Главы стали кусачими из-за проблем собачьих

Мозговым штурмом стало последнее заседание Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края». Участники АСМО и приглашенные в спорах и на эмоциях обсуждали острый вопрос, который осложнил и без того непростую жизнь глав муниципалитетов. В феврале текущего года им передали полномочие и, соответственно, ответственность за бродячих собак. Но как показала жизнь, кроме «голого» закона муниципалы ничего не получили и понятия не имеют, каким образом животных ловить, а самое главное, что с ними потом делать.

Суть проблемы участникам заседания, где кроме глав МО присутствовали приглашенные лица, так или иначе связанные с заявленным в повестке вопросом, озвучил Андрей Антошкин, заместитель Председателя Совета, глава Оловяннинского района:

- Законом Забайкальского края от 24 февраля 2021 года N 1915-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на неограниченный срок. Согласно документу, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать осуществление государственного полномочия в соответствии с требованиями федерального и краевого законодательства. Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ  «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий; размещение в приютах и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Все руководители органов местного самоуправления согласны с тем, что проблему бродячих собак нельзя пускать на самотек. Еще свежи в памяти страшные случаи, когда безнадзорные животные нападали на детей и взрослых. И заниматься этим вопросом главы не отказываются, они лишь обращают внимание разработчиков законопроекта на его нежизнеспособность.

Андрей Эпов, руководитель Забайкальского района, подчеркивает:

- Никто из глав не ставит под сомнение важность и необходимость исполнения государственных полномочий. Мы просто просим рассказать, как нам это делать! Нам говорят – организуйте аукцион, и на этом ваша головная боль закончится. Однако закон конкретно перечисляет наши задачи – отлов животных, транспортировку, немедленную передачу в приюты для животных и содержание их там. Если бы в законе было написано – наделить МО правом проведения аукционов, никто бы из нас не возмущался. Прокуратура будет читать то, что прописано в законе, а за несоответствие закону главу наказывать. Вопросов много. Например, какая структура в администрации должна ловить этих собак – отдел образования, сельского хозяйства или ЖКХ?

По словам Андрея Михайловича, сначала нужно изучить, сколько должно быть приютов в крае. «У нас три района - Приаргунский, Забайкальский и Краснокаменский    - находятся рядом. Зачем нам три приюта? Давайте решим, где он должен быть! Это должно быть прописано в законе. Строительство приюта стоит от 10 до 30 миллионов рублей. Где взять средства? А содержать приют на что?»

Обсудив положения закона, главы ОМСУ пришли к выводу, что закон Забайкальского края был принят без широкого обсуждения с муниципальным сообществом, поэтому некоторые вопросы оказались непроработанными. Так, решение вопроса об организации на территории района (городских округов и поселений) специализированного питомника (приюта) или иного пункта временного содержания безнадзорных животных требует значительных финансовых затрат. А в рамках расчёта субвенции по переданным государственным полномочиям финансовые средства на содержание в структуре администрации дополнительной штатной единицы, занимающейся этими вопросами, расходы на специализированную технику, лечение, вакцинацию отловленных животных, не предусмотрены.

Подрядные организации, которые бы могли взять на себя функции по отлову и содержанию безнадзорных животных, в связи с нерентабельностью этой деятельности не выходят на аукцион.

По мнению участников заседания, разработчики закона не учли негативную практику, которая сложилась в муниципальных образованиях, наделенных Законом Забайкальского края от 2015 года государственными полномочиями по организации проведения на территории региона мероприятий по содержанию безнадзорных животных. В отношении органов местного самоуправления Петровск-Забайкальского, Красночикойского, Краснокаменского, Борзинского муниципальных районов вынесены судебные решения о признании незаконным бездействия администраций, выраженного в неисполнении обязанности по организации специального питомника (приюта) или иного пункта временного содержания безнадзорных животных, и обязывающие создавать на территории муниципального образования специальные питомники (приюты) или иные пункты временного содержания безнадзорных животных. Прокуратурой Оловяннинского района в суд направлено административное исковое заявление, требующее обязать администрацию создать на территории муниципалитета специальный питомник (приют) или иной п
ункт временного содержания безнадзорных животных.

Руководители органов местного самоуправления подчеркивают, что Правительством края не установлен порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренный федеральным законодательством.Таким образом, в большей части требования федерального закона оказались для муниципальных образований практически неисполнимы.
Андреи? Лим, руководитель государственной ветеринарной службы Забайкальского края, попытался ответить на часть вопросов:

- Я уже неоднократно говорил, что муниципалитеты не должны ловить собак, дополнительные штатные единицы им не требуются и спецтехника не нужна. Задача муниципалитета – провести аукцион и найти подрядчика, который возьмется отлавливать животных, стерилизовать их, помещать в приют и выпускать после маркирования, лечения, стерилизации и вакцинации в естественную среду. Не стоит вопрос и о том, чтобы муниципальные образования строили приюты. В адрес ветеринарной службы прозвучало много вопросов, что закон недоработан, но мы принимали его не единолично. Проект закона готовился на протяжении полутора лет, поэтому мне непонятна сегодня позиция глав. На данный момент все нормативные документы, порядок обращения с животными разработаны. Главам просто нужно этот закон изучить и начать реализовывать. Сегодня контракты с подрядчиками заключены только в Чите, Краснокаменске и в Могойтуйском районе. Муниципалитеты, которые исполняли эти функции с 2015 года, кто понимает важность этого вопроса, и сегодня продолжают работу.
Заниматься собаками на местах должны местные власти, не должны ветеринары ловить собак. Вся Россия давно работает так – муниципалитеты наделены полномочиями, они получают средства и проводят торги. В Иркутске подрядчики дерутся за 5,4 миллиона рублей, мы предлагаем 8,2 миллиона рублей. При этом обращаем внимание на то, что, если методика расчета требует больших средств, обоснуйте и получите финансирование.

Андрей Лим подчеркивает: «Муниципалитеты, которые хотят решать проблему с бродячими собаками, закон исполняют. Я уверен, если вы объявите торги, зайдет предприниматель и начнет строить приют».

Депутат Михаил Якимов, глава комитета по аграрной политике и природопользованию Заксобрания, напомнил, что разработкой данного закона занимался Александр Осипов. «Все законопроекты, которые вносит Губернатор, широко обсуждаются. В первом чтении его приняли в декабре 2020 года, и только через три месяца закон был принят во втором чтении. Где были муниципалы?! Времени для обсуждения предложений было предостаточно. Я считаю, надо изучить положительный опыт регионов страны, Китая. Непонятно, почему муниципальные советы по данному закону не выступают с законодательной инициативой? Почему нет никаких предложений? Комитет готов работать», - заметил Михаил Александрович.

Павел Коваленко, председатель Совета АСМО, по этому поводу возражает:

- Широкого обсуждения закона с муниципалами не было. Я лично просил депутатов предоставить фамилии глав, с которыми законопроект обсуждался, ответа не получил. Мне сказали 17 - за, 14 - против. Кто эти главы? А проблема есть. Попробуйте найти в том же Шелопугинском районе предпринимателя, который согласится за 200 тысяч рублей ловить и содержать собак. Закон вышел заранее неработающий. Сегодня по нему работают те муниципалитеты, которые работали по этому вопросу с 2015 года. Им проще. А остальным даже методические рекомендации не предоставили! Например, Балейский район получил 292 тысячи рублей на исполнение закона и 97 тысяч рублей на администрирование. А что с этими средствами делать?! Об этом мы узнали только на Съезде Ассоциации в апреле, когда озвучили проблему, до тех пор вообще информации не было.

Несмотря на то, что город Чита был перечислен в числе тех муниципалитетов, где закон заработал хорошо, глава Евгений Ярилов отметил:

- У всех создается впечатление, что Чита – это благополучная территория, где все вопросы решаются на раз. Да, безусловно, у нас есть положительный опыт применения этого закона, но вопрос мы не решили. А проблемы на свою шею приобрели, потому что ответственность теперь на муниципалитете. Прокуратура обязательно спросит и дело заведет! Я согласен с инициаторами закона, что разобраться с проблемой существования бродячих собак надо. При этом мне интересно, кто из глав муниципалитетов выступил за законопроект на этапе рассмотрения?! Считаю, нам надо намного жестче кричать о проблеме. Да, в городе мы ее решим, у нас для этого больше ресурсов. Я предлагаю создать рабочую группу и поручить ей эту проблему проанализировать на примере какого-то одного района. А создателям закона предлагаю помочь этому району реализовать его. А потом всем рассказать о своем опыте. Но я почему-то уверен, у вас не получится реализовать этот закон так, как задумывалось.

Чингис Дугаров, глава Могойтуя, заметил, что закон будет работать только в одном случае, если будет дополнительное финансирование: «На строительство питомника для содержания всех безнадзорных собак края и на отлов по фактической потребности».

После всех обсуждений участники встречи решили обратиться к Губернатору, Правительству и Законодательному собранию Забайкальского края с предложением в безотлагательном порядке создать рабочую группу по реализации положений закона во главе с должностным лицом не ниже заместителя председателя Правительства Забайкальского края. По мнению членов Правления АСМО, рабочая группа должна выработать порядок по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории края, провести широкое обсуждение разработанного порядка с муниципальным сообществом, контрольно-надзорными органами и заинтересованными общественными организациями, определить правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них, предусмотренные Методическими указаниями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 г. N 1504. Члены рабочей группы должны рассмотреть возможность создания групп специалистов по отлову, лечению, стерилизации животных без владельцев н
а базе подразделений уполномоченного органа исполнительной государственной власти Забайкальского края, определить дислокацию мест сбора отловленных безнадзорных животных, приютов для их содержания, возможные организационно-правовые формы приютов, разработать и утвердить методику финансирования мероприятий, а также разработать систему мероприятий по предупреждению безнадзорности животных, в том числе организацию разъяснительной и воспитательной работы с населением.

Правление Ассоциации предлагает Губернатору, Правительству и Законодательному собранию Забайкальского края до разработки мер, указанных выше, приостановить действие Закона Забайкальского края от 24 февраля 2021 года N 1915-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» с сохранением порядка, действовавшего до принятия указанного закона.

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.