Забайкалье – форпост России на восточных рубежах
История Забайкальского казачьего войска (далее ЗКВ) насчитывает не одно столетие и началась задолго до официального его создания в 1851 году.
Последние исследования забайкальских краеведов подтверждают, что забайкальское казачество свои истоки ведёт от казачьих дружин Ермака Тимофеевича и последующих казачьих атаманов. Старшинство Забайкальского казачьего войска установлено в 1655 году. Именно тогда впервые отряду казаков была поставлена задача нести государеву службу в новой Даурской земле. Был определен их штат, выделено продовольствие, деньги, порох, свинец, оружие, и они начали нести «государеву службу». 2 сентября 2024 года старшинству ЗКВ исполнилось 369 лет.
27 августа по старому календарю (9 сентября по новому) 1689 года был подписан Нерчинский трактат между Россией и Китаем – первый договор об установлении границы. Эту дату можно считать началом официальной охраны границы казаками. 9 сентября этого года исполнилось 335 лет с того момента, как казаки начали охранять официально признанную границу. То есть казачество неразрывно связано с государственной службой по выполнению задач, которые жизненно необходимы для существования и развития страны.
Без служения государству и поддержки государства казачество, как особая, наиболее активная часть русского народа со своей давней героической историей и особым укладом жизни, нежизнеспособно. Годы расказачивания, репрессий, голода, гонений, вынужденной эмиграции, стирания из памяти народной самого понятия «казачество» – все это в конечном итоге привело к уменьшению численности и политической деградации большей части казаков и их потомков. Несмотря на это, в начале 90-х годов прошлого века масштабные геополитические изменения, происходившие в России, привели к массовому осознанию людьми своей истории и поиску своих корней среди казачества. За этим последовало его возрождение.
С 1991 года начался процесс такого возрождения и в Забайкалье. Стали создаваться станицы и хутора в рамках общественной организации. Казаки с надеждой на возрождение стали массово записываться в ЗКВ. Началась работа по несению ряда видов государственной службы, наметились серьезные сдвиги по военно-патриотическому и культурному воспитанию молодежи.
Практически вся работа казачьих обществ и его членов строилась на безвозмездной основе и энтузиазме. Конечно, прошедшие годы расказачивания не прошли даром, встречались примеры недостойного поведения казаков, дискредитировавшего казачество, неопрятный внешний вид. Мы это не отрицаем и признаем.
Однако с момента наивысшего подъёма энтузиазма среди потомков казаков 30 лет назад, когда еще были живы их деды и прадеды – носители истинной культуры и традиций, забайкальское казачество постепенно пришло в упадок и на сегодняшний день занимает одно из последних мест среди войсковых казачьих обществ России.
На то есть как объективные, так и субъективные причины, а именно: социально-экономические процессы, ликвидация многих аграрных и промышленных предприятий, упадок села, снижение уровня жизни населения и отток его в другие регионы страны, несовершенство законодательной базы в отношении казачества, недостаточная финансовая поддержка со стороны государства казачьих обществ и их деятельности по несению государственной службы, не скоординированная государством кадровая политика, бесконечные скандалы и ругань среди войскового казачьего старшинства и атаманов, отсутствие грамотной молодежной и образовательной политики, создание в средствах массовой информации негативного образа казака с последующим закреплением понятия «ряженый» не только в народе, но и среди недалеких представителей власти. Всё вышеперечисленное в совокупности привело движение к упадку, усталости и неверию в возрождение среди простых казаков.
Однако социальная, культурная и людская база в Забайкальском крае для существования и развития казачества, повышения его самосознания остается по-прежнему. Исследования ученых-этнографов и статистические данные показывают, что в Забайкальском крае проживает 88% русских, 7% бурят. Остальные 5% – это 0,12% эвенков, представителей других малочисленных народов, а также народы из республик, некогда входивших в СССР.
Из 88% процентов русских 70% – это прямые потомки казаков, родившиеся в крае и носящие казачьи фамилии. Среди бурят края также есть потомки бурятских и тунгусских казаков, состоявших в ЗКВ.
Отсутствие казачьего компонента в молодежной и образовательной политике в Забайкальском крае сыграло свою отрицательную роль. Из призываемой молодёжи для службы в Российскую армию мало кто знает историю своего края, историю своего села, историю своей семьи. На вопросы, задаваемые призывникам о том, кто знает родословную своей семьи, никто не может что-то сказать о своих прадедушках и прабабушках, не говоря уже о четвёртом и пятом поколениях своих предков. А ведь четвёртое и пятое поколение предков составляли костяк Забайкальского казачьего войска. Это их героические подвиги при защите Российского государства покрыли ЗКВ неувядаемой славой.
Единицы призывников отвечают на вопросы об истории ЗКВ. Что было такое ЗКВ, что слышали о том, что предки были казаками, и всё. Единицы признают, что они казачьего рода. Это говорит о том, что исчезает костяк боевого русского народа. И скоро исчезнет, если не будут приняты действенные меры в восстановлении справедливости в отношении истории нашего родного края. Современную историю Забайкальского края в его нынешнем состоянии сделали казаки, которые 370 лет назад пришли в этот край, освоили эти земли, установили государственную границу, встали на её охрану и защитили её от всех, кто пытался как-то её нарушить.
Забайкалье было и остается форпостом России на её восточных рубежах, одним из столпов, на который опирается российская государственность. Мы должны это помнить и гордиться. Забайкальское казачье войско, Забайкальский военный округ... Первое русское серебро Нерчинских заводов во времена Петра Великого шло на строительство русского флота и Санкт-Петербурга, золотом Балея в годы Великой Отечественной расплачивались за поставки ленд-лиза. Забайкальские казаки, потомки завоевателей Сибири, породнившись с коренными народами Даурии, с оружием в руках отстаивали интересы России, в Албазинском остроге отбивали полчища маньчжуров, участвовали в Крымской войне в завоевании Кавказа, били английский десант в проливе Де-Кастри, осваивали Приморье, строили и охраняли КВЖД, участвовали в русско-японской войне, в боях на озере Халхин-Гол, в Великой Отечественной войне, громили Японию в 1945 году, участвовали в других военных конфликтах. И сегодня принимают активное участие в специальной военной операции.
Поэтому предлагаем региональной и муниципальной власти совместно с руководством ЗКВ:
продумать систему исторического образования так, чтобы показать, что история Забайкальского края была связана с историей ЗКВ и у истоков формирования Забайкальского края стояли казаки ЗКВ;
придать государственное значение изучению исторической основы семейной родословной и семейных отношений в коренной забайкальской семье, что заложит крепкий фундамент в общий фон непрерывного казачьего образования.
Информационно-
аналитический центр ЗКВ,
Атаман Забайкальского казачьего войска
Сергей БОБРОВ