Государственному казённому учреждению «Забайкальский краевой центр «Казаки Забайкалья» быть?

28 ноября мы встретились с атаманом Забайкальского войскового казачьего общества Сергеем Бобровым и с замначальника отдела национальной политики и по делам казачества управления внутренней политики Министерства развития гражданского общества, муниципальных образований и молодёжной политики Забайкальского края Николаем Акишиным. Они рассказали о своём отношении к новому атаману Всероссийского казачьего общества и о возможности создания госучреждения для забайкальского казачества.

– С чем связано особое внимание президента Путина к теме казачества?

Николай Акишин: В своих интервью Путин неоднократно определял казачество как надёжную историческую опору, как силу, способную дать новый импульс для развития патриотизма у молодёжи. 

По словам президента, казаки исторически охраняли государственные границы от захватчиков. У них имеется собственная, очень эффективная система воспитания. В казачьих семьях вырастали истинные русские воины.

– Совсем недавно Путин назначил Виталия Кузнецова новым атаманом Всероссийского казачьего общества. Ранее этот пост занимал Николай Долуда. Как вы на это отреагировали в целом и к каким изменениям это может привести?

Николай Акишин: Вступление атамана Терского казачьего войска Виталия Кузнецова в должность атамана ВсКО как-то кардинально не изменит политику, проводимую в отношении казачества. Кузнецов в одной команде с президентом и бывшим атаманом ВсКО Николаем Долудой, поэтому работа продолжится в прежнем векторе.

Сергей Бобров: Я согласен с Николаем. Но если смотреть на это с философской точки зрения, Долуда ведь уже в преклонном возрасте. У него большой опыт, и перед ним сейчас стоит важная задача – законотворчество в интересах казачества. И он это будет прорабатывать. Он как танк может пойти. А должность атамана ВсКО передана более молодому и перспективному человеку. Тем более, Виталий Кузнецов является ветераном боевых действий. 

– Кстати, Кузнецов сообщил, что его главная цель – сплочение казачества. А сейчас оно разобщено?

С.Б.: Всё казачество – единое целое. И реестровое, и общественное, и остальное. Но законодательно оно разобщено. У нас казачество не выполняет задач государственной службы. Вот как на Дону и на Кубани? Там заключается договор, выплачиваются деньги, и работа идёт. А в нашем регионе договоры заключаются, а денежки не выделяются. Средства должны выделяться из федерального и регионального бюджета. Частично, может быть, из муниципального. Это прописано в законе.

Н.А.: У нас же ещё есть объединения казаков, которые официально не зарегистрированы. Они относят себя к казакам, но входить в оформленную с юридической точки зрения организацию не хотят. Они выполняют свою работу на благо казачества, но вхождения в структуру казачьих обществ у них нет. Возможно, Виталий Кузнецов и ставит задачу заинтересовать казачьи объединения, которые не входят в войско и не имеют статуса некоммерческой организации. Но это очень сложная задача, её реализация пока не вполне понятна. 

– Вы сказали, казаки не хотят регистрации. Почему?

Н.А.: Потому что там есть определённые требования к осуществлению деятельности. Например, подчинение вышестоящему атаману. Плюс организационная структура, отчётность. Не все хотят заниматься этой бумажной работой.

С.Б.: Мы сейчас государственное учреждение планируем создавать. Губернатор дал команду. Комиссия заседала три недели назад…

– Поговорим подробнее о результатах заседания этой комиссии.

С.Б.: У меня вот целая папка документов на государственное учреждение лежит. Всё юридически отработано, только решение принять осталось. Губернатор поставил задачу отработать документы. Казаки ждут. И система у нас заработает моментально.

– Как будет называться это госучреждение?

С.Б.: Забайкальский краевой центр «Казаки Забайкалья».

Н.А.: Я дополню. Губернатор не принял решение о создании, а поручил оценить возможность создания такого учреждения. И в настоящее время Забайкальское войсковое казачье общество и мы, Министерство развития гражданского общества, муниципальных образований и молодёжной политики Забайкальского края, работаем над этой задачей. Собираем материалы, чтобы убедить комиссию в целесообразности создания учреждения. Мы должны выяснить, где найти деньги на содержание учреждения. Мы ждём очередного заседания комиссии, на котором представим доработанные 
документы. 

С.Б.: Я так понимаю, что губернатор не ждёт. Он знает, что госучреждение нужно. Он знает опыт Кубани, Сибирского казачьего войска, многих других. Везде есть госучреждения, везде платят деньги. Без госучреждения остались только Забайкальское и Уссурийское казачьи общества.

– А почему до сих пор не создали этого госучреждения? В чём причина? Может, в малочисленности Забайкальского казачьего общества?

С.Б.: Какая малочисленность?! У нас более 75% населения – потомки казаков!

– Тогда в чём причина?

С.Б.: В чём причина? Нет политической воли. У нас в системе управления казачеством один Бобров, понимаете, да? Но Боброва намного не хватит.

– Выходит, у предыдущих губернаторов не доставало политической воли?

С.Б.: Да! В конце 2012 года мы решили с Ильковским, что госучреждение будет. Я начал готовить документы. Но потом меня «ушли», и Ильковский ушёл. Поэтому оно так и не было создано.

– Когда гипотетически Забайкальский краевой центр «Казаки Забайкалья» может начать свою работу?

С.Б.: С 1 января 2024 года, и не позже! Иначе казачество Забайкалья помрёт!

– Вы действительно считаете такие сроки реальными?

Н.А.: Мы надеемся, что в этом году пройдёт комиссия, которая примет решение. И уже с учётом этого решения начнём отрабатывать возможность создания учреждения в следующем году. Вопрос в том, насколько затратным будет содержание учреждения и насколько эффективным будет его деятельность. Если нам удастся убедить комиссию, то, думаю, следующий год – реальный срок, когда учреждение заработает.

С.Б.: С 1 января! Я ставлю задачу себе как атаману. И просьба губернатору – с 1 января! Не такие уж там и большие деньги.

– А какие там деньги?

С.Б.: 10 млн с чем-то.

Н.А.: Ну, это минимальные затраты, без учёта сопутствующих расходов, в том числе на содержание помещения. С помещением ещё нет определённости.

– Госучреждение поможет объединить казаков Забайкалья?

С.Б.: Конечно. Задачи у каждого будут стоять по направлениям. Всё заработает, как часовой механизм. Я чувствую, что он скоро затикает со всех сторон!

– У вас прямо-таки художественный взгляд на эту тему…

С.Б.: Если руководитель не будет иметь художественного вымысла, у него ничего никогда не получится!

Н.А. Цель создания государственного учреждения состоит в том, чтобы организовать взаимодействие между разными уровнями власти. Это поможет более эффективной реализации мероприятий. У нас ведь всё ложится на плечи атамана, на плечи казаков, которые живут идеей казачества. Но без госучреждения эффективность невелика. 

С.Б.: Сейчас у нас вышел уже 8 том «Георгиевских кавалеров Забайкальского казачьего войска». Все эти книги мы подготавливали самостоятельно, никто ни разу не дал на это деньги. Это история Забайкалья в лицах!

А для того, чтобы люди понимали, что такое казачество, нужно эти тома раздать в каждую сельскую и школьную библиотеку, в библиотеки воинских частей. И положить на стол каждому министру!

– А как вы видите дальнейшую популяризацию казачества?

Н.А.: Поддержка казачества, конечно, не заключается только в выпуске книг. У нас поддержка идёт в рамках подпрограммы «Государственная поддержка развития казачества на территории Забайкальского края»…

С.Б.: 270 тысяч всего там! Это что, нормальная программа что ли?

Н.А.: При вёрстке бюджета закладывается определённая сумма. Но в этом году мы уже 1,5 млн потратили только в рамках этой подпрограммы. На эти деньги мы реализовали в текущем году два мероприятия: войсковые этапы Всероссийской спартакиады, и войсковой этап Всероссийского слета казачьей молодежи «Готов к труду и обороне». После проведения войсковых этапов команды ребят-победителей мы отправили на всероссийские этапы соревнований. Я считаю, что развитие казачества нужно начинать с молодёжи. 

– Есть ли в планах реализация мультимедийного пространства на базе будущего госучреждения? Например, видеоконтент, посвящённый казакам.

Н.А.: Это хорошая идея. Но пока у нас в разработке «Казачья Азбука» – книга для дошкольного возраста.

С.Б.: Изучение алфавита, совмещённое с изучением истории казачества. 

У нас идей много, и у нас есть специалисты. У нас денег нет! Людям нужно платить деньги, тогда они будут пропагандировать сами, продвигать дело вперёд.

– Что ещё вы хотели бы сообщить нашим читателям?

С.Б.: Ещё мы сейчас совместно с ЗабГУ учреждаем казачью молодёжную организацию. На ней будут зацикливаться хуторские, станичные молодёжные организации. Не хватает идеологической составляющей.

Вот у нас были же в советское время пионеры, октябрята – это движения с чёткой идеологией. 

– Но ведь это была совершенно другая страна, с иной культурой, экономикой и политикой.

С.Б.: Та же самая страна, тот же самый народ. Руководители другие стали! Идеологическая составляющая была, мы её помним, знаем, и к ней нужно стремиться. 

Из всех исторически развивающихся направлений казачество – одно из основных, серьёзных, традиционных. Русская армия в основном состояла из казаков. 

Н.А.: Хочу ещё подробнее рассказать о Всероссийском семинаре-совещании «Российское казачество», которое прошло 17 ноября в Москве.

Мероприятие ежегодно проводится Федеральным агентством по делам национальностей совместно с Советом при президенте Российской Федерации по делам казачества и Всероссийским казачьим обществом. 

В работе семинара-совещания приняли участие руководители региональных рабочих групп по делам казачества, представители федеральных и региональных органов власти, экспертных и научных сообществ, атаманы войсковых казачьих обществ и лидеры казачьих молодёжных организаций.

Основной темой пленарного заседания стал вопрос взаимодействия исполнительных органов субъектов Российской Федерации с российским казачеством в условиях специальной военной операции.

Сейчас более 25 тысяч казаков в составе 18 казачьих добровольческих отрядов принимают участие в специальной военной операции. Этот факт и повлиял на необходимость пересмотра действующей нормативной базы в отношении российского казачества.

По словам руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова, рабочей группой, созданной при постоянной комиссии Совета при президенте Российской Федерации по делам казачества, проводится работа по унификации подходов к реализации государственной политики в отношении российского казачества. С этой целью формируются рекомендации по усовершенствованию регионального законодательства. Рабочей группой уже подготовлено 15 типовых документов как для казаков, так и для органов государственной власти.

Также в рамках программы III Всероссийского семинара-совещания «Российское казачество» работали тематические секции, где участники обсудили актуальные задачи государственной политики России?скои? Федерации в отношении россии?ского казачества и реализацию Стратегии государственнои? политики России?скои? Федерации в отношении россии?ского казачества на 2021 – 2030 годы в части развития системы непрерывного образования казачества.

Беседовал Валентин ОЛЕЙНИКОВ

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.