Проблемы ЖКХ решаем вместе
Резолюция Общественного Жилищного форума-2021 Забайкальского края
27 апреля 2021 года
Как уже сообщала наша газета, 27 апреля в Чите состоялся IX Забайкальский жилищный форум «Проблемы ЖКХ решаем вместе», который подготовила и провела Общественная палата Забайкальского края. По итогам форума была принята Резолюция, которую мы публикуем сегодня в полном объёме.
Общественная палата Забайкальского края подготовила и провела ежегодный практический Форум по вопросам жилищно-коммунального хозяйства «Проблемы ЖКХ решаем вместе» (далее – Форум). Как и ранее, основной целью Форума стало совместное заинтересованное выявление проблем, поиск путей их решения, что отражено в главной теме Форума. В условиях санитарно-эпидемиологических ограничений работа Форума была проведена на отдельных тематических площадках с подключением заинтересованных участников в онлайн-режиме. Как и в предыдущие годы, основной задачей Форума стало выявление и обсуждение наиболее важных вопросов в сфере ЖКХ посредством дискуссий с участием членов Общественной палаты Забайкальского края, представителей профильных органов власти и организаций, исполнителей ЖКХ-услуг, ресурсоснабжающих организаций, представителей общественности, заинтересованных граждан. Основными темами, обсуждаемыми на площадках Форума, стали вопросы активизации и дальнейшего развития территориальных органов самоуправления, повышение активности граждан посредством создания Советов МКД, избрания старших по домам, решение актуальных вопросов новой системы обращения с ТКО, анализ проблематики выполнения программы капитального ремонта МКД, оценка наличия проблем и уровня взаимодействия между ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями, ТСЖ и гражданами.
В работе Форума приняли участие члены Общественной палаты Забайкальского края, представители Министерства ЖКХ, энергетики цифровизации и связи Забайкальского края, Министерства природных ресурсов Забайкальского края, Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, Государственной инспекции Забайкальского края, Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов, управляющих компаний и ТСЖ, старшие многоквартирных домов, эксперты Регионального отделения ОНФ в Забайкальском крае и заинтересованные граждане.
В ходе обсуждения вопросов программы Форума были отмечены следующие основные моменты.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Комфортная и безопасная среда для жизни» определена одной из национальных целей в осуществлении прорывного развития Российской Федерации до 2030 года.
Достижение национальных целей предполагает создание комфортных условий для проживания и повышения уровня жизни граждан. В этой связи, важна реализация проектов и программ при участии широкого круга граждан, активизация действующих и создание новых гражданских институтов и инструментов взаимодействия, которые позволят вовлекать граждан в текущую деятельность ЖКХ, повышая их заинтересованность, и, что более важно, в реализацию национальных целей и проектов по профилю ЖКХ.
В национальной цели развития «Комфортная и безопасная среда для жизни» поставлены задачи, в первую очередь, отвечающие направлению ЖКХ. Улучшение жилищных условии? является одним из целевых показателей создания комфортной среды для жизни каждого гражданина.
По мнению участников Форума, вопрос активизации взаимодействия органов власти и граждан имеет важное значение именно в сфере ЖКХ, как определяющей качественную и комфортную среду проживания граждан. И только в эффективном взаимодействии органов власти и граждан можно достичь решения существующих проблем.
По направлениям, обсуждаемым на Форуме, следует отметить активизацию законодательных процессов в части более широкой поддержки гражданских инициатив, повышении уровня взаимодействия гражданского общества с органами власти. На это указывает Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который подготовлен Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Данный законопроект предлагает отнести обеспечение деятельности общественных палат (советов) муниципальных образований к правам органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. Также проект федерального закона обозначает круг прав общественных палат (советов) муниципальных образований, предусматривает определенные требования к порядку формирования общественной палаты (совета) муниципального образования.
Важнейшая роль в процессе формирования муниципальных общественных палат отводится территориальным общественным самоуправлениям (ТОСам). Организация взаимодействия ТОСов с органами власти и муниципальными общественными палатами позволит более эффективно решать вопросы местного самоуправления.
Согласно пункту 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 сентября 2020 г. №Пр-1395 по итогам встречи с членами Общественной палаты Российской Федерации 25 июня 2020 г. определяется необходимость обеспечивать поддержку гражданских инициатив, направленных на повышение качества жизни граждан, в том числе гражданских инициатив в области народосбережения и развития общественной инфраструктуры.
Отдельная грантовая поддержка ТОСов в Забайкальском крае и возможность их участия в иных грантовых конкурсах, направленных на повышение качества жизни, требует анализа и продвижения.
Участники Форума отмечают актуальность выбранных тем для дискуссий и обсуждений на площадках Форума, а именно:
• Активизация и дальнейшее содействие развитию территориального общественного самоуправления, институтов советов домов.
• Актуализация решений вопросов новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
• Рассмотрение проблем реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов.
• Поиск оптимального взаимодействия граждан, ТСЖ, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний.
На площадке по теме «Активизации и дальнейшего содействия развитию территориального общественного самоуправления, институтов советов домов» участники Форума отмечают:
1. Недостаточное развитие ТОС на территории Забайкальского края.
2. Наличие жалоб в органы власти всех уровней на ненадлежащую эксплуатацию многоквартирных домов, недостатки благоустройства территорий и другие проблемы сферы ЖКХ. Зачастую в этих случаях жильцами не созданы (не избраны) Советы МКД и они не вовлечены в иные формы общественного управления, или, в случае его наличия, Совет МКД существует формально.
3. Наличие фактов активизации и спонтанного объединения граждан по протестным поводам, которые реально затрагивают интересы проживающих граждан.
Участники Форума считают актуальным и необходимым:
1. Развитие территориальных органов самоуправления (ТОСов) как важных общественных институтов для решения вопросов местного самоуправления.
2. Активизацию деятельности и создание (избрание) Советов МКД, старших по домам и выстраивание эффективного их взаимодействия с управляющими компаниями.
3. Обеспечение грантовой поддержки ТОСов.
На площадке «Актуализация решений вопросов новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами» участники Форума отмечают в части оперативной деятельности регионального оператора «Олерон+» проблемные вопросы:
1. Срывы, невыполнение графиков вывоза ТКО, особенно в селах и поселках.
2. Неполное вовлечение граждан в систему обращения с ТКО, особенно в сельской местности и пригородах г. Читы.
3. Проблемы соответствия объемов контейнеров и их заполняемость и периодичность вывоза по ряду контейнерных площадок.
4. Проблемы соответствия и своевременной корректировки клиентской базы, по которой начисляются платежи.
5. Вопросы появления новых несанкционированных свалок и взаимодействие оператора по их ликвидации (закрытие «Олероном» для доступа ранее общедоступных бесплатных свалок, полигонов).
6. Проблема ответственности содержания и уборки контейнерных площадок общего доступа, расположенных на неразмежеванных участках за пределами земель с определенной ответственностью УК, ТСЖ, ТСН.
7. Недостаточный уровень информационной работы по правам и взаимным обязанностям регионального оператора, граждан, предпринимателей, в том числе недостаточность или полное отсутствие информации о номерах оперативных телефонов, согласованных, удобных для граждан, расположенных в публичных местах, особенно в пригороде, в СНТ и сельской местности.
8. Проблемы заключения договоров с предпринимателями в связи с неготовностью принятия ими в целом новой системы обращения с ТКО (непринятие более высоких нормативов, тарифов, как следствие, рост платы за такую же, как и ранее, услугу), несвоевременная оплата или её отсутствие.
9. Наличие значительной – более 350 млн рублей дебиторской задолженности.
На площадке по теме: «Оценка наличия проблем и уровня взаимодействия между ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями, ТСЖ и гражданами» участники Форума отмечают:
Комфортность, удобство, качество проживания в МКД зависит от трех основных составляющих взаимодействия.
Первая составляющая – это услуги поставщиков ресурсов: электрическая и тепловая энергия, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, взаимодействие с региональным оператором по обращению с ТКО.
Второй составляющей, от которой зависит качество и комфортность проживания граждан, – это структуры, обслуживающие МКД (УК, ТСН, ТСЖ). Основной задачей обслуживающих дома структур определено надлежащее содержание общедомового имущества. На них лежит ответственность за поддержание заданных норм и параметров, поставляющих от ресурсоснабжающих организаций ресурсов и доведение до квартир и помещений этих ресурсов с требуемым уровнем качества. В их зону ответственности входит должное содержание и текущий ремонт МКД, содержание закрепленных территорий и их благоустройство.
Третья составляющая этой открытой системы взаимодействия – собственник помещений в МКД – это владельцы квартир и иных помещений на правах собственности. Соответственно, субъекты двух первых составляющих взаимодействия должны создавать и обеспечивать необходимый уровень комфортности третьей стороне. Но и у владельцев квартир и иных помещений по праву собственности существует своя доля ответственности.
В первую очередь, собственник помещений обязан своевременно оплачивать получаемые ресурсы, в случае прямых договоров, напрямую ресурсоснабжающей организации, а также оплачивать все принятые и утверждённые платежи по содержанию общего имущества. Собственник участвует в управлении МКД по различным вопросам, участвуя в принятии решений на общем собрании.
К основным вопросам трехстороннего взаимодействия следует отнести следующие:
1) в случае прямых договоров по оплате поставляемых ресурсов, заключенных собственниками помещений, квартир, нежилых помещений с ресурсоснабжающими организациями, возникают неоднозначные трактовки неоказания услуги надлежащего качества третьей стороне, жителям квартир, собственникам помещений, не получившим, в конечном итоге, качественную услугу порой длительное время и, по сути, лишенным в той или иной степени комфортного проживания. Далеко не всегда им удается получить положенную в этих случаях компенсацию;
2) проблемным для граждан – собственников помещений остается вопрос происхождения и величины общедомовых нужд (ОДН), этот фактор связан напрямую с уровнем эффективности работы управляющих компаний, недостаточной информированностью и прозрачностью этой темы для жителей, слабой работой по повышению энергоэффективности содержания МКД;
3) серьезной проблемой остается вопрос проведения общих собраний, качества составления для проведения собраний необходимых документов, достоверность протоколов собраний;
4) наличие кредиторской задолженности УО перед РСО приводит к отзыву лицензии на конкретный МКД, но не дает гарантии на смену УО.
Участники форума считают:
1. От уровня взаимодействия РСО и УО напрямую зависит качество предоставляемых услуг населению. Для обеспечения качественного предоставления услуг в сфере ЖКХ необходим постоянный диалог между РСО и УО.
2. Большое количество обращений собственников жилья связано с их недостаточной информированностью о правах и обязанностях ресурсоснабжающих и управляющих организаций, о распределении между ними зон ответственности. Необходима система информирования и обучения собственников жилья.
3. Наличие у РСО мобильных приложений позволяет оперативно реагировать на наличие технологических нарушений, быстрее устранять аварийные ситуации, экономит время потребителей.
4. Наличие у УО на сайтах компании режима обратной связи и оформления заявок напрямую позволяет их контролировать, сокращает время устранения нарушений.
5. Качество предоставления потребителям коммунальных услуг зависит от возможности организаций содержать инженерные сети в нормативном состоянии. Управляющим организациям и муниципальным организациям в случае невозможности правильной эксплуатации инженерных сетей (кроме внутридомовых) необходимо передавать их на обслуживание ресурсоснабжающим организациям. Нужен четкий алгоритм действий МО для выявления и оформления бесхозяйных сетей.
6. Для улучшения платежеспособности граждан нужно изменить региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
По теме: «Проблемы реализации программы капитального ремонта МКД в Забайкалье и пути их решения» участники Форума отмечают:
Присутствует общая положительная динамика собираемости с граждан и собственников помещений многоквартирных домов взносов на капитальный ремонт, но в реализации краевой программы капитального ремонта МКД в Забайкальском крае существуют проблемы:
1) заявленные плановые объемы ремонтов, к сожалению, не выполняются;
2) остаются не до конца решенные вопросы составления смет, экспертиз проектов;
3) сохраняется проблема недостаточного числа профессиональных подрядных организаций, способных качественно, в сжатые сроки выполнить работы по капитальному ремонту.
Рекомендации:
Правительству Забайкальского края
I. По вопросу «Активизации и дальнейшего содействия развития территориального общественного самоуправления, институтов Советов домов»:
Совместно, по согласованию и с непосредственным участием уполномоченных представителей органов муниципальной власти (г. Чита и наиболее активные муниципалитеты, такие как Петровско-Заводский, Нерчинск, Балей, Агинское) с участием членов Общественной палаты Забайкальского края и членов муниципальных общественных палат, представителей Ассоциации Советов муниципальных образований:
1. Создать до конца 2-го квартала рабочую группу по вопросу активизации и развитию территориальных органов самоуправления, институтов собственников МКД (общих собраний и Советов домов).
2. Рабочей группе в качестве первоочередных мероприятий провести детальный анализ деятельности институтов гражданского общества в сфере ЖКХ на территории края, подготовить «дорожную карту» по активизации привлечения граждан к участию в процессах самоуправления как территорий, так и общего имущества МКД.
II. По вопросу «Актуальных проблем и путей их решения при реализации регионального проекта обращения ТКО в Забайкалье»:
1. Подготовить и провести комплекс мероприятий совместно с муниципальными органами власти, органами местного самоуправления с привлечением других структур и заинтересованных лиц, с региональным оператором по мониторингу и выявлению конкретных физических и юридических лиц, формирующих несанкционированные стихийные свалки, с выявлением и определением причины таких действий, в том числе по следующим предлагаемым факторам:
– знание о новой системе обращения с ТКО, но нежелание её принимать и оплачивать эту услугу;
– неудобство предлагаемого оператором варианта вывоза ТКО, значительное усложнение ранее действующей схемы вывоза, самовывоза или захоронения;
– готовность участвовать в новой схеме обращения с ТКО и оплачивать услугу, но при выполнении ряда условий, не предлагаемых в настоящее время региональным оператором;
– знание или незнание меры ответственности за неучастие в системе обращения с ТКО, в том числе ответственность за свалки ТКО в несанкционированных местах.
1.1. По результатам мониторинга, в том числе и по отдельным устойчивым несанкционированным свалкам, выработать конкретные предложения с целью их полной ликвидации и невозможности их появления вновь.
2. По анализу результатов 2020 г. оценить фактический объем ТКО, баланс обращения с ТКО по Забайкальскому краю (плановый проектный баланс имеется) на предмет определения реального объема необходимой валовой выручки и тарифных решений, установленных для регионального оператора «Олерон+» (достаточность, недостаточность). Определить экспертной оценкой или иным способом, как можно точнее, объёмы несанкционированных свалок, появившихся в 2020 году, с их учетом оценить общий фактический объём образования ТКО по краю за 2020 год.
3. С учетом особенностей Забайкальского края разработать варианты схем и программ первичной сортировки ТКО на уровне квартир и домов граждан с обязательным публичным, информационным сопровождением и разъяснением (печальный опыт молчания о новой системе обращения с ТКО и его результаты известны).
4. Составить программу информационного сопровождения, разъяснения сути, целей, задач, участия и ответственности сторон по новой системе обращения с ТКО с учетом конкретных территорий: село, поселки, город, пригород, СНТ, промзоны.
5. Рассмотреть возможность системы поощрения поселений, сел, микрорайонов, СНТ, управляющих компаний и ТСЖ с активным положительным опытом обращения с ТКО.
6. Рассмотреть возможность проведения в школах, сузах экологического образования с учетом проблематики обращения с ТКО.
III. По вопросу «Оценки наличия проблем и уровня взаимодействия между ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями, ТСЖ и гражданами»:
1. Совместно с Администрацией городского округа «Город Чита», Общественной палатой Забайкальского края, Государственной инспекцией Забайкальского края, Региональным отделением Национального центра «ЖКХ Контроль» (совместно с вузам, сузами) подготовить предложения по созданию системы, вариантов обучения в сфере ЖКХ для граждан, в первую очередь пожилых людей;
– определить наиболее важные, сложные и проблемные вопросы сферы ЖКХ, по которым возникают конфликтные ситуации у граждан;
– составить программу обучения и возможный раздаточный материал по темам, используя опыт других регионов, где действуют подобные школы потребителей услуг;
– через СМИ, через общественные структуры (советы ветеранов, ТСЖ, Советы домов, путем информирования и пр.) определить целевые группы предполагаемых заинтересованных слушателей и их количество;
– определить место проведения обучения, его периодичность, основных преподавателей из числа опытных профессионалов и общественников в сфере ЖКХ.
Министерству ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края:
1. Разработать программу информирования граждан о том, куда обращаться в случае аварий и предоставления некачественных услуг в сфере ЖКХ.
2. На основании данных, предоставленных РСО и УО, подготовить и разместить на информационных ресурсах:
2.1. Памятки для жителей Забайкальского края с наиболее часто встречающимися вопросами в сфере ЖКХ.
2.2. Перечни мобильных приложений, интернет-ресурсов РСО и УО, используемых для подачи заявок собственниками помещений.
2.3. Номера телефонов call-центров РСО и УО.
3. Ускорить процесс перевода бесхозяйных инженерных сетей в ведение ресурсоснабжающих организаций.
Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края:
1. Подготовить и направить в МО чек-лист по выявлению, оформлению технической документации и принятию на баланс бесхозяйных инженерных сетей.
2. Подготовить и направить в МО и УО чек-лист по порядку передачи в концессию, на обслуживание или передачу в РСО инженерных сетей, обслуживать и содержать которые в исправном состоянии не позволяет отсутствие в МО или УО соответствующих ресурсов.
IV. По вопросу Реализации программы капитального ремонта МКД в Забайкалье и путей их решения.
1. Провести анализ причин расторжения ранее заключенных договоров с целью возможной минимизации и исключения появления договорных отношений
с аналогичными факторами.
2. Разработать алгоритм минимизации проведения всех необходимых конкурсных, закупочных, договорных процедур и выполнения ремонтных работ с целью минимизации потерь времени комфортного климатического периода для выполнения всего комплекса работ.
3. Обратить внимание на вопросы качества и сроков составления смет, экспертиз проектов.
4. Проанализировать своевременность оплаты взносов на капитальный ремонт собственников помещений, принадлежащих органам власти краевого, муниципального уровня, обеспечить своевременность внесения взносов.
5. Рассмотреть возможность применения мероприятий энергоэффективного капитального ремонта МКД, включиться в программу энергоэффективного ремонта МКД, что дает возможность привлечь в капитальный ремонт зданий федеральные средства.
6. Проанализировать проблемы и причины снижения платежей по спецсчетам взносов на капитальный ремонт МКД, определить ответственность уполномоченных лиц, указанных в документах общих собраний собственников при принятии решений
о переходе из котлового способа на спецсчета, подготовить предложения для решения этого вопроса.
7. Провести анализ реального влияния сдерживания объемов возможных планируемых ремонтных работ в связи с высоким порогом (95%) уровня собираемости взносов. Оценить возможностью снижения порога до 90% при условии сохранения и возможного улучшения эффективности выполнения ремонтных работ, сохранения уровня собираемости взносов и финансовой устойчивости ФКР.
8. Фонду капитального ремонта усилить работу с управляющими компаниями по повышению собираемости взносов, а также вовлечению управляющих компаний, ТСЖ, ТСН к координации и участию в проведении работ по капитальному ремонту, включая начальные стадии планирования и подготовку проведения работ.
9. С целью повышения заинтересованности и активизации деятельности подрядных организаций предложить ограничить 3 годами срок пребывания в реестре подрядных организаций капитального ремонта для фактически не участвующих в программе ремонтов организаций в течение этих 3 лет (находятся в реестре, но в программе не участвуют).
10. Активизировать в СМИ, интернет-ресурсах положительный опыт проведенных работ по капитальному ремонту, с откликами жителей домов, что будет однозначно способствовать повышению доверия граждан и оплаты взносов.
11. Закончить в возможно кратчайшие сроки формирование структуры управления Забайкальским фондом капитального ремонта, в том числе сформировать общественные структуры, участвующие в деятельности фонда.
Общественной палате Забайкальского края:
1. Совместно с Правительством Забайкальского края, МОП, Ассоциацией Советов муниципальных образований подготовить и внести предложения по созданию рабочей группы по вопросу активизации и развитию территориальных органов самоуправления. В составе рабочей группы подготовить и внести предложения в «дорожную карту» по активизации привлечения граждан к участию в процессах самоуправления как территорий, так и общего имущества МКД.
2. Содействовать активному участию жителей края в мероприятиях, проводимых в рамках реализации программы новой системы обращения с ТКО, провести заседание круглого стола по разъяснению территориальной схемы обращения с ТКО, решению проблем системы обращения с ТКО.
3. В мае-июне 2021 года подготовить и провести заседание круглого стола по теме «Оценка проблем и выработка предложений по решению проблемных вопросов при реализации регионального проекта обращения ТКО в Забайкалье». Заседание провести
с приглашением уполномоченных представителей органов власти, представителей предпринимательского сообщества, регионального оператора по обращению с ТКО, представителей управляющих компаний и ТСН, РСТ, Прокуратуры. На заседании рассмотреть как целевые вопросы: проблемы заключения договоров на обращения с ТКО, между региональным оператором, гражданами и юридическими лицами, проблемные вопросы схемы организации, размещения и содержания контейнерных площадок, графиков вывоза, проблемы несанкционированных свалок, проблемы операционной деятельности регионального оператора.
4. Совместно с членами муниципальных общественных палат, в том числе с выездом
в районы края, вести разъяснительную работу по вопросам новой системы обращения
с ТКО, выявлять проблемные вопросы.
5. Совместно с Региональным отделением Национального центра «ЖКХ-Контроль» организовать систематический прием граждан по проблемам ЖКХ с участием опытных экспертов сферы, в том числе юридического профиля.
6. Активизировать взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями по оперативному информированию и решению вопросов по жалобам и обращениям граждан, связанным с поставкой ресурсов, деятельностью управляющих компаний и ТСЖ.
7. Подготовить и внести предложения по созданию системы, вариантов обучения в сфере ЖКХ для граждан, в первую очередь пожилых людей, обеспечить участие в обучении общественников, имеющих опыт работы в сфере ЖКХ.
8. Провести круглый стол совместно с Уполномоченным по правам предпринимателей
в Забайкальском крае и АО «Водоканал»: по вопросу применения Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 №?728.
9. Провести Круглый стол по вопросу качества холодного водоснабжения совместно с Государственной инспекцией Забайкальского края, Администрацией городского округа «Город Чита», Региональным центром общественного контроля в сфере ЖКХ НП «ЖКХ Контроль», АО «Водоканал»: в Центральном районе г. Читы (в т.ч. мкр Октябрьский, Царский). Цель: проведение комиссионного отбора проб холодной воды на сетях АО «Водоканал», УО и у собственников помещений.
10. Провести Круглый стол совместно с РСО и УК с Государственной инспекцией Забайкальского края, Службой судебных приставов по вопросу выявления причин, решению проблемы снижения задолженности, в том числе взыскания её с собственников помещений, на предоставленные жилищные и коммунальные услуги.
11. С целью выявления вариантов повышения финансовой устойчивости деятельности комплекса ЖКХ, совместно с РСО, подготовить и направить в Правительство Забайкальского края запрос о возможности изменения регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
12. Внести корректировки в планы работ Общественной палаты в связи с принятыми дополнительными мероприятиями на прошедшем форуме.
13. Организовать мониторинг выполнения рекомендаций Жилищного форума - 2021, на очередном Жилищном форуме в 2022 году проинформировать его участников
о выполнении рекомендаций Форума 2021 года.
Органам местного самоуправления Забайкальского края:
1. Совместно Правительством Забайкальского края, Ассоциацией Советов муниципальных образований, Общественной палатой Забайкальского края внести предложения и участвовать в создании рабочей группы по вопросу активизации и развитию территориальных органов самоуправления. Провести детальный анализ деятельности ТОСов на территории органов местного самоуправления, подготовить предложения в «дорожную карту» по активизации и созданию ТОС на территории Забайкальского края.
2. В рамках полномочий муниципальных органов власти, органов местного самоуправления и заинтересованных лиц, совместно с региональным оператором, активизировать работу по ликвидации стихийных несанкционированных свалок с выявлением конкретных физических и юридических лиц, формирующих несанкционированные стихийные свалки, с выявлением и определением причины таких действий.
3. В средствах массовой информации муниципальных образований, в располагаемых интернет-ресурсах активизировать информационную работу по разъяснению вопросов, связанных с реализацией новой системы обращения с ТКО. В муниципальных образованиях и поселениях при наличии многоквартирных домов разъяснять вопросы организации и проведения капитального ремонта зданий.
Ресурсоснабжающим и управляющих организациям, осуществляющим деятельность на территории Забайкальского края
1. Разработать, разместить на своих интернет-ресурсах, направить в адрес Министерства ЖКХ и Общественной палаты Забайкальского края памятки для жителей с наиболее часто встречающимися вопросами по профилю деятельности организации.
2. Направить в адрес Министерства ЖКХ и Общественной палаты Забайкальского края перечни мобильных приложений, интернет-ресурсов, которые можно использовать для подачи заявок собственникам помещений.