Что значит в нашей жизни ТОС?

Депутат Воронежской областной Думы, председатель комитета по местному самоуправлению Артем Зубков опубликовал книгу «ТОС: коротко о важном, или Трое в лодке, готовые плыть». Издание предназначено как для активистов, только решивших создать свое территориальное общественное самоуправление (ТОС), так и для более опытных руководителей ТОС и представителей органов местного самоуправления. Приведем самые интересные цитаты известного воронежского политика, надеемся, они будут полезны забайкальским активистам.

Ключевые слова понятия

Полное определение территориального общественного самоуправления вы можете найти в статье 27 основного Федерального закона о местном самоуправлении, который все для краткости называют 131-ФЗ.

Мы же выделяем несколько ключевых слов в определении. «ТОС – самоорганизация граждан по месту их жительства <…> для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

Из определения вытекают вопросы: а что в себя включает место жительства, что можно делать в рамках собственных инициатив, какие это вопросы «местного значения»? И самый главный вопрос: почему мы, жители, должны осуществлять эти «собственные инициативы»?

Государственная и муниципальные власти имеют множество задач, которые никто кроме них решить не сможет: оборона, единая транспортная политика, налоги и т.п. Однако современный усложняющийся мир создает такие проблемы и вопросы, которые власть без соучастия своих граждан решить не в состоянии. И не важно, где вы живете – в миллионном городе или сельском поселении с несколькими десятками жителей. Сейчас «местное самоуправление попадает в ситуацию, когда все больше и больше задач местного значения будут требовать решения собственными силами».

Поэтому ТОС – это правовая форма для граждан, готовых самостоятельно взяться за решение проблем своего подъезда, дома, улицы или микрорайона.

Самый простой способ решить местную проблему – это собраться жителям, обменяться мнениями, прийти к общему решению и выполнить задуманное. Такой способ осуществления территориального общественного самоуправления называется собранием или конференцией (когда в собрании участвуют не все жители, а их избранные представители – делегаты).

Но после принятия решения кто-то должен организовывать его исполнение и следить за соблюдением всех договоренностей, подключить к работе местную администрацию. Таким организатором может стать руководитель или актив ТОС.

Что может организация?

К компетенции территориального общественного самоуправления относятся вопросы местного значения. При этом ТОС, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а реализует собственные инициативы, направленные на решение задач, социально значимых для территории, на которой проживают его участники. Наиболее понятными видами деятельности ТОС являются благоустройство территорий, профилактика правонарушений, организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, проведение благотворительных акций, работа с гражданами по месту жительства.

Однако № 131-ФЗ не ограничивает возможности ТОС, дав широкий перечень вопросов местного значения, в решении которых могут принимать участие граждане по месту жительства под свою ответственность через органы ТОС. В сельских поселениях ТОС могут участвовать в организации благоустройства территории поселения в соответствии с правилами, утвержденными органами местного самоуправления; во владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, согласно заключенному с муниципалитетом договору; в обеспечении первичных мер пожарной безопасности; в создании условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; в создании условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; в обеспечении условий для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; в организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью; в содействии развитию сельскохозяйственного производства, в создании условий для развития малого и среднего предпринимательства; в создании музеев и условий для развития туризма.

Законами субъектов РФ определены дополнительные перечни вопросов местного значения для сельских поселений. Например, законом Воронежской области от 10 ноября 2014 года № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» установлено ещё 14 вопросов местного значения, из которых наиболее актуальными для ТОС являются: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек; создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; участие в обсуждении при утверждении генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

В городских поселениях ТОС могут реализовывать свои инициативы и по другим вопросам местного значения (кроме вышеперечисленных). К ним относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, включая создание и обеспечение функционирования парковок; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения; оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

Важно, чтобы вопросы местного значения, в решении которых вы планируете участвовать, были записаны в Положении о территориальном общественном самоуправлении, утверждённом представительным органом поселения, и в уставе ТОС. Обязательно сверьте формулировки на соответствие с № 131-ФЗ с юристом вашей администрации.

По наблюдениям сетевого издания «МПА.ОНЛАЙН» деятельность большинства ТОС ограничивается патриотическим воспитанием и поддержанием чистоты и порядка на своей территории, что приводит к выхолащиванию самой идеи законодателя о целях создания ТОС. Юристы издания предлагают собственный перечень основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления:

1. Изучение потребностей населения, проживающего на территории ТОС.
2. Оказание содействия правоохранительным органам в охране правопорядка и профилактике правонарушений.
3. Изучение социально-экономических потребностей населения, проживающего на соответствующей территории, подготовка и разработка предложений по их обеспечению.
4. Осуществление деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей жителей ТОС.
5. Изучение общественного мнения по проектам строительства, реконструкции и ремонта объектов социально-культурного и бытового назначения, жилых домов, объектов благоустройства, производственной и социальной сферы, временных сооружений, парковок, автостоянок, рынков и торговых площадок, доведение полученной информации до сведения органов местного самоуправления, заинтересованных лиц.
6. Организация участия населения в обеспечении сохранности мест общего пользования, объектов жилищного фонда, в осуществлении мероприятий, направленных на ресурсосбережение.
7. Разработка предложений для развития территории ТОС.
8. Обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления с жителями соответствующей территории.
9. Социальная работа с неблагополучными семьями, инвалидами, детьми и молодежью, лицами пожилого возраста, семьями погибших воинов, многодетными семьями, лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
10. Организация участия населения в акциях милосердия и благотворительности, оказания помощи социально не защищенным категориям граждан.
11. Обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях (конференциях) ТОС.
12. Внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
13. Организация участия населения в работах по санитарной очистке, благоустройству, озеленению и содержанию зеленых насаждений и цветников, детских площадок в границах территории ТОС, проведение субботников.
14. Участие в конкурсах, проводимых органами местного самоуправления с целью достижения уставных целей.
15. Информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых, в том числе, по предложению или при участии территориального общественного самоуправления.
16. Внесение предложений в администрацию муниципального образования по использованию свободных земельных участков на территории ТОС под детские и оздоровительные площадки, скверы, площадки для выгула собак, а также для других общественно полезных целей.
17. Представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
18. Внедрение обрядов и традиций территории ТОС, развитие народного творчества.
19. Организация отдыха населения, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, праздников.
20. Организация досуга проживающего населения.
21. Содействие созданию клубов по интересам на территории ТОС.
22. Организация работы с детьми и подростками, содействие в организации отдыха детей в каникулярное время, содействие в работе детских клубов, детских площадок.
23. Принятие участия в приемке работ, произведенных управляющими компаниями и ТСЖ, подписание актов приемки выполненных работ.
24. Общественный контроль: за содержанием жилищного фонда; подготовкой жилищного фонда к работе в осенне-зимний период; содержанием и благоустройством территории; содержанием зеленых насаждений, водоемов; за соблюдением санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, осуществляемого в жилых домах, на территории ТОС.

Кроме того, между ТОС и местной администрацией могут заключаться дополнительные соглашения по различным вопросам участия ТОС в решении вопросов местного значения на своей территории.

Повторим, что органы ТОС в Воронежской области уже успешно решают вопросы благоустройства собственной территории и организации досуга: создание и благоустройство детских и спортивных площадок, посадка деревьев, ремонт внутрипоселковых дорог и мостов, обустройство мест массового отдыха, проведение линий для подключения к сети Интернет, обустройство кладбищ, памятников и мест воинских захоронений. Не бойтесь предлагать новые проекты и участвовать в решении вопросов местного значения, а если вы войдете в чужую компетенцию – муниципальные власти предложат вам другие инициативы, направленные на решение задач, социально значимых для территории, на которой проживают участники. Наиболее понятными видами деятельности ТОС являются: благоустройство территорий, профилактика правонарушений, организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, проведение благотворительных акций, работа с гражданами по месту жительства.

У кого есть право голоса?

Напоминаем, что учредительное собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на территории создаваемого ТОС.

В учредительной конференции принимают участие делегаты (достигшие 18 лет), избранные на собраниях жителей или путем заочного голосования, а также все желающие жители, достигшие 16-летнего возраста, постоянно проживающие на соответствующей территории. Жители, присутствующие на конференции не из числа избранных делегатов, принимают участие в работе конференции с правом совещательного голоса. Для удобства подсчета голосов рекомендуем выдавать зарегистрированным участникам с правом голоса яркую карточку для голосования. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собрании граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

Также в учредительном собрании (конференции) могут принимать участие представители органов местного самоуправления с правом совещательного голоса. Остальные приглашенные права голоса не имеют и имеют статус наблюдателей.

Открытие мероприятия проводит представитель инициативной группы, который предлагает участникам мероприятия избрать председателя и секретаря учредительного собрания (конференции). Порядок избрания определяется собранием (конференцией). Затем озвучивается повестка учредительного собрания (конференции).

На учредительном собрании (конференции) должны быть обсуждены и приняты решения по следующим вопросам: создание ТОС; наименование ТОС; утверждение Устава; основные направления деятельности ТОС; избрание органов ТОС – исполнительного (Совет ТОС, Комитет ТОС и т.п.) и контрольного (контрольно-ревизионный орган, ревизионная комиссия ит.п.); наделение (или не наделение) ТОС статусом юридического лица; определение представителя, уполномоченного на осуществление регистрации Устава ТОС; иные вопросы.

Председатель ТОС и заместитель председателя ТОС избираются либо на собрании (конференции), либо на заседании исполнительного органа (в зависимости от того, как этот вопрос урегулирован в Уставе ТОС).

Подробнее на МПА.ОНЛАЙН. Это сетевое издание для официального опубликования муниципальных правовых актов, отчетов и документов. URL: http://мпа.онлайн/podrobnayainstrukciya-po-sozdaniyu-territorialnogo-obshhestvennogo-samoupravleniya/

Решение на собрании (конференции) считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа участников собрания (делегатов, присутствующих на конференции). Решения, принятые на учредительном собрании (конференции), оформляются протоколом. Важно помнить, что протокол учредительного собрания (конференции) необходимо изготовить в трех экземплярах, один вариант должен храниться у председателя ТОС. Жители соответствующей территории ТОС имеют право знакомиться с протоколом учредительного собрания (конференции), делать из него выписки.

Следующий этап – «Регистрация ТОС». В администрацию поселения подается заявление о регистрации Устава ТОС с комплектом документов: Устав ТОС – в двух экземплярах; копия решения Совета народных депутатов сельского/городского поселения об установлении границ ТОС; протокол учредительного мероприятия (собрания или конференции) граждан об организации ТОС. Перечисленные документы необходимо подать не позднее десяти дней со дня их принятия.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС регистрирующим органом (администрация поселения) в Реестре Уставов ТОС и выдачи соответствующего свидетельства. Однако в учреждении ТОС может быть отказано. Основанием для отказа в регистрации Устава ТОС может быть несоответствие представленных документов требованиям законодательства и нормативным правовым актам муниципального образования, регулирующих вопросы осуществления территориального общественного самоуправления; выявленных нарушений при проведении учредительного собрания (учредительной конференции) граждан; непредставления необходимых для регистрации Устава документов.

В этом случае принимаются меры по устранению нарушений, послуживших основанием для принятия решения об отказе в регистрации Устава ТОС. В случае необоснованного отказа в регистрации Устава ТОС граждане имеют право на защиту своих прав в судебном порядке.

Итак, ТОС создан, может представлять интересы жителей. Но для участия ТОС в решении всего перечня вопросов местного значения, ему необходимо пройти последний этап – «Регистрация юридического лица».

Материалы подготовила Виктория Сивухина. Фото автора

 

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.