Слегка печален перебор гитар…

8 апреля мир отмечал Международный день цыган. Праздник был учрежден в 1971 году и приурочен к первому Всемирному цыганскому конгрессу в Лондоне. Традиционно в этот день проходят семинары, конференции, флешмобы и акции против ксенофобии. Чита не осталась в стороне. Ярким спектаклем «Золотая чаша» в краевой филармонии отметили сам праздник. Активную деятельность ведет общественная организация цыган, регулярно заявляя о необходимости сохранения культуры и обычаев народа.

Как это было
Цыгане – один из тех народов, которые не имеют собственного государства. При этом они населяют страны европейского, американского, африканского континентов. Часто цыгане подвергаются гонениям, ущемлению прав и свобод, а значит, нуждаются в том, чтобы мир обратил внимание на проблемы нации, помог ее объединению, поддержал обездоленных. 8 апреля 1971 года в Лондоне прошел Первый Всемирный цыганский конгресс, который собрал представителей из 30 государств. Результатом съезда стало признание этноса единой нетерриториальной нацией. На мероприятии утвердили цыганский флаг и гимн. Возникла традиция в этот день проносить по улице зажженную свечу.

Цыгане объединяют 80 этнических групп. Численность населения составляет 10 миллионов человек. Флаг нации выполнен в виде прямоугольного полотнища. Он разделен по горизонтали на два поля: синее – сверху и зеленое – снизу. Первое символизирует небо, второе – землю. На их фоне изображено червленое колесо, которое олицетворяет кочевой образ жизни.

Во времена Третьего рейха этнос подвергался нападкам и геноциду. Расовая теория считала цыган причиной ряда проблем. Полтора миллиона человек были расстреляны, погибли в концлагерях. Над узниками проводили жестокие опыты.

Цыгане Забайкалья

Забайкальских цыган объединяет «Романи Черген» («Цыганская Звезда»). Так называется краевая общественная организация цыган Забайкалья, зарегистрированная в сентябре 2014 года. Такое же название носит цыганский ансамбль. Руководитель организации Ольга Иванова является одним из авторов-составителей книги «Цыгане Забайкалья», благодаря которой проливается свет на обычаи и традиции такой знакомой и почти неизвестной народности, как цыгане.

Презентовали книгу в прошлом году. Составители Ольга Иванова, Виктор Бондарь и Нина Боброва являются членами «Романи Черген». Передавая краткое содержание, стоит отметить следующее. «Ростки национализма и фашизма в стране с каждым годом дают всё более буйные всходы. Это особенно заметно в отношении к цыганам», – пишут авторы. В качестве доказательства приводят цифры: «В крае проживают представители 120 национальностей и этнических групп. Из них цыган – 313 человек». Многие цыгане стараются свою национальность скрыть. Нет, они не стыдятся. Не хотят осуждения и даже преследования. Еще сохраняется среди людей мнение, что цыгане – это воры и мошенники, вечные скитальцы…

Давно уже нет кочующих таборов. А социальная напряжённость в цыганском вопросе объясняется тем, что население и СМИ не выделяют среди цыган представителей разных этнических групп. Происходит подобное и в Забайкалье, когда от приезжих цыган, торгующих и «гадающих» на улицах Читы, тень падает и на забайкальских цыган. Негативное мнение о цыганах мешает им даже устроиться на работу. Причина одна – национальный признак.

Хотя Россия стала для цыган «доброй родиной» со времён Петра I. Как только появился первый табор, тут же вышел императорский указ, который разрешал цыганам «жить и торговать лошадьми» в окрестностях Петербурга. Антицыганских законов в России никогда не существовало. В исторических документах существуют записи, что «цыгане вышли в купцы и мещане», среди них были богатые люди. Цыгане учились в высших учебных заведениях. Среди российских цыган существуют этнические группы: русска рома, кэлдэрары, ловари, сэрвы, влахи, крымы и другие. Одной из этнических групп русска рома являются «сибиряки».

Авторы книги «Цыгане Забайкалья» пишут, что забайкальские цыгане из этой группы выделяются и считают себя отдельной этнической группой.

В книге указывается также, что цыгане, попав в благоприятные условия в России, перестали заниматься конокрадством и криминалом, к которым их вынудили условия, созданные обществом.

В самом начале прошлого века цыгане должны были приписываться к какому-либо сословию (без этого проживание не разрешалось). Так, цыган, записавшись в крестьяне, мог получить землю. Иногда строили на ней избушки, чтобы пережить зиму. Но как только снег сходил, табор снимался с места.

Подробно в монографии описана влашская группа цыганского народа, которая в отличие от русских цыган никогда не жила в домах, потому что постоянно кочевала. Влахи всегда занимались ремёслами: шили, делали решета, иглы, занимались кузнечным ремеслом. Результат своих трудов меняли на еду, сено, одежду. У влашек были лечебные и «колдовские» травы, корешки, амулеты и талисманы. Влашки попрошайничали и гадали. Представители этой группы кочевали даже в 70-е годы. Однако современные влахи изменили традиции. «Летом в городах Забайкалья можно видеть довольно многочисленную влашскую молодёжь, торгующую закупленными в Китае недорогими гаджетами и бытовой техникой. Женщины с детьми нередко попрошайничают. Это цыгане из центральных регионов России. Они приезжают на одну-две недели, останавливаются чаще на берегах забайкальских рек, как и их предки, в шатрах и палатках, иногда снимают жильё», – говорится в книге.

…В 1926 году было принято постановление о содействии цыганам, желающим вести оседлый образ жизни. К 38-му году было создано 52 цыганских колхоза, большинство которых позже были уничтожены фашистами. Попали цыгане и под политические репрессии. Многие таборы бессудно были депортированы в Сибирь. Цыгане сделали для себя вывод: своё происхождение надо скрывать.

В 1931 году был создан известный театр «Ромэн». Выпускались цыганские журналы, книги, учебники цыганского языка, арифметики. Однако уже в 1938 году принимается постановление о ликвидации национальных школ и национальных отделений в школах. В 1956 году постановлением Совета министров РСФСР цыган, занимающихся бродяжничеством, стали приобщать к труду. Цыганский народ вынужден был осесть там, где застал их указ.

Забайкальские цыгане пришли из Польши в составе ссыльных бунтовщиков восстаний 1830–1831 и 1863–1864 годов. Это можно понять, если услышать польские фамилии наших цыган: Гловацкие, Терновские, Барбинские.

Вот как пересказывает воспоминания своих предков Нина Боброва из рода Гловацких: «Волнения в Польше, в Варшаве, были против царя. И кто участвовал, их всех в кандалы. И сослали. Шли в кандалах. Тысячи человек шли сюда. По сторонам ехали на телегах их семьи. И когда они здесь жили, потихонечку их стали освобождать. Семьи стали разъезжаться. Когда указ о бродяжничестве вышел, где они шли, там и останавливались, оседали. А детей у них забирали в детские дома. Это было столько слез! Столько горя!».

В этой же главе книги публикуются воспоминания читинца, который не является цыганом, но его предки происходили из польских ссыльных: «Шли они сюда долго – даже не один год. Зимой останавливались, по теплу шли. Тут их в бараки поселили». Авторы монографии отмечают, что этих коротких свидетельств мало для серьёзных выводов, но они могут служить подтверждением появления первых цыган в Забайкалье. Уже позже в наш край стали приезжать другие цыганские семьи из центральных регионов России.

Свои герои

Самый скорбный день для цыган – Кали Траш (Чёрный ужас) – 2 августа. Это день памяти жертв геноцида в годы Второй мировой войны. Наряду с евреями нацисты объявили цыган неполноценным народом. Было истреблено 200 тысяч человек, это половина всего цыганского народа в России. Их расстреливали почти сразу, чтобы они не смогли бежать. Тех, кто попал в Майданек, Аушвиц, Дахау, ждала участь пострашнее. Девочек и женщин стерилизовали – делали уколы в матку грязными иглами.

Во время Великой Отечественной войны русские цыгане вступали в армию, становились рядовыми, офицерами, танкистами, артиллеристами, лётчиками, шофёрами, медиками, партизанами. Таборных цыган ценили как лихих кавалеристов. В монографии говорится, что только военных лётчиков среди цыган было более двух десятков, 11 воинов-цыган стали героями Советского Союза. На читинском Мемориале можно увидеть фамилии погибших героев – цыган М. Т. Гловацкого, И. В. Андреева, В. Терещенко.

Лейся, песня цыганская, лейся!

Спросите любого, с чем ассоциируется слово «цыгане», и услышите в ответ: «С гитарой, лошадью, костром и песнями». Сам Александр Пушкин, будучи под впечатлениями от пребывания в цыганском таборе, написал поэму «Цыганы». А судьба главного героя произведения вдохновила Сергея Рахманинова на создание оперы «Алеко». Схожая литературная тематика присутствует у В. Скотта и И. Гете. Культурное наследие цыган богато и включает в себя легенды, песни, мифы, семейные сказания и пословицы.

А потому закономерно, что Международный день цыган в Чите отметили с песнями и танцами у цыганского костра. Ну и пусть бутафорского…

У горожан была возможность самим окунуться в атмосферу кочевой жизни цыган. Театр национальных культур «Забайкальские узоры» и ансамбль «Романи Черген» подарили читинцам спектакль «Золотая чаша» о яркой и зажигательной культуре цыган. Песни у костра, война и любовь, цыганская свадьба – спектакль поставлен по одноименной книге Ольги Ивановой, в основу которой легли рассказы и воспоминания её бабушек. Спектакль «Золотая чаша» – это воспоминание старой цыганки о страшном и тревожном военном времени, взгляд на жизнь цыган 30–40-х годов прошлого века. На протяжении всего представления звучали прекрасные цыганские и русские песни, выражая нераздельность культур и судеб двух народов, живущих под одним небом, на общей родной забайкальской земле.

Виктория Сивухина

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.