«Зона «Восток» себя изжила»
О плюсах и минусах новой стратегии развития российского футбола.
Общее собрание «Профессиональной футбольной лиги» (ПФЛ) чемпионата России по футболу решило ликвидировать зону «Восток». Останутся только зоны «Центр», «Запад», «Урал-Поволжье» и «Юг», победители которых будут выходить в Футбольную национальную лигу (ФНЛ). Изменения приняли единогласно, заявили в ПФЛ.
В зоне «Восток» кроме читинского клуба играют омский «Иртыш», барнаульское «Динамо», иркутский «Зенит», а также ФК «Новосибирск» и «Сахалин». Их распределят в другие группы. Прогнозируется, что расходы сибирских клубов из-за перелетов вырастут на 12–14 млн рублей.
По сообщениям прессы, представители восточных команд «позитивно отреагировали на возможные изменения и единогласно их поддержали»: «По общему мнению, это повысит зрелищность игр и позитивно скажется на развитии футбола в регионе, так как играть с одним и тем же соперником по четыре раза за сезон не устраивает все команды в нашей группе».
В числе присутствовавших на внеочередном общем собрании членов Ассоциации «Профессиональная футбольная лига» и проголосовавших за предложенные изменения был и директор футбольного клуба «Чита» Алексей Тихоньких. Мы узнали у Алексея Владимировича его мнение по поводу возможного расформирования зоны «Восток». Также своим комментарием с нами поделились футболисты «Читы» и их наставник Максим Швецов.
Алексей Тихоньких:
– На заседании рассматривалась программа развития футбола до 2024 года. Стратегия такая: ПФЛ, в первую очередь, должна быть «мостом» для молодых футболистов в вышестоящие лиги – Футбольную национальную лигу и Российскую премьер-лигу.
Все понимают, что количество игр для молодых футболистов (средний возраст которых в ПФЛ составляет 22,7 года. – А.С.) должно превышать отметку хотя бы в 30 матчей за сезон. Поэтому и была поставлена задача найти варианты развития этой лиги, с учетом того, чтобы в каждой из зон было достаточное количество команд и в районе 35 игр за сезон. Таким образом, вынесли на рассмотрение два проекта – деление ПФЛ на три или на четыре зоны. В большинстве своём представители клубов проголосовали за второй вариант. Проект ещё не утверждён, будем ждать решения исполкома (состоится 24 декабря. – А.С.). Я думаю, что по этому поводу будут большие дискуссии в РФС.
Для болельщиков эта реформа – только плюс. К нам будут приезжать новые команды. Те же дубли клубов премьер-лиги: «Локомотив-Казанка» или «Зенит-2». Нашим футболистам это тоже на пользу. Они, можно сказать, теперь будут на виду у всех футбольных специалистов. И у них возрастут шансы пробиться выше и начать играть на более серьезном уровне.
Зона «Восток» себя изжила. Её необходимо реформировать, она стала неинтересна. Если в этом сезоне «Иртыш» выйдет в ФНЛ, то в нашей зоне останется пять команд…
Как руководитель футбольного клуба я вижу много хороших моментов в такой реформе. Хочется развиваться, хочется играть. Как патриот «Востока» – вижу в этом шаг назад. В моём понимании, ПФЛ и РФС должны были принять какие-то шаги для помощи регионам, чтобы там появлялись команды. Должно было происходить именно так, не нужно было доводить футбол на «Востоке» до того состояния, которое мы наблюдаем сейчас.
Что касается финансовой нагрузки, скажу, что цифра в 14 миллионов сильно преувеличена. По представленной смете, траты на логистику увеличатся на сумму порядка семи миллионов рублей. Но мы с руководителями клубов финансовые вопросы в этом плане даже не поднимали.
Теперь наша задача – доказать руководителям региона, что футбольный клуб необходим. Он нужен болельщикам, он нужен детям нашего края, чтобы им было на кого равняться и куда двигаться.
Да, дороги назад, в случае положительного решения исполкома РФС, уже не будет. Для команд, которые не справятся с новой финансовой нагрузкой, есть Третий дивизион. Это довольно жёсткое решение, но у нас просто нет контраргументов».
Максим Швецов, главный тренер футбольного клуба «Чита»:
– Я, как и все руководители, обеими руками «за». Все доводы, которые я могу сказать, уже озвучил и наш генеральный директор, и представители других команд.
Это, в первую очередь, рост интереса болельщиков. Молодежи будет проще себя показать футбольным специалистам западных регионов. А игры с новыми для них соперниками положительно скажутся на росте их мастерства.
Как тренер могу добавить, что нам станет проще и в плане селекции. Теперь намного легче будет пригласить сюда молодого футболиста, который не может найти себе команду на «Западе». Потому что до этих пор для них зона «Восток» и такие города, как Чита или Южно-Сахалинск были загадкой и находились где-то «на краю света». Им сложно было решиться на такой шаг и приехать сюда играть.
Единственная проблема – финансовая, но я, честно говоря, не готов это обсуждать, я в эти вещи не лезу. Думаю, что если города захотят, чтобы у них была профессиональная команда, то это все возможно. В принципе, не такая уж большая сумма, чтобы наводить панику.
Я вижу, что паникуют наши болельщики, и не понимаю, почему у 70 процентов людей такой негатив по отношению к этой реформе.
Мы последовательны в своих словах. Мы всегда говорим, что в первую очередь играем для болельщиков. Поэтому мы за новые команды и поднятие зрительского интереса. А болельщики почему-то воспринимают это в штыки. Я очень удивлен их негативной реакции. Уже предвижу, какие (если мы возьмем неудачный старт в новой для себя зоне) посыпятся комментарии: «Куда вы вообще полезли, играли бы дальше в своем болоте, нечего позориться на всю Россию». Мы всегда думаем о болельщиках, но им почему-то невозможно угодить.
Дмитрий Осипов, защитник ФК «Чита»:
– В расформировании зоны «Восток» больше плюсов, чем минусов. Большой минус, понятно, в длительных перелетах, как с точки зрения расстояния, так и финансов.
А для болельщиков это безусловный плюс, ведь сюда будут приезжать не те пять команд, которые все уже выучили наизусть, а новые для зрителя команды, новые игроки. Так же плюс в этом и для футболистов, и в целом для клуба: чемпионат станет интереснее, длиннее, будет меньше отдыха. Местные игроки, выступая против футболистов из новых команд, смогут проверить себя, можно сказать, на другом уровне. Ведь в этой зоне всем уже давно все известно.
Сергей Коротков, защитник, капитан ФК «Чита»:
– Реформа интересная, но как это будет выглядеть на деле, я пока не представляю. Конечно, какие-то изменения напрашивались уже давно. Намного интереснее играть в чемпионате, где количество команд больше. Но здесь встает вопрос дальних выездов на европейскую территорию России. Смогут себе это позволить все команды зоны «Восток» или нет – для меня это большой вопрос.
Безусловно, теперь болельщикам будет интереснее приходить на футбол. Они будут каждый раз видеть новую команду, а не по нескольку раз за сезон одних и тех же соперников. Поэтому скажу, что данная реформа имеет, скорее, положительный характер, но, повторюсь, только в том случае, если все команды зоны «Восток» смогут позволить себе 12–14 дальних выездов за сезон.
Дмитрий Ращупкин, защитник ФК «Чита»:
– В зоне «Восток» каждый год одно и то же, уже просто нет никакого спортивного интереса. Даже если команда выигрывает, она никуда не выходит. Да, реформа может ударить по бюджету команд, но это того стоит. Что-то нужно менять! И это – единственный выход. Я только «за» – за эту реформу.
Анатолий Негода, защитник ФК «Чита»:
– Что, на мой взгляд, нас ждет? Во-первых, сократится количество профессиональных клубов. Во-вторых, будет меньше рабочих мест для футболистов. Конкуренция возрастет. Думаю, не все клубы потянут перелеты. Расстояния станут колоссально большими, и не все клубы на это пойдут.
По моему мнению, необходимо было упростить процедуру прохождения лицензирования. Чтобы команды с меньшим бюджетом – та же Находка или Благовещенск, которые давно хотят заявиться, но не могут пройти процедуру лицензирования в ПФЛ, – могли заявляться. Тем самым в зоне «Восток» увеличилось бы количество команд.
Я считаю, что если упростить процедуру лицензирования и пойти навстречу клубам, у которых маленький бюджет, то год за годом число команд бы в каждой зоне увеличивалось. А следовательно, увеличивалось бы и количество игр.
Подготовила
Анна СКУБИЕВА