Виктория Бессонова: Ситуация требует незамедлительных решений…

Подобно тому как в ежедневном режиме отслеживалась социально-экономическая ситуация в стране и крае во время пандемии, сейчас Правительство и депутаты Законодательного Собрания Забайкалья также держат руку на пульсе, стараясь оперативно реагировать на изменения, происходящие в жизни забайкальцев после начала спецоперации ВС РФ на Украине. О том, какие первостепенные задачи стоят перед народными избранниками и чем, в частности, занимается комитет по экономической политике и предпринимательству, рассказала его руководитель, заместитель Председателя Законодательного Собрания Забайкальского края Виктория Бессонова.

- Виктория Викторовна, расскажите, пожалуйста, насколько сильно повлияла ситуация в стране на работу Законодательного Собрания региона? Есть такие темы, на которые депутатам пришлось обратить первоочередное внимание?

- Работа Заксобрания перестроилась в плане того, что общественно-политическая обстановка стала первоочередным вопросом во взаимодействии с избирателями, на проведении встреч в коллективах, на различных площадках. В начале спецоперации нас просили разъяснить, для чего она проводится. А сейчас у населения возникает больше экономических и социальных вопросов. Каждый день принимаются решения, так или иначе влияющие на жизнь граждан. Это не только ограничения и санкции, но и меры поддержки, которые вводятся как на федеральном, так и на местном уровне. Ряд решений корректируется в режиме реального времени. Например, в марте было объявлено о поддержке производителей хлеба и хлебобулочных изделий. Со стороны федерального центра была обещана субсидия, которая должна была помочь стабилизировать цены на хлеб. Но на встречах с предпринимателями мы выяснили, что сумма субсидии, если ее разделить на количество выпекаемых изделий, получается равной одному рублю, при этом для получения господдержки предприниматель в течение трех месяцев не должен повышать стоимость продукции и предоставить огромную отчетность. Стало понятно, что эта субсидия не достигнет того результата, на который направлена. В понедельник министерство экономического развития края на наше обращение сообщило, что из краевого бюджета будут добавлены средства к этой субсидии, чтобы она стала больше по сумме поддержки, возможно, тогда это даст результат.

Мы в ежедневном режиме отслеживаем, работает та или иная мера поддержки или нет. Депутаты входят в Штаб по экономической стабильности, возглавляемый губернатором. Работа штаба строится в том числе на предложениях, которые идут от органов исполнительной власти, от депутатов, от предпринимательского сообщества. Некоторые из них уже нашли поддержку. Например, мы обсуждали вопросы о том, что необходимо увеличивать авансирование по государственным контрактам. Так как заключены они были до повышения цен, а экономическая ситуация поменялась. На федеральном уровне было принято решение о том, что субъект может авансировать до 90 процентов затрат по госконтрактам. Это, безусловно, хороший шаг, потому что дает возможность бизнесу получить денежные средства и закупить нужное оборудование или материалы по той цене, которая существует сегодня. Завтра она может быть гораздо выше.

На штабе был озвучен другой важный вопрос. Региональному бизнесу денежные средства нужны сейчас на приобретение оборудования, материалов, выплату заработной платы, а тех мер поддержки, которые были во время пандемии, например, прямых субсидий – нет. Федеральный центр их не предлагает. Было принято решение на уровне края сдвинуть срок уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения до 30 сентября для таких важных отраслей, как сельское хозяйство, строительство, обрабатывающая промышленность и предоставление услуг общественного питания. Некоторым это действительно помогло, средства, которые они готовились уплатить в бюджет, направили на собственное производство.

- А бюджет в это время недополучит средства…

- Конечно, каждое подобное решение дается непросто. Прежде чем какую – либо льготу предоставить, мы анализируем, каким образом поведет себя бюджетная сфера и просчитываем те расходы, которые за счет бюджетных средств должны быть покрыты. Поэтому каждое решение взвешивается и принимается с учетом мнения специалистов министерства финансов. Поэтому мы пошли по пути предоставления отсрочки только некоторым отраслям, а не всем предпринимателям. Позже вслед за нами на федеральном уровне было принято решение о предоставлении отсрочки большому количеству видов деятельности. Но здесь уже федерация берет риски на себя.

- Сегодня среди пострадавших производств больше субъектов малого и среднего бизнеса или есть и большие компании?

- Сейчас уже и в больших предприятиях начались проблемы. Я имею ввиду горнорудные и золотодобывающие компании. Для нашего региона, например, золотодобывающие предприятия – основа бюджета, и как сейчас они будут выстраивать свою деятельность в связи с ценой на золото, которая  кратно упала и стала регулироваться, непонятно. Может быть, получится по аналогии с долларом. Какое-то время он держался на уровне 150 рублей, сейчас упал до 80. Когда он резко взлетел, настроения у бизнеса, конечно, были упаднические. А для потребителей, что 150, что 80 - цены скакнули и держатся. И предпринимателей в этой части можно понять, они не знают, как себя вести. Сегодня он снизит цены для того, чтобы продать, а завтра, возможно, ему придется закупать по цене гораздо превышающей сегодняшнюю. А за счет каких средств он это сделает?

- Сейчас можно говорить, что депутаты как никогда близки к народу, открыты для общения?

- Я не могу сравнивать, не имея большого опыта работы на депутатском поприще. Расскажу про свой комитет. Депутаты комитета по экономической политике и предпринимательству, работающие на постоянной основе, у себя в районах регулярно проводят встречи, поэтому у нас есть представление, что людей волнует, какими проблемами они делятся, как по их мнению можно повлиять на эту ситуацию. Недавно остро стоял вопрос с наличием и покупкой сахара. Один депутат рассказывал, что в ходе посещения Ононского района жители под влиянием ажиотажа раскупили весь сахар, теперь поняли, что такие объемы им не нужны и предлагают предпринимателям этот сахар у них выкупить. А магазины не могут у населения покупать продукты без подтверждающих документов.

С некоторыми министерствами и ведомствами у нас стало более плотное взаимодействие.

-   Есть проблемы, которые требуют немедленного решения, но законопроекты по ним никак не могут принять?

- Нет, нужно отдать должное депутатам, которые оперативно рассматривают проекты, вносимые в связи с современной ситуацией. Например, на пленарном заседании оперативно был принят закон о налоговых послаблениях. Мы же понимаем, что ситуация требует незамедлительных решений. Налоговые послабления – исключительно инициатива нашего региона, в других субъектах таких мер поддержки нет. Мы установили самые минимальные налоговые ставки для тех, кто раньше здесь, в Забайкалье, работал, потом уехал и ведет бизнес в другом регионе, но готов вернуться и здесь возобновить свою деятельность. Таким образом, повышаем привлекательность нашей территории. Эти же льготы установлены для тех, кто работал в период пандемии, но не смог ее пережить, закрылся, а сейчас готов снова начать свое дело. Еще одна категория – это те, кто работает в сельской местности с населением менее тысячи человек. Льгота действует до конца 2023 года.

-  Расскажите, пожалуйста, подробнее, что делается для поддержки малого и среднего бизнеса? Когда нас накрыла волна эпидемии коронавируса, власть разных уровней сработала четко, и сектор МСП получил реальную помощь, планируется что-то подобное сейчас?

- Если сравнивать господдержку во время пандемии и сейчас, это абсолютные разные вещи. Поддержка в период пандемии была более понятной, потому что было известно, какие отрасли закрыли, их и признали пострадавшими. Сейчас, определить, какие сферы являются пострадавшими, не представляется возможным. Меры поддержки построены по разным принципам. Есть определенная схожесть с периодом пандемии в плане мер финансового характера. Например, предлагаются кредиты по сниженным ставкам. Только тогда они были снижены, исходя из той ставки Центробанка, сейчас, исходя из действующей, которая кратно выше. Кредит ФОТ 3.0, который предоставляется исходя из числа работников по ставке три процента, и обязателен к погашению, был очень востребован бизнесом. Его уплату сейчас продлили на полгода, это тоже хорошая мера. Кредитные каникулы и налоговые отсрочки были и тогда, и сейчас. Но сегодня больше вопрос стоит о том, насколько можно планировать ведение предпринимательской деятельности, исходя из ценовой политики, которая идет со стороны поставщиков, транспортных компаний. На прошлой неделе мы на экспертном совете при региональном Управлении Центробанка обсуждали тему транспортных издержек. Было озвучено, что железнодорожные перевозки подорожали на 3,7 процента, а междугородние – на 38 процентов. Инфляция, которая сейчас в регионе достигла 17,9 процента, последний раз была в 2015 году. А еженедельный рост цен, который был у нас в марте, не наблюдался с 1999 года. Если во время пандемии предприниматели не понимали, когда их откроют, а если открыли, когда снова закроют, то сейчас их волнует другое. Где найти товар по доступной цене, можно ли новые логистические цепочки построить так, чтобы товар был в наличии и так далее. При этом, сегодня некоторые предприниматели присматривают новые направления в бизнесе. Освободились площадки, которые раньше были замещены зарубежными партнерами, сейчас есть возможность роста в них.

Предоставляются такие меры поддержки, которых раньше не было. Например, зачастую предприниматели сталкиваются с тем, что не могут начать бизнес, потому что нет земли или соответствующего имущества.

Сейчас земельные участки для импортозамещающих производств предоставляются без торгов.

Меры поддержки предлагаются по сферам. Например, сельхозтоваропроизводителям выдаются кредиты под минимальный процент - от 1 до 5. Для предприятий промышленности на федеральном уровне предусмотрены гранты, за счет которых можно возместить до 100 процентов затрат. Есть льготы для IT – компаний, для туристической отрасли.

Есть еще регуляторные меры поддержки – когда автоматически продлеваются разрешения, заключаются контракты, отменяются штрафы за неисполнение госконтрактов по объективным причинам и так далее. 

- Меры, как мы видим, разноплановы, предпринимателю в них достаточно сложно сориентироваться.

- Да, здесь важна информационная, консультационная поддержка. Обычно предпринимателей я направляю либо в Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей, либо в Центр «Мой бизнес».

-  В последние годы много говорят о социальном предпринимательстве. Для нашего региона такая форма ведения бизнеса актуальна? Какие привилегии есть для социальных предпринимателей на уровне края? Или это всё еще на уровне законопроектов и планов?

- Закона пока нет. Сейчас мы ожидаем внесение проекта по социальному предпринимательству на площадку Заксобрания. Это новая форма работы для нашего края. Также ожидается рассмотрение проекта о нестационарных торговых объектах. Я еще будучи Уполномоченным по защите прав предпринимателей обращалась с просьбой, что нам необходимы эти два закона. Сейчас они просчитываются, анализируются и финансовым блоком, и предпринимательским сообществом. Как только проекты поступят на площадку Заксобрания, будем тщательно их изучать вместе с бизнесом, с Общественной палатой и предлагать к принятию. Мы долго добивались, чтобы социальное предпринимательство было обозначено законодательством, а понятие внесено в закон о развитии малого и среднего предпринимательства. И сейчас поддержка, которая оказывается Центром «Мой бизнес» направлена в том числе и на социальных предпринимателей. Есть реестр, в котором предприниматель должен зарегистрироваться, если он ведет такой бизнес.

- Предприниматель порой не понимает, социальное у него предпринимательство или нет. Как разобраться?

- Предполагается, что этот бизнес на себя берет выполнение функций государства. Например, поддержка детского спорта. По сути, это функция государства. Или забота о людях старшего поколения. Но бизнес видит в этом возможность своей реализации и ведет деятельность в этой сфере. В любом случае это должно быть связано с социально незащищенными категориями – либо для них, либо с их участием.  Допустим, в штате могут быть мамы-одиночки, мамы, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, или инвалиды. В прошлом году Центр поддержки бизнеса профинансировал 26 проектов по социальному предпринимательству. Сейчас есть гранты для такой категории бизнеса от 100 до 500 тысяч рублей. Есть льготные кредиты. В целом для нашего региона такой вид предпринимательской деятельности может быть более актуален, чем для других. Социальный предприниматель может вовлекать в ряды сотрудников ранее осужденных или предоставлять для них услуги. Зная, сколько на территории края находится таких учреждений, насколько для нас актуальна проблема социализации таких граждан, это важное направление для региона. Хотелось бы большей поддержки, прежде всего, со стороны бюджета. Когда предприниматель начинает свою деятельность, а порой и когда уже ее осуществляет, стоит вопрос о достаточности финансовых средств. Но это одна составляющая. Нужны площади, которые можно будет предоставить предпринимателям по льготным ставкам. Или предоставить такому бизнесу компенсацию по расходам за коммунальные услуги. Во время пандемии была региональная мера поддержки, когда пострадавшим предпринимателям возмещали средства, затраченные на оплату коммунальных услуг. К сожалению, она не нашла большого отклика, всего около 20 субъектов предпринимательской деятельности воспользовались ею, но это не потому, что бизнес не нуждается в снижении коммунальных расходов. Я думаю, что для социальных предпринимателей она была бы привлекательной.

- Спасибо за интервью.

Виктория Сивухина

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.