Предвыборная агитация: зачем нужна и как должна проходить?

В настоящее время идет процесс активной предвыборной агитации, которая обрушивается на нас из всех средств массовой информации, баннеров, растяжек и так далее. Зачастую информации так много, что она вызывает негативную реакцию и желание вообще не ходить на выборы. О том, что представляет собой «предвыборная агитация» и зачем она нужна, рассказала доцент кафедры теории, истории и государственно-правовых дисциплин Читинского института филиала Байкальского государственного университета, кандидат юридических наук, член Общественного штаба по наблюдению за выборами Оксана Борисова.  

Предвыборная агитация – это гарантированная законом деятельность, которую вправе осуществлять политические партии и зарегистрированные кандидаты с целью побудить избирателей голосовать за себя. Следовательно, это, в первую очередь, право политических партий и кандидатов агитировать нас с вами голосовать за себя. Но этот процесс еще и дает возможность избирателю познакомиться с теми политическими силами, которые претендуют на места в Государственной Думе, узнать их цели, задачи, программы.

Агитация должна соответствовать требованиям закона, которые установлены в статьях 62-69 Федерального закона № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В законе закреплено, что предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Но так как предстоящие выборы будут проходить в течении трех дней, то – в ноль часов по местному времени первого дня голосования. Таким образом, на выборах 2021 года так называемого дня тишины не будет, но агитировать в дни голосования в любом случае запрещено.

При проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы, сбор подписей избирателей, участие в проведении предвыборной агитации; производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, сбор подписей, участвовавших в предвыборной агитации, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции; оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг.

Не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами депутатов Государственной Думы.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб деловой репутации политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, чести, достоинству или деловой репутации кандидата, обязаны предоставить соответствующим политической партии, кандидату возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации. Контроль за соблюдением требований проведения предвыборной агитации возложен на избирательные комиссии. Предвыборная агитация – это не только право, предоставляемое законом политическим партиям и кандидатам, привлечь наши голоса, но и возможность, предоставляемая законом нам, сделать осознанный и правильный выбор.

Анна КАЗАК

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.