Атаман ЗВКО: на патриотизм денег жалеть нельзя!
Развитие молодёжного казачества в Забайкальском крае – одно из важнейших направлений на сегодняшний день. Об этом, а также школьном образовании, патриотизме, героях страны 2 сентября мы поговорили с атаманом Забайкальского войскового казачьего общества (ЗВКО) казачьим генералом Сергеем Бобровым.
О годовщинах
Прежде чем приступить к беседе о молодёжном казачестве, Сергей Григорьевич напомнил, что у казаков 2 сентября два войсковых праздника, и кратко рассказал об их истории, поздравив после всех сопричастных к этим знаменательным датам.
20 августа (по старому стилю) 1727 года на реке Буре был подписан трактат, названный Буринским и ставший составной частью Кяхтинского договора об установлении границы в Забайкалье между Россией и Китаем. Следовательно, 2 сентября (по новому стилю) 2022 года отмечается 195 лет со дня подписания Буринского трактата Кяхтинского договора.
Царской грамотой Алексея Михайловича 20 августа (по старом стилю) 1655 года введено распоряжение «Афанасию Пашкову с сыном Еремеем быть на Государевой службе в новой даурской земле». Забайкальское казачье войско (ЗКВ) на основании этой грамоты ведёт отсчёт своего старшинства. Следовательно, 2 сентября (по новому стилю) 2022 года отмечается 367 лет старшинству ЗКВ.
«Всех казаков Забайкальского казачьего войска и всех казаков России я поздравляю с нашим праздником, с 367-й годовщиной старшинства ЗКВ. Дай Бог нашему современному казачеству духовно вырасти, обрести понимание того, чем является государство Российское, казачество и его традиции, и идти дальше в патриотическом воспитании самих себя, своих детей, внуков и правнуков и подавать пример», – сказал атаман ЗВКО казачий генерал Сергей Бобров.
О молодёжном казачестве
– Что на текущий момент представляет из себя система молодёжного казачества в Забайкалье? Насколько она работоспособна?
– На текущий момент молодёжное казачество – это разрозненные элементы воспитательного процесса на уровне министерства образования, на уровне детского казачьего образования, казачьего кадетского образования, на уровне дополнительной подготовки.
У нас имеются казачьи классы, школы. Понимание всей системы у нас имеется, но на текущий момент стоит одна задача – всё это централизовать, собрать воедино и определить чёткое понимание казачьей системы образования в целом.
Я, например, систему для себя определяю так: казачья семья, детский сад с казачьей системой дополнительной подготовки детей, казачьи кадетские классы с образовательным казачьим компонентом в школах, казачьи кадетские школы и далее университет или техникум и, конечно, казачий кадетский корпус. Так действуют наши «большие» примеры: Кубанское, Донское и Тверское казачьи войска.
Самое главное, конечно, в понимании на уровне региона, на уровне министерства образования, на уровне внутренней политики региона всей системы казачьего образования и всей системы патриотического воспитания и образования в целом.
– Что вы имеете в виду?
– У нас в регионе есть закон «О патриотическом воспитании в Забайкальском крае». Вопрос в том, в каких школах, образовательных учреждениях, организациях, занимающихся воспитанием будущего поколения, трудовых коллективах имеются планы патриотического воспитания? Руководители почти не занимаются этими вопросами. Закон не зря принят? Его нужно исполнять.
На уровне государства у нас такого закона нет, но президент объявил патриотическое воспитание национальной идеей. Эта идея должна была вырасти в законодательное творчество, и в нашем регионе это случилось в 2017 году усилиями группы, которой руководил ваш покорный слуга, который сейчас даёт интервью.
Мы предложили законопроект губернатору Ждановой Наталье Николаевне. После она поручила министерству образования отработать этот вопрос, и в итоге закон был принят. Да, не в том виде, в котором мы его предложили на начальном этапе, но он есть, и его нужно выполнять!
Основа молодёжной политики – это патриотизм. Патриотизм личности, семьи, коллектива, школы и так далее. И всё это должно сводиться к защите своей семьи, малой родины и своего государства.
Народ нужно воспитывать с самого раннего возраста!
– И какие у Вас предложения?
– Например, в детском саду в рамках праздников, будь то День защитника Отечества или иной другой, в начале нужно включать песню «Вставай, страна огромная!», – это мощнейший стимул, вдохновляющий человека. И нужно каждый раз отмечать, что с этой песней мы выиграли войну.
Нужны не только песни, но и стихи. Например, стих о советском солдате, спасшем немецкую девочку, – его должны знать все наши ученики и рассказывать на экзамене в конце года.
Георгий Рублёв
ПАМЯТНИК
Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат
на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил,
как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть,
отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине,
под обстрелом
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье
белом
Осторожно вынес из огня.
И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят,
что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям
возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!
И в Берлине,
в праздничную дату,
Был воздвигнут,
чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит,
как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
А стихи Исаковского «Слово о России»? Всё это наша история - в стихотворной форме она лучше воспринимается.
Прошу министерство образования, министерство культуры прислушаться. Изучение этих произведений даст понимание всей сущности патриотизма, даст возможность нашему будущему поколению знать свои корни. Понимать и знать историю. Сейчас не знают ни Жукова, ни Конева, ни Рокоссовского, ни Василевского – никого. Из школьников единицы могут их назвать и ответить правильно на вопросы. Маршалы Победы должны быть на портретах во всех школах.
Всё это дело – задача министерства образования, казачества и всех патриотических сил России. Хочу добавить, что роль семьи в воспитании молодого человека тоже имеет большое значение.
– Как юные казаки взаимодействуют с самим Забайкальским казачьим войском?
– Наши казаки сами стараются быть руководителями казачьих классов, кадетских классов с казачьим компонентом и школ. Например, село Знаменка. Руководит местной школой Светлана Бронникова. Мы с ней активно взаимодействуем. С ней работает Торгинская станица. В школе проводятся летние казачьи сборы, занятия и многое другое. Настоящая русская казачка.
Мы планируем активно заниматься воспитательным процессом, но сейчас важно всё это централизовать. Нужно провести ревизию классов с казачьим компонентом, школ, а после открывать новые, поддерживать старые с учётом строгой систематизации.
А основная наша задача в этом плане – открытие казачьего кадетского корпуса в Чите. Это цель, заложенная в стратегию развития казачества страны. Мы её стараемся реализовать при поддержке губернатора, правительства Забайкальского края, руководства Всероссийского казачьего войска и самого государства российского.
Думаю, в перспективе мы этот вопрос решим.
– Как продвигается работа в этом направлении?
– Работа продвигается медленно. В плане стоит дата – 2023 год. Заработает корпус, думаю, в 2024 году. Возможно, произойдёт какое-то ускорение, если будут финансы.
Вообще, всё зависит от финансовой составляющей. Сам корпус, его содержание, преподавательский состав, воспитательный состав, содержание общежития, сопутствующие расходы – на всё это нужны средства.
– Какого результата вы хотите добиться после реализации названных целей и задач? К чему всё идёт?
– В составе Забайкальского войскового казачьего общества должна быть организована единая молодёжная казачья организация. Казаки молодые у нас есть и всегда были. В той же Знаменке было много выпусков с казачьим компонентом. Но дело в том, что после выпуска ребята уходят и в казаках не числятся, хотя обучались и жили по казачьим традициям. Здесь проблема учёта, которую нужно решить. Всё должно быть взято под контроль.
Помимо вышесказанного, наиболее значимая цель – вложить в головы будущего поколения основы наших традиций. Молодёжь должна понимать и знать, какие были у нас войны, какие герои, какие полководцы, знать, за счёт чего мы добивались побед.
На современном этапе нужно обязательно знать, что происходит в рамках специальной военной операции на территории Украины. Почему она началась, почему России нужно было снова бороться с фашистским злом, с фашистской недобитой сволочью, которая подняла голову на Украине, да и не только: прибалты сейчас сносят памятники, дорогие нашему народу, поставленные на его крови. Но Бог их всех накажет, каждый получит своё.
Вообще, современных героев много, только почему-то мало о них говорят. У нас в Забайкалье они, конечно, тоже есть. Герой России комбриг морской пехоты родом из Кыры Алексей Бернгард, Герой ДНР и РФ замком реактивного артиллерийского дивизиона Ольга Качура (Карабет), которая училась в детстве с 5-й по 8-й класс у нас тут, в Антипихе. Где о них плакаты? Баннеры? Таблички? Почему нельзя о них писать? И таких героев много, а забайкальский народ о них не знает. Надо об этом всём активно рассказывать. На патриотизм денег жалеть нельзя! Но делая баннер, нужно прекратить показывать там всякую рекламу.
У нас на всякую ерунду деньги выделяют, а на патриотизм нет. Вот читаем в предложении при принятии закона о патриотическом воспитании: «закон не требует финансовых вливаний».
Что это такое? Прошу правительство обратить на это внимание. Воспитание патриотизма – это основа воспитания человека. Всё это требует больших денежных вливаний.
– У нас в регионе есть уникальный объект – казачья крепость в Новоказачинске. Планируется ли расширение поддержки этого проекта?
– Мы говорим о развитии туристического кластера в Забайкалье и развитии казачьего кластера в этом направлении. Проект в Новоказачинске планируется расширять, поддерживать.
Наши китайские партнёры после открытия границ будут с удовольствием ездить и смотреть на казачью крепость. Они любители этого дела, хорошие туристы.
– Сергей Григорьевич, благодарю за беседу и поздравляю с праздниками вас и всех забайкальских казаков!
Наша справка: лагерь «Казачья крепость» построили летом 2016 года. Его основатели возводили поселение в соответствии с описанием бывшей казачьей Акшинской крепости, которая стояла у монгольской границы в XVIII веке. Для будущих атаманов здесь подготовили всю необходимую материально-техническую базу: форму, шашки, ружья, пики и даже пушки.
В сущности, эта крепость – реконструкция сооружений трёхсотлетней давности. Она оборудована штабом, вышкой, кухней, столовой с навесом, конюшней и баней. Есть здесь и войсковая часовня с колокольней – её установили в честь святого мученика Иоанна Воина. На звоннице юные казаки и казачки под руководством звонаря храма Успения Пресвятой Богородицы села Акша учатся работать с колоколами.
На базе крепости проходят занятия школы юных казачат «Будущие атаманы». Она действует уже восемь лет под руководством вахмистра станичного казачьего войска Игоря Судьина.
Целью создания школы было приобщение подрастающего поколения к богатой казачьей истории, многообразной культуре, обрядам и обычаям. Вдобавок к этому юные казачата изучают основы начальной военной подготовки и практикуются в традиционном хозяйствовании. У «Будущих атаманов» даже есть свои флаг, герб и гимн.
В программу подготовки входят различные дисциплины и мероприятия, среди которых история, культура и традиции Забайкальского казачьего войска, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, метанию ножей и гранат, прохождению полосы препятствий. Ребята занимаются улучшением общей физической подготовки, учатся верховой езде и даже играют в военную игру «Казачьи зарницы», – на ней реконструируются исторические события, произошедшие на границе в XVIII веке.
Руслан МАТВЕЕВ
Фото автора, пресс-службы правительства региона и из открытых источников