Человеку без воды ни туды и ни сюды…
Больше года назад члены правления Совета муниципальных образований Забайкальского края на одном из заседаний озвучили проблему обеспечения населения муниципальных образований края водой в соответствии с законодательством. Согласно закону «О недрах» добыча подземных вод должна осуществляться на основании лицензии и является коммерческой деятельностью, которую органы местного самоуправления не вправе осуществлять. Каким образом наладить бесперебойное водоснабжение и не нарушить закон, главам до сих пор никто сказать не может.
Учитывая тот факт, что воду люди должны пить ежедневно, а законодательство, к сожалению, так и не изменилось, члены правления – в большинстве своем руководители муниципальных образований – вновь включили этот вопрос в повестку очередного заседания.
Суть проблемы участникам разговора напомнил председатель совета Павел Коваленко:
– В 2016 году полномочия в части лицензирования добычи общераспространенных полезных ископаемых были переданы от федеральных органов исполнительной власти (Роснедра) на уровень края. Руководители органов местного самоуправления получили письма за подписью министра природных ресурсов Забайкальского края Александра Волкова с требованием сдать полученные ранее лицензии. Причина заключалась в следующем. Согласно Федеральному закону № 131 обеспечение населения тепло- и водоснабжением – это полномочия органов местного самоуправления, но согласно статье 9 Федерального закона «О недрах» ОМСУ не могут быть субъектом предпринимательской деятельности и, соответственно, получателями лицензий, а значит, и заниматься обеспечением населения водой. Но если сегодня администрация сельских поселений перестанет заниматься этим вопросом, завтра будет социальный взрыв. Вода – это даже не хлеб, без нее человек не сможет обойтись и дня.
Понимая, к чему может привести эта законодательная коллизия, главы сельских поселений не торопятся действующие лицензии сдавать. Тем более, у большинства они будут действительны еще 30-40 лет. И прокуратура пока смотрит на это сквозь пальцы.
Исполнительная дирекция Ассоциации проанализировала ситуацию по краю. В части районов, городских и сельских поселений вопрос с водоснабжением отлажен, проблем не возникает. Это краевая столица, город Краснокаменск и Краснокаменский район, часть Балейского района, поселок Золотороченск Оловяннинского района, населенные пункты Чернышевского района. Это села и поселки, где вопросами водоснабжения по-прежнему занимается ЗабЖД как градообразующее предприятие, созданы предприятия Забайкальской топливно-энергетической компании или муниципальные предприятия, к примеру, ООО «Тепловик».
Вторую категорию муниципалитетов образуют те, где вопросами водоснабжения в нарушение закона занимается администрация. Таких большинство в крае. Много населенных пунктов, где никто не занимается вопросами снабжения водой. Люди используют воду из открытых источников, зимой делают проруби, бурят колодцы и скважины во дворах.
– Если учесть все население края, то получается, что половина обеспечена водой в соответствии с законодательством. Но следует учитывать, что в эти цифры входит население Читы, составляющее 35 процентов в показателе численности населения края. Большинство сельских поселений занимаются этой работой самостоятельно, – говорит Павел Иванович.
Более того, не во всех сельских поселениях имеются водозаборные скважины. В этих случаях вода доставляется только автомобильным транспортом, но в селах не всегда есть специализированные машины для подвоза воды. Строительство новых скважин требует непосильного для ОМСУ финансирования.
Руководители муниципалитетов надеялись на специалистов Министерства природных ресурсов края, думали, что они подключатся и оперативно помогут решить проблему. К сожалению, за полтора года сменились три министра, и никто этим вопросом всерьез не занимался.
По решению правления исполнительная дирекция Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края» обратилась к депутатам Законодательного Собрания с просьбой выступить с законодательной инициативой, чтобы на федеральном уровне внести в статью 9 Федерального закона «О недрах» изменения. Цель – дать возможность главам городских и сельских поселений получать лицензии на пользование недрами и осуществление добычи подземных вод.
К сожалению, сегодня в сельской местности иных субъектов, которые могли бы обеспечить население водой, нет. Вряд ли какой индивидуальный предприниматель возьмет на себя такую обязанность. Расходов много, а доход при существующих расценках на воду мизерный. Даже сегодня, при минимальной стоимости, которую установила РСТ, приличная часть населения берет воду не на водокачке, а из открытых источников, потому что неплатежеспособна.
Участники заседания поинтересовались, почему же депутаты медлят, почему вопрос до сих пор не решен? Согласно статье 17.1 Федерального закона «О недрах» при реорганизации юрлица – пользователя недр лицензия подлежит переоформлению. «Сегодня на самом высоком уровне обсуждается вопрос о создании в крае муниципальных округов. Скорее всего, статус части отдаленных поселений изменится, так что спешить и получать лицензии сегодня им смысла нет», – пояснил Павел Коваленко.
Андрей Антошкин, член правления, глава Оловяннинского района, заметил:
– Обеспечение населения водой в селе – это больше социальная функция, она не может быть коммерческой.
В свою очередь природоохранный прокурор Елена Александрова поинтересовалась: «Из каких средств муниципальными образованиями осуществляется обслуживание скважин?» Сама же ответила: «Из бюджетных. Лицензии имеют в том числе и сельские поселения, но по закону у сельских поселений с 2015 года нет полномочий осуществлять водоснабжение. Они им переданы районами. Так на каком основании осуществляется содержание скважин?»
Ответила глава Дровяной Елена Золотуева:
– У нас на балансе 11 водокачек. АО «ЗабТЭК» взял на обслуживание только одну, остальные содержатся за счет бюджета поселения. В связи с тем, что подняли МРОТ, средств на обслуживание водокачек нет совсем.
Андрей Антошкин поддерживает коллегу:
– У нас по Оловяннинскому району скопилась стопка решений судов по искам прокуратуры. Во всех – требования привести в соответствие оборудование, проводку, ограждение скважины, обеспечить охрану. Хотя ни в полномочиях глав, ни в законе это не предусмотрено.
Подводя итоги, Валерий Буянов, исполнительный директор АСМО, отметил:
– У нас в повестке этот вопрос обозначен как узкий «О лицензировании…», на самом деле вопрос водоснабжения края – это огромная социальная проблема. Мы хотим, чтобы Правительство края решило не просто вопрос получения лицензий на осуществление добычи подземных вод муниципалитетами, а в целом проблему обеспечения населения водой. На мой взгляд, органы государственной власти, конечно, вместе с муниципалитетами, должны принять меры по исправлению сложившейся ситуации. Понятно, что процесс это долгий, финансовоемкий, но когда-то нужно начинать его решать.