Максим Счастливцев: В моем понимании вратарь все-таки супермен
Максим родом из Биробиджана. Свой футбольный путь начал в 2004 году в команде СКА II. За всю карьеру провел 185 матчей, из них 60 «сухих». За забайкальскую команду выступал в течение семи лет. Сейчас же Максим занимается подготовкой читинских вратарей.
- Максим, надеялся ли ты, что клуб продолжит свою деятельность в этом сезоне?
Ситуация такая, что лично я бы никак не смог повлиять на нее. Поэтому просто принял.
В это же время думал о том, чтобы попрощаться с карьерой футболиста. Хотел завершить игровой футбольный путь не как опытный ветеран, который просто сидит на замене и ничего не делает, но его из уважения еще держат в команде, а как реальный помощник. Ну и конечно же провести свой последний матч здесь, в нашем любимом клубе.
- Были предложения от других клубов?
Да, были. В прошлом сезоне, с более выгодными условиями, но решил остаться в Чите.
- Что для тебя профессиональная команда?
В общем, профессиональная команда, на мой взгляд, это верхушка айсберга, который, в свою очередь, представляет собой сложную систему по подготовке футболистов. Основа — это направление, своеобразный ориентир.
- А что тогда важнее профессиональной команды?
В профессиональном спорте все ставят на первый план результат. Для меня это как-то странно, потому что результат - он всегда будет, плохой или хороший. Самое важное, на мой взгляд, — это академия. Академия – это фундамент клуба. Это доморощенные сильные игроки, индивидуальности. Которые в дальнейшем будут составлять своеобразную лестницу: детские команды, молодёжка, профессиональная команда. Как говорил Сергей Николаевич Галицкий (основатель футбольного клуба «Краснодар») про свою мечту, чтобы на поле, в стартовом составе, вышли одиннадцать воспитанников его академии в Краснодаре. И недавно эта мечта сбылась. Я с ним полностью согласен.
- Выбрал местом жительства Читу, хотя сам родом из Биробиджана. Есть какие-то причины?
Чита - любимая, Биробиджан – родной, вот так бы я сказал. Ну, вопрос, на самом деле, интересный. Для меня главное не финансовая составляющая, а моя реализация и становление как специалиста. Здоровый эгоизм и здоровая жадность присутствуют в моей работе.
Ну, еще проблема с футболом в Еврейской автономной области. К примеру, в ЮФЛ (Дальний Восток) мы один из немногих субъектов федерации, которые не принимают участие в соревнованиях. Все очень просто: нет команд - ни взрослых, ни детских.
- Как поступило предложение о тренерской должности?
Да, собственно, обычно. Просто решил оставить карьеру и развиваться в футболе в другом амплуа.
- Был ли опыт работы тренером ранее?
Опыта особого не было. Но лично я считаю, что именно тренер вратарей должен быть с большой практической базой.
Сейчас анализирую работу, которая проводилась с вратарями. Система должна быть четко отлажена. Олег Александрович, к примеру, сейчас большое количество времени проводит на выездах с молодежкой, и да, там его помощь по-настоящему нужна. Александр Иванович вложил много сил в подрастающих «людей в перчатках». И, глядя на них, я для себя понял, что мне это нравится и что пора переквалифицироваться.
- Как парни воспринимают тебя на тренировках?
Ну, когда ты играешь с ребятами в одной команде и выходишь на поле с теми, кто на двадцать лет тебя моложе, видишь уважение в их глазах. К примеру, в Иркутске мне уже было 36 и был мальчишка, которому еще 16. Для него я был опытным футболистом и воспринимал он меня уже больше как тренера. Называли, кстати, они меня Батя (смеётся).
Сейчас тренирую все возрасты. Очень важно учитывать принцип преемственности в тренировках. Для меня важно формировать те навыки и умения, которые необходимы профессиональному игроку с самого детства. Для вратаря большое значение имеет психологическая подготовка. Требования к нему всегда выше. Я своим подопечным сейчас внушаю, что необходимо быть физически сильным, технически и тактически развитым, уметь предугадывать ситуацию на поле на 5, а то и на 10 секунд вперед. Получается своего рода супермен. Да, работа сложная. Нужно планировать тренировки, подбирать упражнения индивидуально для каждого. Ведь даже тот же Лев Яшин - он же не родился профессиональным вратарем. Его успех — это годы тренировок.
- Планируешь участвовать в местных турнирах? Может, появились предложения?
Ну, мой трансфер сейчас не потянут (смеётся). Ну, а вообще есть такая фраза: «Тренер должен убить в себе футболиста». Это такой вот стереотип, но я его не убивал, он просто умер. Даже сейчас на тренировках если надо поиграть, кого-то заменить, я не очень радостно на это реагирую. Участвовать да, буду. Но только в ветеранских турнирах. Так, для себя, для души.
- Каким ты видишь развитие наших вратарей?
Во-первых, в моем понимании тренера и футболиста, вратарь все-таки супермен. Наши вратари должны быть сильными, ловкими, быстрыми, гибкими, координированными, интеллектуально развитыми. Быть своеобразными провидцами всех событий, которые произойдут на поле.
Во-вторых, подготовка. Упорная, тяжелая работа. Такая работа, чтобы наши вратари, в той же самой ЮФЛ, были лучшими. Мы к этому обязательно придем.
В-третьих, в профессиональной команде вратари должны быть местными, доморощенными.
- Что будет дальше? Твои планы?
Мечта моя - создать линейку вратарских перчаток. Индивидуальные мысли, индивидуальный дизайн - все основано на личном опыте. Сейчас читатель подумает, что я чересчур амбициозный. Пусть так. Мне важно, чтобы наши парни (вратари) были более уверены в себе. Любой может сделать то, что однажды кто-то сделал. Если кто-то смог, почему этого не можем сделать мы?
Екатерина ШВЕДИНА