Муниципальная реформа возвращается

Госдума возвращается к рассмотрению проекта федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», принятого в первом чтении еще 25 января 2022 года. Планируется, что новый закон будет принят в начале декабря. Одной из главных новаций реформы МСУ, помимо перераспределения полномочий между разными уровнями власти, станет обязательный переход от двухуровневой системы МСУ к одноуровневой. Согласно концепции законопроекта, до 2028 года все сельские и городские поселения должны быть объединены с районами в муниципальные или городские округа, а их советы и администрации должны быть ликвидированы. 

Официально принято считать, что в 2022 году муниципальная реформа была приостановлена потому, что законопроект требовал доработки. Сразу после первого чтения было внесено более 700 поправок. Автор законопроекта, председатель комитета Государственной Думы РФ по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в интервью «Ъ» отметил, что сегодня действующий закон о МСУ отработал свое, поэтому необходимо принимать новый.

Документ предполагает внедрение концепции одноуровневой системы муниципальной власти, т.е. переход от двухуровневой системы МСУ к одноуровневой с ликвидацией поселений. К слову, многие регионы, пользуясь своими полномочиями, уже самостоятельно внедрили одноуровневую систему. Среди них Удмуртская и Чувашская республики, Пермский и Ставропольский края, Калининградская, Курганская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Сахалинская области и другие регионы. Когда готовились уставы и конституции в новых регионах России (Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области), они также учитывали этот 
проект. 

Безусловно, муниципалитеты опасаются нововведений. Но авторы закона обещают большой переходный период. К примеру, для перехода на одноуровневую систему – до 2035 года. По словам Павла Крашенинникова, должен работать принцип исчерпания полномочий, чтобы все избранные главы, члены советов отработали свой срок. А как иначе? Сказать действующим: закон принят – до свидания, идите, ищите себе работу. Кто же будет работать? Как бы ни ругали многие местную власть, все понимают, что очередь из желающих, к сожалению, не стоит, а те кадры, что сегодня работают в администрациях поселений, районов и округов, самые опытные и профессиональные люди на своих территориях, их знают избиратели, они знают местные проблемы.

При этом законопроектом допускается даже при одноуровневой системе возможность создания органов МСУ на поселенческом уровне. Из «матрешки» (сейчас поселения, являясь самостоятельными муниципалитетами, входят в состав муниципальных и городских округов) можно будет сделать несколько муниципальных образований. «Это будет компетенция субъектов федерации. Они при принятии решения должны будут учитывать различные нюансы. Например, есть населенные пункты небольшие, но исторически очень важные как для региона, так и для страны, может быть, на их базе нужно создавать муниципальные образования. Важно соблюсти принцип пешей доступности власти. Необходимо организовать территориальные органы и МСУ, и региональных властей. Гражданам по большому счету все равно, муниципальная, региональная или федеральная власть, они должны иметь возможность решать свои проблемы», – отмечает Крашенинников.

Сегодня вопросы полномочий отражены в сотнях законов, в которых сложно разобраться как самим должностным лицам, так и контрольно-надзорным органам. Из-за этого муниципалитеты «дрессируют» постоянными предписаниями, штрафами, многие запутались с конфликтом интересов. В итоге мало кто хочет идти туда работать. Предлагается все полномочия включить в этот новый закон. При этом будут полномочия непередаваемые – те, которые являются компетенцией исключительно муниципального образования. Будет часть полномочий, которые в принципе муниципальные, но их сможет забрать субъект, если органы МСУ не справляются. И также полномочия субъекта, которые он, наоборот, сможет отдать муниципалитету. Главное, на что обращают внимание авторы законопроекта: если муниципалитетам передаются полномочия, то должны передаваться и деньги. В целом система должна стать простой, прозрачной и понятной и на бумаге, и в исполнении.

Неотъемлемыми для муниципалитетов будут полномочия, направленные на решение именно местных задач: вопросы бюджета, благоустройства, развития внутридворовых территорий, обеспечения доступности медицинской помощи. 

«Законопроект предполагает четыре способа выбора главы муниципалитета. Первый – прямые муниципальные выборы, второй – выборы из числа депутатов представительного органа, третий – выборы из числа кандидатов, предложенных представительному органу конкурсной комиссией, четвертый – выборы из числа кандидатур, предложенных представительному органу главой региона. В законе субъекта федерации и, соответственно, в уставе муниципального образования должно быть указано, какой именно способ там будет применяться. Порядок выдвижения кандидатур главой региона определяется законом субъекта. При этом предложения о таких кандидатурах высшему должностному лицу может давать широкий круг субъектов – это и советы муниципальных образований, и региональные общественные палаты, и политические партии. В случае с конкурсной комиссией законом субъекта могут определяться требования к кандидатам.

Еще один важный нюанс. По действующим нормам глава муниципалитета может возглавлять и представительный орган, а по новому проекту – уже нет. Он либо возглавляет исполнительно-распорядительный орган, либо выступает как самостоятельное должностное лицо, не относясь ни к представительному органу, ни к местной администрации.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения переданных муниципалитету от региона полномочий губернатор может вынести мэру предупреждение, объявить выговор и отрешить от должности, если не было устранено нарушение. Еще одно основание для отправления главы в отставку – систематический срыв показателей эффективности деятельности органа МСУ, которые закреплены указом президента.

Поскольку именно от муниципальной власти сегодня зависит качество жизни и комфорт граждан, важно, чтобы основной закон, который будет регулировать работу местного самоуправления, был жизнеспособным, помогал муниципальному сообществу повышать это самое качество жизни, а не стал тем препятствием, которое возникнет на пути у желающих работать в ОМСУ.   

***
Гражданам по большому счету все равно, муниципальная, региональная или федеральная власть, они должны иметь возможность решать свои проблемы.

***
Если муниципалитетам передаются полномочия, то должны передаваться и деньги. В целом система должна стать простой, прозрачной и понятной и на бумаге, и в исполнении.

Виктория СИВУХИНА

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.