюджете Забайкальского края на 2018 год и плановый период, 2019 и 2020 годы, бюджетные ассигнования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений и городских округов на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов». Правительству рекомендовано взять под контроль процесс определения тарифов для юридических и физических лиц – производителей ТКО, рассмотреть возможность введения льгот для некоторых категорий населения (одиноко проживающие пенсионеры, многодетные семьи и др.), определить (указать) источники финансирования строительства объектов по обращению с ТКО, предусмотренные Территориальной схемой; поручить соответствующим структурам усилить информационную, разъяснительную работу по внедрению новой схемы обращения с ТКО.
Министерству природных ресурсов Забайкальского края предложено принять меры для ускоренной корректировки и утверждения Терсхемы обращения с ТКО, разработать и разместить в открытом доступе удобную для восприятия органами местного самоуправления и населением электронную версию Терсхемы. Минприродных ресурсов края и Региональный оператор по обращению с ТКО должны разработать и обеспечить распространение информационных материалов, буклетов и листовок на тему реформирования отрасли обращения с отходами на территории Забайкальского края, обеспечить гарантированное доведение данной информации до каждого жителя. Кроме того, им рекомендовано усилить контроль за строительством объектов, предусмотренных Терсхемой, и проанализировать, существует ли четкое разделение обязанностей и ответственности между всеми участниками обращения с ТКО на всех этапах работы с отходами; разработаны ли законные меры влияния на производителей ТКО, уклоняющихся от данной схемы, а также лиц, виновных в возникновении стихийных свалок.
Региональному оператору рекомендовано принять действенные меры по подготовке всей инфраструктуры, предусмотренной внедряемой системой обращения с ТКО, детально проработать вопросы содержания сооружаемых объектов, их доступности и безопасности для населения.
ООО «Олерон+», Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, органам местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края рекомендовано провести в октябре–декабре текущего года выездные рабочие встречи с целью доведения информации о реформировании отрасли обращения с отходами на территории Забайкальского края до каждого жителя муниципального образования. На этих встречах с каждым муниципалитетом необходимо проработать вопросы раздельного сбора ТКО и крупногабаритного мусора, других строительных, бытовых отходов (шлака, сельскохозяйственных отходов и т. п.); вопросы взаимодействия при обнаружении, ликвидации и предупреждения новых несанкционированных свалок; четко определить и принять меры для оповещения населения о способах, временном графике, объемах сбора и вывоза ТКО. Обратить особое внимание на организацию сбора ТКО в частном секторе, дачных кооперативах, местах, связанных с массовым нахождением людей.
Участникам перехода на новую систему обращения с ТКО необходимо отладить каналы коммуникации с другими участниками работы с ТКО (как пример, создание многоканального телефона). Считать важнейшими задачами для органов местного самоуправления: оказание содействия своевременному и точному выполнению мероприятий перехода на новую систему обращения с ТКО, созданию инфраструктуры и ее успешному функционированию; создание комиссий для согласования и выбора площадок инфраструктуры обращения с ТКО (от полигона до двора); постановку участков земли, выбранных под объекты инфраструктуры обращения с ТКО, на кадастровый учет; проработку вопросов раздельного сбора ТКО, использования вторсырья; особое внимание уделить работе с отходами I и II классов опасности, организованной региональным оператором; усиление работы по выявлению и предупреждению возникновения стихийных свалок; организацию общественных акций, конкурсов и смотров на лучшее содержание поселения, улицы, двора, дома и др.
Общественной палате Забайкальского края, заинтересованным общественным организациям предложено принять участие в организации и установлении контроля за сбором, хранением, транспортировкой ТКО в удаленных, труднодоступных населенных пунктах края, особо охраняемых территориях, в частном секторе городов, вблизи мест массового пребывания населения; в создании горячей линии для сообщений населения о сбоях в работе внедряемой новой системы обращения с ТКО.
Совместное решение подписали председатель правления АСМО Забайкальского края Павел Коваленко и сопредседатель Регионального отделения ОНФ Андрей Харин.
Подготовила
Виктория СИВУХИНА