Финансовые права граждан защитит уполномоченный
С 3 сентября 2018 года в силу вступил закон об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг. Что этот закон дает гражданам нашей страны, с какими вопросами люди смогут обращаться к омбудсмену? На эти вопросы нам ответил управляющий Отделением по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Сергей КАЛУГИН.
– Сергей Павлович, гражданам пока не совсем понятно, кто такой финансовый уполномоченный и какими вопросами он будет заниматься? Расскажите, пожалуйста, когда стоит к нему обращаться?
– Финансовый уполномоченный – это независимое должностное лицо, защищающее интересы граждан в отношениях с финансовыми организациями. Обязанность исполнять решение финансового уполномоченного появится постепенно: с 1 июня 2019 года – для страховых организаций в части ОСАГО и других «моторных» видов страхования, с 28 ноября 2019 года – для страховых организаций в части остальных видов страхования, кроме ОМС, с 1 января 2020 года – для микрофинансовых организаций, с 1 января 2021 года – для банков, КПК, ломбардов, негосударственных пенсионных фондов.
Организации могут и не дожидаться сроков, установленных законом. Добровольно присоединиться к системе финансовых уполномоченных они могут с 3 декабря 2018 года.
– Как гражданам можно будет узнать, присоединилась организация или нет?
– Будет создан специальный реестр финансовых организаций, сотрудничающих с финансовым уполномоченным. Вести его будет Банк России. После наступления сроков по секторам закон запрещает финансовым организациям работу с физическими лицами, если организация отсутствует в этом реестре.
– Какие преимущества для граждан даёт новая система?
– Услуги финансового уполномоченного бесплатны. В том случае, если обращаться к омбудсмену будет профессиональный посредник, например юрист, для него эта услуга будет уже платной.
Законом установлены жесткие сроки на рассмотрение спора – 15 рабочих дней с момента передачи обращения уполномоченному. В отдельных случаях, когда требуется экспертиза, срок рассмотрения продлят на 10 дней. Важно, что решение финансового уполномоченного будет исполнено. В случае если финансовая организация добровольно не исполнила его, гражданину выдадут аналог исполнительного листа – удостоверение. Это полноценный исполнительный документ. Обращение финансовому уполномоченному можно подать в электронном виде на сайте, через портал «Госуслуги» и через МФЦ. Большинство сервисов будут доступны с 8.00 до 20.00, а некоторые – круглосуточно и без выходных. Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного должна оказать содействие заявителю в правильности оформления претензии. Такая доступность – также преимущество для человека.
– Расскажите более подробно о процедуре рассмотрения споров между гражданином и финансовой организацией.
– Она проста. Сначала гражданин должен обратиться в саму финансовую организацию и попытаться урегулировать спор. Ответ на обращение организация должна направить не позднее 15 рабочих дней для претензий, поданных в течение полугода с момента возникновения спора в электронном виде, и 30 рабочих дней для остальных случаев. В случае если ответ финансовой организации не удовлетворит, человек обращается к финансовому уполномоченному, который уведомляет об этом финансовую организацию и дает ей возможность еще раз договориться с заявителем. Если договориться не удалось, уполномоченный выносит решение. Если вместо гражданина обратился профессиональный посредник, то спор рассматривается в течение 30 рабочих дней. Основная форма рассмотрения спора – заочная, гражданину не нужно будет приезжать из дальних регионов России на рассмотрение спора. Если решение финансового уполномоченного или соглашение сторон об урегулировании спора не исполнено, финансовый уполномоченный уведомляет об этом Банк России и выдает удостоверение, о котором я сказал.
– Получается, что процедура урегулирования споров именно досудебная?
– Так и есть. Финансовый уполномоченный не подменяет собой иные способы разрешения споров: он не будет рассматривать дела, по которым ведется процедура медиации или по которым уже принято решение в суде. Важно помнить, что цель закона – не заменить новым механизмом судебную систему, а за счет комплексного воздействия на финансовый рынок снизить число споров, в том числе судебных, и повысить доверие потребителей к финансовому рынку.
– Через финансового омбудсмена можно решать любые споры между гражданином и финансовой организацией или есть какие-то ограничения?
– Ограничения есть. Рассматриваться будут только имущественные споры. При этом законом введен лимит по сумме одного спора – до 500 тыс. рублей. Ограничение не коснется ОСАГО. Имущественные споры по этому виду страхования будут рассматриваться вне зависимости от суммы.
– Если гражданин не согласен с решением финансового уполномоченного, что делать в этом случае?
– В этом случае всегда есть возможность обратиться в суд.
ВАЖНО:
• Обращение граждан к финансовому уполномоченному по имущественным спорам с финансовыми организациями, которые обязаны взаимодействовать с финансовым уполномоченным, обязательно до подачи иска в суд.
• Закон снижает зависимость граждан от профессиональных посредников, поскольку для подачи обращения к финансовому уполномоченному не требуются специальные познания в области юриспруденции.
Мария ПАРИНСКАЯ