Единственная и необходимая

На прошлой неделе в Чите состоялся VIII Съезд Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края», участники которого подвели итоги работы организации в 2018 году, утвердили отчет правления Ассоциации и годовой финансовой отчёт, озвучили вопросы, волнующие глав сельских, городских поселений и руководителей муниципальных районов, А также, что особенно важно для муниципалитетов, приняли рекомендации Правительству Забайкальского края и Законодательному Собранию региона.

На базе решений прошлогоднего съезда

Об основных итогах деятельности Совета муниципальных образований Забайкальского края в 2018 году рассказал председатель правления АСМО Забайкальского края Павел Коваленко. Он, в частности, напомнил, что на VII Съезде совета в мае прошлого года было принято решение обратиться к Правительству Забайкальского края с рядом рекомендаций. Руководству региона было рекомендовано предусмотреть конкретные меры по развитию местного самоуправления и разработать механизмы стимулирования органов местного самоуправления к развитию экономического потенциала на каждой территории, в том числе через систему грантов. Более того, на базе решений, принятых прошлогодним съездом, были сформулированы положения, включенные в перечень поручений губернатора края.

– Во исполнение поручений губернатора из внебюджетных источников выделены средства на проведение обучающих мероприятий в муниципальных образованиях края. Законом на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 15 миллионов рублей на стимулирование муниципальных образований Забайкальского края. Сумма, к сожалению, мизерная. Кроме того, пока не проработаны механизмы, не утверждена методика стимулирования муниципалитетов. Надеемся, что эти документы будут разработаны и утверждены в ближайшее время, а к концу финансового года можно будет определить, какие муниципальные образования, в каком порядке и, возможно, в каком размере будут поддержаны мерами стимулирования, – рассказал Павел Коваленко.

Павел Иванович напомнил, что совет является дискуссионной площадкой по вопросам местного самоуправления. Поэтому в течение прошедшего года проводилась активная работа по выявлению наиболее острых проблем, более того, план работы совета был основан на предложениях муниципалитетов по рассмотрению наиболее актуальных и требующих решения вопросов. Так, на заседаниях правления совета поднимались такие резонансные вопросы, как финансовая обеспеченность возложенных на ОМСУ полномочий и возникшие проблемы в соотношении между заработной платой муниципальных служащих и других категорий работников бюджетной сферы. Обсуждали проблемы подготовки к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края, анализировали проблемы реализации проектов «Комфортная городская среда» и проектов программы «Забайкалье – территория будущего» в муниципальных образованиях края.

К сожалению, Москва не услышала

Большинство вопросов на рассмотрение правлением выносится самими муниципальными образованиями. В частности, на ноябрьском заседании по предложению руководства Оловяннинского района обсуждались проблемы передачи бесхозных линий электропередач, расположенных на территории городских и сельских поселений. По предложениям нескольких муниципальных образований было инициировано обсуждение вопросов организации в границах поселений водоснабжения и снабжения населения топливом с участием заинтересованных министерств и ведомств края.

Стоит отметить, что: ни одно заседание совета не проходит просто «для галочки». По итогам обсуждений всегда принимаются конкретные решения, которые адресуются всем заинтересованным органам власти, Законодательному Собранию Забайкальского края, руководителям муниципальных образований. Например, правлением совета было принято решение обратиться в Министерство природы Забайкальского края с просьбой поддержать инициативу по внесению изменений в статьи 9 и 19 Федерального закон «О недрах» в связи с ситуацией, когда применение норм этих статей препятствует исполнению муниципальными образованиями полномочий по решению вопросов местного значения. Речь идет о возможности муниципалитетов обеспечивать население водой, распоряжаться местными природными ресурсами: песком, глиной, щебнем, чтобы с меньшими затратами ремонтировать свои дороги. Совместно со специалистами министерства и депутатами Заксобрания региона в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ был направлен запрос о разъяснении применения положений данных статей. Выступающий отметил: «К сожалению, из министерства пришел документ, который не дал ответа на поставленные вопросы. А ведь проблема эта волнует многие субъекты Российской Федерации. Пока минприроды России не слышит муниципалитеты. Поэтому мы возвращаемся к предложению выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон «О недрах». Надеемся на поддержку регионального Министерства природных ресурсов и Законодательного Собрания Забайкальского края».

Больной вопрос – оплата труда

Еще один очень важный вопрос поднимался на расширенном заседании правления совета в марте 2018 года, состоявшемся в селе Новая Кука. Участники решили обратиться в Правительство Забайкальского края с предложением о внесении изменений в Методику расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Забайкальского края. В какой-то степени мнение муниципального сообщества было услышано. В конце прошлого года приказом Администрации губернатора Забайкальского края была сформирована рабочая группа по вопросам увеличения оплаты труда муниципальных служащих и глав муниципальных образований Забайкальского края. Ее члены подготовили и направили в минфин Забайкальского края предложения по увеличению оплаты труда. Забегая вперед, скажу, что, к сожалению, вопрос этот до сих пор не решен.

Вопрос объединения не снят с повестки

После обсуждения проблем реализации проектов «Комфортная городская среда» и проектов программы «Забайкалье – территория будущего» члены АСМО попросили специалистов Министерства территориального развития Забайкальского края принять меры по своевременной выдаче ГАУ «Госэкспертиза» экспертных заключений на представленную муниципальными образованиями проектно-сметную документацию; доводить лимиты, выделенные муниципальным образованиям по проектам «Комфортная городская среда» и проектам программы «Забайкалье – территория будущего», не позднее 1 февраля нового финансового года. А муниципальным образованиям, участвующим в реализации вышеуказанных проектов, рекомендовано заблаговременно определять объекты для включения в программы и разрабатывать проектно-сметную документацию.

– В январе текущего года в Чите состоялось расширенное заседание правления совета, где обсуждались предлагаемые изменения в системе организации местного самоуправления Забайкальского края путем объединения поселений муниципального района в единый городской округ. Проблема реформирования системы местного самоуправления в крае вызвала активную и заинтересованную дискуссию. В обсуждении приняли участие главы и специалисты муниципальных образований, всего более 90 человек. В своем решении правление рекомендовало Правительству, Администрации Забайкальского края совместно с Законодательным Собранием создать рабочую группу по проработке правовой основы предлагаемых изменений в действующей системе местного самоуправления. Законодательному Собранию Забайкальского края – провести обсуждение предлагаемой реформы МСУ на заседании Совета представительных органов МСУ с возможной выработкой законодательных инициатив на уровне края и Российской Федерации. Руководителям муниципальных районов провести обсуждение инициативы реформирования местного самоуправления с главами поселений, депутатами всех уровней, общественностью. Участники того заседания согласились, что при детальной проработке комплекса организационных мер, надлежащем юридическом сопровождении, финансовой поддержке возможно проведение экспериментального перехода на одноуровневую систему организации местного самоуправления на территории ограниченного числа муниципальных районов – «пилотных» территорий, а в случае удачного итога эксперимента – планомерного перехода на эту систему остальных муниципальных образований, – отметил Павел Коваленко.

Кадры надо обучать

Постоянное возрастание уровня сложности задач, стоящих перед местным самоуправлением, требует системной работы по обучению кадров. Поэтому в истекшем году Ассоциация активно занималась вопросами повышения квалификации руководителей и специалистов муниципальных образований. Руководство АСМО планирует и дальше проводить эту работу, ведь число муниципальных служащих в крае составляет порядка 3250 человек, и задача повышения их квалификации остается чрезвычайно актуальной. Также в ушедшем году была продолжена работа Школы муниципального юриста. В июне и ноябре занятия посетили более 80 специалистов правовых отделов администраций и даже некоторые главы муниципальных образований. В программу обучения юристов в текущем году, к примеру, планируют включить семинар «Состояние земельных отношений в Забайкальском крае» в связи с вхождением региона в программу «Дальневосточный гектар».

Еще одним из приоритетных направлений работы совета Коваленко назвал методическую помощь органам местного самоуправления:

– Мы считаем необходимым оказывать содействие в организации межмуниципального сотрудничества в крае, предоставлять руководителям ОМСУ возможность знакомиться с опытом коллег. Для этого проводили семинар для глав городских поселений, в котором приняли участие 25 из 45 глав и специалистов этих муниципалитетов. Семинар проходил в выездном режиме на базе трех городских поселений. В Шилке мы рассматривали вопросы наполнения бюджета поселения, работы с местным бизнес-сообществом, тему поддержки малого предпринимательства. В Нерчинске обсуждали вопросы работы и развития учреждений социальной сферы, их влияния на общественные настроения. В Чернышевске были подробно проанализирована работа органов местного самоуправления по формированию современной городской среды, проблемы при решении вопросов переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

В прошлом году АСМО Забайкальского края оказала содействие администрациям Читы, Краснокаменска и Борзи в организации рейтингового голосования по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в рамках реализации государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды на 2018–2022 годы, взяв на себя роль финансового оператора. Благодаря хорошо налаженному взаимодействию эта важная социальная акция прошла организованно и результативно.

Исполнительной дирекцией подготовлен ряд информационно-аналитических материалов. По поручению врио губернатора Забайкальского края Александра Осипова, в целях оказания консультативно-методической помощи руководителям и специалистам органов местного самоуправления, Ассоциация совместно с краевыми органами государственной исполнительной власти начала работу по подготовке методического сборника. От муниципальных образований поступили заявки по часто встречающимся проблемам, требующим разъяснений, рекомендаций, которые были систематизированы по тематике и направлены исполнительным органам государственной власти края с предложением принять участие в разработке названных методических материалов.

В 2018 году впервые исполнительной дирекцией была проведена большая и достаточно кропотливая работа по подготовке информационного материала региональной части ежегодного доклада «О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации, перспективах его развития и предложениях по совершенствованию правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации», раскрывающей состояние местного самоуправления в Забайкальском крае. Основой доклада является информация, полученная непосредственно из органов местного самоуправления. Такой доклад является основой для обобщения результатов проведенного анализа проблемных вопросов деятельности ОМСУ края и предоставления их Правительству Забайкальского края с целью дальнейшего принятия соответствующих управленческих решений.

Когда статус наделяет полномочиями

Докладчик напомнил, что в крае проводятся различные конкурсы для муниципалитетов, организуемые органами государственной власти. Среди них – ежегодный краевой конкурс среди субъектов территориального общественного самоуправления (в 2018 году в нем приняли участие 52 ТОСа из 12 районов), региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», конкурс «Лучший сельский староста» (в отчетном году заявки поступили от 21 представителя из 11 районов). Возрожден конкурс на лучшего муниципального служащего. «Проведение таких конкурсов – мощный стимул для поднятия общего уровня работы муниципальных образований и развития общественных начал в их жизнедеятельности», – уверен председатель АСМО.

Заканчивая свое выступление, Павел Коваленко обратился к главам муниципальных образований:

– Уважаемые делегаты! Органы местного самоуправления должны быть не только избраны, но и поддержаны людьми. А это возможно лишь тогда, когда в центре внимания местных властей стоит житель с его запросами и интересами, когда население каждый день ощущает изменения качества своей жизни в лучшую сторону. Во исполнение майского указа Президента РФ Владимира Путина в стране началась реализация нацпроектов, которые затрагивают все направления деятельности органов местного самоуправления. Предлагаем ввести представителей совета в состав комиссий, ведомственных рабочих групп по вопросам реализации национальных проектов.

Ну а самый главный вывод, который можно сделать, проанализировав работу организации, это то, что Ассоциация постепенно получает статус единственной в крае площадки, на которой представители муниципального сообщества могут не только говорить о наболевших проблемах, но и вырабатывать свои предложения по совершенствованию местного самоуправления в регионе.

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.