Жить по казачьим канонам

Забайкальские казаки всегда были оплотом российской государственности на самых дальних рубежах нашей Родины. Они сыграли ключевую роль в освоении новых земель для Государства Российского. Эти люди всегда были примером мужества и чести.

О положении дел в забайкальском казачестве рассказывает исполняющий обязанности атамана Забайкальского казачьего войска полковник Сергей Юрьев.

– Сергей Владимирович, что представляет собой процесс избрания атамана казачьего войска?

– Процесс избрания представляет собой выборную систему с дальнейшим утверждением указом Президента Российской Федерации. Вообще, процедура выбора на эту должность достаточно сложная. Сначала выдвижение кандидатур в атаманы происходит на Совете Атаманов Забайкальского войскового казачьего общества, затем соответствующие документы для согласования избранных кандидатур отсылаются в Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, ФАДН России и полномочному представителю Президента в Дальневосточном федеральном круге. Кроме того, обязательным моментом является получение благословения митрополита Кирилла, руководителя Синодального комитета, который курирует российское казачество с точки зрения духовной составляющей. Основой же является выбор самих казаков и их решение на выборном круге.

– Можете описать краткую историю и структуру Забайкальского казачьего войска? На чем оно базируется?

– Если говорить об истоках, то казачество в нашем крае связано не только с формированием Забайкальского казачьего войска, но со становлением нашего государства в целом. Именно благодаря походам казаков земля российская достигла таких масштабов и государственности.

В сентябре 1847 года генерал-губернатором Восточной Сибири был назначен генерал-майор Николай Николаевич Муравьев, а в декабре 1849 года на рассмотрение в Петербург был представлен проект создания Забайкальского казачьего войска. Указом от 17 марта 1851 года император Николай I образовал Забайкальское казачье войско (ЗКВ) в составе: 1-го, 2-го, 3-го русских полков, 4-го тунгусского полка и 5-го и 6-го бурятских полков. Войско управлялось и служило на основаниях, изложенных в особом Положении. Главной квартирой Забайкальского казачьего войска был назначен город Чита. Именно с этого времени и отмечается войсковой праздник – день Преподобного Алексия, человека Божия.

На сегодняшний день наше войско расположено на территории двух субъектов Российской Федерации – это Республика Бурятия и Забайкальский край. На территории Республики Бурятии расположено окружное казачье общество «Верхнеудинское», а в нашем регионе – два отдельских казачьих общества. Это 3-й Читинский отдел, который образован в тех районах, которые внешне не граничат с другими государствами, и 4-й Пограничный отдел, охватывающий все муниципальные районы, которые идут вдоль границы Российской Федерации с Китаем и Монголией. Общая численность казаков нашего войска составляет более двух тысяч человек, не считая членов их семей. Безусловно, численность войска не является постоянной в силу ряда причин. Это и достижение казаком определенного возраста, после которого он уже не может нести государственную службу, и другие факторы. К слову, в Забайкальском казачьем войске не утвержден максимальный возраст для службы, поэтому наши казаки могут нести на себе этот нелегкий груз ответственности до того момента, пока чувствуют свои силы.

Известно, что российское казачество всегда основывалось на духовности. Как у нас говорится: «Казак без веры – не казак». Естественно, наше общество активно взаимодействует с забайкальским духовенством, в частности с владыкой Димитрием. Кроме того, у нас есть войсковой священник, который окормляет наше войско. Все крупные мероприятия, нами проводимые, подразумевают его участие. Необходимо отметить, что в войске есть и казаки-буддисты. Это исторически сложившийся фактор, который отличает нас от других войсковых казачьих обществ.

– Какие направления работы являются основными для казаков Забайкальского казачьего войска?

– Это в первую очередь обязанности по обеспечению общественного порядка, по охране государственной границы, памятников, объектов культурного наследия, лесного фонда. Ввиду отсутствия финансирования трудности возникают с привлечением казаков к службе на возмездной основе. За счет выделенных субсидий мы охраняли общественный порядок на территории Читы и поселка Агинское. К слову, в Агинском широко распространена практика привлечения казаков, наряду с работниками полиции, к охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий.

Важнейшим направлением нашей работы на сегодняшний день является военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Причем эта деятельность включает в себя работу не только с казачьей молодежью, мы взаимодействуем и с остальными детьми. Представители казачества четко понимают, что отсутствие достойных наследников в лице молодежи может привести к довольно печальным последствиям, вплоть до полного исчезновения государства. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день школьный образовательный процесс не совсем полноценен с точки зрения идейности. Если наше поколение воспитывалось на принципах уважения к своему государству и традициям, то сейчас дела обстоят немного по-другому. Можно по-разному оценивать значение пионерии, комсомола, коммунистической партии, но факт остается фактом – это все способствовало формированию четких идейных позиций у молодежи. Поэтому очевидно, что ситуацию необходимо коренным образом менять. Мы еще с девяностых годов начали работу в этом направлении.

На сегодня в крае функционируют две кадетские школы. Это школа в селе Мирсаново Шилкинского района, которая процветает благодаря мощной поддержке со стороны главы поселения Светланы Федоровны Абрамовой, а также стараниями директора учреждения Сергея Викторовича Сомова и всех ее преподавателей. Большую поддержку школе оказывает настоятель Петропавловского храма г. Шилки протоирей Александр Тылькевич. В коллективе очень чтутся казачьи традиции – там не только ученики, но и сами преподаватели ходят в казачьей форме. При учебном заведении есть своя конюшня, дети занимаются верховой ездой, имеют отличную физическую форму. Этим летом благодаря поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики края на базе детского оздоровительного лагеря «Чайка» состоялось спортивное мероприятие, ставшее отборочным к Спартакиаде казачьей молодежи. Так вот, мирсановцы заняли на соревнованиях второе место, уступив команде из Дульдурги лишь по количеству занятых первых мест. Ребята подготовленные – и физически, и духовно. Я сам в этом году присутствовал в этой школе на торжественной линейке в честь Дня знаний. Очень радует, что есть такие школы. Конечно, существует немало проблем, в частности и пресловутая с финансированием. Требует ремонта школьное общежитие, в котором проживают около тридцати детей. В силу этого условия не позволяют принять всех желающих. На сегодняшний день в школе существует конкурс на прием учеников. Берут самых достойных претендентов.

Вторая казачья школа расположена в селе Знаменка Нерчинского района. На мой взгляд, там все организованно не с таким размахом, как в Мирсаново, хотя географическое положение Нерчинска (я имею в виду расположение вблизи федеральной трассы) вполне способствует тому, чтобы благодаря казачьей школе развивать на этой территории туризм. Представители Китая и Монголии с большим интересом относятся к этому направлению.

– Можете назвать моменты, мешающие развитию вашего общества на сегодняшний день?

– Планов и задумок много, но для этого нам необходима поддержка. Наверное, не сложились еще те условия, при которых Забайкальское казачье войско может полноценно функционировать на благо нашего края. Так, на стадии решения находится вопрос с оформлением земельного участка в районе Биофабрики под строительство казачьего поселка, в котором бы располагались объекты для военно-патриотической подготовки казачьей молодежи.

На этой территории раньше располагались силовые структуры, поэтому она находилась в собственности федеральных органов. Сейчас идет процесс ее переоформления в краевую собственность. Мы очень рассчитываем на содействие в этом вопросе со стороны нашего губернатора Александра Михайловича Осипова. Если это произойдет, компактный казачий поселок по принципу русской избы со своей часовней и другими необходимыми объектами вполне бы мог стать как местом для посещения туристов, так и комфортным летним лагерем для проведения различных детских спортивных соревнований.

Еще одна проблема состоит в следующем. Мы уже в течение двух лет пытаемся создать Государственное казенное предприятие «Казачий дом», которое стало бы промежуточным звеном взаимодействия между нашим обществом и администрацией Забайкальского края, а также различными министерствами и ведомствами. Если бы нам создали финансовые условия для создания штата Забайкальского казачьего войска на бюджетном финансировании, то специально подготовленные и грамотные казаки смогли бы заниматься там разработкой нормативно-правовых документов, подготовкой грантовых материалов. Казачий поселок смог бы решить проблему отсутствия компактности проживания казаков и активизировать из взаимодействие на благо Забайкалья. У нас есть казаки, которые находятся на руководящих должностях в городской и краевой администрациях. Это подъесаул Александр Михайлович Сапожников, исполняющий обязанности руководителя администрации города Читы, Александр Иванович Глущенко – заместитель главы городского округа «Город Чита» по социальным вопросам, который ассоциирует себя с потомками донских казаков, Сергей Иванович Караев, руководитель боевого братства, некоторые атаманы возглавляют сельские поселения.

Существует мнение, что наше войско имеет колоссальную финансовую поддержку. Это далеко не так. В год мы получаем из бюджета не более 350 тысяч рублей, а этого хватает лишь на то, чтобы подготовить и отправить нашу команду в Анапу для участия в Спартакиаде казачьей молодежи.

Во многих регионах дела с этим обстоят иначе. Так, мы присутствовали на заседании комиссии по делам казачества в ДФО. Так вот, годовой бюджет Приморского края на поддержку казачества составляет 17 миллионов. На мой взгляд, в Забайкалье, где четверть населения приравнивает себя к потомках забайкальских казаков, казачество может и должно развиваться. Как бы не хотелось говорить о деньгах, но тот факт, что люди не всегда охотно идут работать на безвозмездной основе, не скроешь. И даже нам, казакам, борющимся за сохранение духовного наследия России, это делать сложно. По факту же мы проводим мероприятия с целью выполнения стратегии развития российского казачества, однако без вливания денежных средств делать это очень трудно. Именно поэтому мы очень надеемся на помощь краевого Правительства. Наверняка я выражу мнение большинства забайкальцев, когда замечу, что благодаря Александру Осипову и его команде сегодня в крае происходят масштабные позитивные изменения во многих областях. Строятся дороги, ремонтируются школы и другие объекты социальной структуры, осуществляется масштабная поддержка творческих коллективов края. Все это воодушевляет, и хочется надеяться, что новый губернатор со своей командой наконец-то сорвут с Забайкалья ярлык неблагополучного и ущербного региона.

– Реализуете себя в творческом направлении?

– Мы стараемся взаимодействовать с различными коллективами и организациями для проведения культурных мероприятий. У нас есть свои творческие коллективы. Мы не будем говорить про легендарные «Забайкальские казаки» и «Читинскую слободу», которые ассоциируют себя именно с казачеством и представляют на различных, в том числе и международных, конкурсах не только Забайкальский край, но и всю Россию. Мы, конечно же, с ними тесно взаимодействуем. Кроме того, у нас есть свои творческие коллективы в первичных казачьих организациях.

Так, 31 августа под эгидой Читинской епархии в сквере у Казанского собора мы проводили массовое мероприятие с привлечением творческих коллективов, приуроченное Дню старшинства войска. С 16 по 20 сентября мы участвовали в конном крестном ходе вокруг Читы, также под эгидой владыки Димитрия.

Планируем в 2020 году принять участие в параде Победы, посвященном ее 75-летию. Если все получится так, как мы задумали, будет создана конная группа. Это станет возможным благодаря помощи со стороны организаций, тесно с нами сотрудничающих и имеющих лошадей.

– Настоящий казак – кто он?

– К сожалению, время от времени возникают оппоненты, которые создают на территории края различного рода казачьи организации, но нигде не участвуют. Нередко они выдвигают требования, касающиеся предоставления им исторических земель. Однако нужно понимать, что они имеют отношение лишь к забайкальскому казачеству, но не к Забайкальскому казачьему войску. Наша позиция заключается в том, что необходимо в тесном сотрудничестве решать вопросы, которые направлены на развитие нашего края. Например, создавать крупные казачьи фермерские хозяйства, которых, к сожалению, у нас на сегодняшний день нет. Случается так, что мы помогаем создать такое хозяйство, а человек через какое-то время теряет всякий интерес к казачеству и перестает ассоциировать его с Забайкальским казачьим войском. Эту тенденцию нужно переламывать.

Несмотря на возникающие время от времени препятствия, мы все-таки с оптимизмом смотрим в будущее. При участии одиннадцати реестровых казачьих обществ создано Всероссийское казачье общество. В данный момент решается вопрос о назначении верховного атамана, при котором будет создана штатная структура правления. В нее войдут опытные казаки, которые будут заниматься взаимодействием всех казачьих обществ. На мой взгляд, пора заканчивать деление казаков на реестровых и нереестровых. Такого понятия не существует. Есть казачье общество, которое вошло в реестр. А казак – это человек, принявший на себя обязательства по несению государственной службы. А служить он может в любой системе – МО, МЧС, МВД и т. д. Настоящий казак всегда готов служить своему Отечеству и в любой момент пойти на защиту Родины и семьи. Готов пожертвовать собой.

К сожалению, у некоторых граждан сложился стереотип, что казак – это человек, который занимается лишь песнями и плясками и под хмельком разгуливает по улицам с нагайкой. Встречный вопрос: «Вы за последние лет пять встречали где-нибудь праздно шатающихся казаков?» Дело в том, что к человеку в форме всегда предъявляются повышенные требования. Он заметен больше, чем простой гражданский.

Я прибыл на службу в Забайкалье молодым лейтенантом, выпускником высшего военного училища связи вместе со своей супругой. С 1985 по 2009 годы в Забайкальском, а затем в Сибирском военном округе я прошел путь от лейтенанта до полковника. Забайкалье стало мне родным домом. Я люблю повторять, что таких взаимоотношений между людьми, как здесь, нет нигде. Причем это не только мое мнение, это подмечают все мои бывшие сослуживцы. Забайкальцы – очень радушные люди, для них характерна взаимопомощь. На западе люди живут более обособленно, их интересы чаще направлены на добывание денег и карьерный рост, они не замечают людей, которые их окружают. А ведь взаимопомощь – это очень важно. В том числе и с этой целью создаются различные общества – помогать друг другу. Что касается нашего общества, то я абсолютно уверен в том, что потомственный казак и человек, принявший решение стать казаком, и жить должны по казачьим канонам. Все вопросы обязаны решаться внутри казачьего войска. Если же казак свои личные амбиции поставил выше общества и не подчинился большинству, ему следует уйти из войска. Каждый из нас должен быть уверен, что стоящий с тобой рядом казак никогда не предаст и не опозорит забайкальское казачество. По-другому никак.

Екатерина СКОРОХОД
Фото автора и из архива ЗВКО

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.