Интересное и многообразное Забайкалье

На протяжении более двух лет индустрия путешествий что в мире, что в стране, что в крае переживает различные потрясения. Пандемия коронавируса и всё прибывающие санкции оставили неизгладимый след и на внутреннем туризме в Забайкалье. О состоянии отрасли и её перспективах мы поговорили с начальником отдела развития туризма министерства экономического развития региона Татьяной Ворониной.

– Татьяна Валерьевна, последние два года были тяжёлыми для отрасли: сначала пандемия коронавируса, а после международные санкции, введённые из-за специальной военной операции на Украине. Как наш отдел справляется с трудностями?

– Годы, безусловно, непростые. С другой стороны, они дали стимул для развития. Везде нужно искать возможности. Оба события дали понять, что необходимо развитие внутреннего туризма, так как имеются ограничения по передвижениям.

Многие туристы пересмотрели свои планы, свои направления и поменяли поездки даже в рамках страны. Люди выбирают отдых и путешествия в своём регионе, либо где-нибудь рядом, чтобы быть «поближе к дому» – там, где спокойнее.

– Какие сейчас основные направления работы?

– У нас внутренний туризм только-только встаёт на ноги. Ранее он, по большей части, был в стихийном и неорганизованном виде. Сейчас область приводится в соответствие стандартам отрасли: создаются новые маршруты, проекты и программы.

С конца 2020 года у нас активно проходит классификация коллективных средств размещения. Это всё, что касается размещения туристов: гостиницы, хостелы, базы отдыха. Они у нас должны быть в федеральном реестре классифицированных средств. С января 2022 года это является обязательным условием.

Всё приводится к определённым стандартам. Турист получает определённую степень безопасности, проводятся все необходимые мероприятия. Человек понимает, какой уровень сервиса он получит, разместившись в коллективном средстве определённой категории.

Далее идёт активная сертификация маршрутов. Места остановок, точки питания, сопровождение групп, дополнительные услуги – всё протоколируется. Сертификация маршрута подразумевает, что мы получаем большой и полный пакет документов с набором определённых договоров между контрагентами. Туроператором под этим пакетом ставится подпись, подтверждающая, что клиент получает готовый и упакованный продукт определённого качества. Маршруты у нас разные. Есть экскурсионные, которые меньше суток, без остановки на ночлег, есть и большие на несколько дней.

Третье направление работы – это обучение гидов-экскурсоводов. В этом году у нас ещё первая небольшая группа инструкторов-проводников прошла обучение. С июля 2022 года обязательным условием является аттестация и аккредитация гида-экскурсовода на определённом маршруте. Это не просто первый встречный, имеющий возможность и желание рассказывать какую-то информацию, а подготовленный человек с соответствующим документом на этот вид деятельности.

– Как работаете над привлечением новых туристов?

– Мы понимаем, что развитие туризма на нашей территории зависит от продвижения нашего продукта. Сейчас мы активно участвуем во всех мероприятиях по продвижению. Наши туроператоры представляли свои продукты на международной выставке МИТТ в Москве как в прошлом году, так и в этом. Мы участвуем в онлайн-выставках – это удобный формат. Одна из выставок была международной – это RED China, то есть мы конкретно, на перспективу, «целились» в китайского туриста. Мы понимаем, что когда-нибудь граница откроется, и наш турбизнес к этому готовится.

Также мы активно участвуем в конкурсах, премиях. Накануне провели три региональных этапа Всероссийских конкурсов «Маршрут года», «Сувенир года» и «Событие года». Отобрали финалистов, которые будут представлять свои проекты на уровне страны. Это всё инструменты продвижения.

Мы не получим быстро туристов извне. Не только в силу отдалённости, хотя это тоже важный фактор. Люди, попадающие в Забайкальский край, не имеют чёткого представления о том, куда здесь можно поехать, потому что это не совсем сформировано, оформлено и представлено. Сначала нам нужно создать какую-то «картинку», раскрутить её, заинтересовать туристов, чтобы они знали, где тут можно путешествовать. Для этого всё и делается.

– Какие у забайкальцев сейчас популярные маршруты?

– Популярными остаются маршруты, существующие уже давно. Агинский округ предоставляет много «точек притяжения»: это и национальный парк «Алханай», и экскурсии в дацаны, и агинская степь с озером Ножий, причём на одном месте могут быть разные программы. Они могут быть культурно-познавательными, спортивными, паломническими и этнографическими.

Популярно направление Нерчинска. Туда собираются разные категории туристов, в том числе детские группы. Менее активным, вероятно, в силу отдалённости, но всё же востребованным, является направление Даурского заповедника. С прошлого года активный туристический поток, причём не только из Забайкальского края, идёт во вновь открывшийся ленд-арт парк «Тужи».

Арахлейские озёра, конечно, популярны. Туда есть дневные экскурсионные группы. Это место отдыха и для наших жителей, и для гостей региона.

Есть у нас достаточное число экскурсионных маршрутов в окрестностях Читы, пользующихся большим спросом. Это и «Красная Горка», и Кадалинские «Дворцы», – природные объекты, куда удобно добираться туристам.

Сейчас хорошо пошла программа в Улётовский район в село Новосалия к семейским в гости. Там творческий коллектив Дома фольклора представляет свою программу, которая пользуется большой популярностью. Разные туроператоры, турагентства, турклубы туда собирают группы.

– Судя по сказанному, север региона остаётся незадействованным. Отсюда вопрос: какие районы, города, сёла, при условии создания инфраструктуры, могут в будущем стать «точками притяжения»?

– Север может ей стать, но пока в силу своей отдалённости и недостаточной инфраструктуры запуск там массового туризма невозможен. Однако, пусть и стихийный, но туризм есть – национальный парк «Кодар» (находится в Каларском районе – прим. ред.) периодически принимает группы туристов.

Эти вопросы в разработке. Создание инфраструктуры – дело не одного дня, месяца и, наверное, даже года. Нужны качественно разработанные мастер-планы, продуманные и просчитанные проекты, необходимые инвесторы. Это комплексная работа – она ведётся: ведётся по нескольким направлениям.

По малым городам: многие города сейчас участвуют в программах по благоустройству, и какие-то свои мероприятия стараются поднять на более интересный уровень. В этом году к нам с предложением вывести на туристический уровень фестиваль «Во глубине сибирских руд» в Петровск-Забайкальском пришёл Краеведческий музей. Мы уже посетили город, туроператоры познакомились с программой и сейчас предлагают туристам продукты для посещения этого мероприятия.

Сретенский район сейчас заявляется на посещение со своим проектом «Багуловый браслет». Вообще, в перспективе, это межмуниципальный маршрут, который может объединить несколько районов. На сегодняшний день цельную программу представили Сретенский и Балейский районы. Туроператоры уже посмотрели сретенский участок маршрута – это уже почти готовый продукт, который нужно дооформить. Это направление, однозначно, будет развиваться. А далее мы «подхватим» и Балейский район, и все, которые захотят войти в этот проект.

Ещё прорабатывается программа по Краснокаменску. Возможно, у нас даже будет туда сертифицированный маршрут. В идеале, мы бы хотели его видеть, как маршрут промышленного туризма.

На самом деле, представить можно много чего. Нужны предложения и люди, которые будут этим заниматься. В данном случае очень важно, что предлагает сам район.

– Сейчас в крае активно развивается целая система грантовых конкурсов. В их рамках внутренний туризм получает финансовую поддержку.  Насколько это эффективная мера по развитию отрасли?

– Это достаточно эффективная мера. Вообще, большинство проектов могут получать пусть не основную, но достаточно весомую часть финансирования в виде грантовой поддержки, причём различных уровней.

Бюджетные деньги очень ограничены, очень регламентированы. Они целевые. Средства на что-то большее, на что-то дополнительное не только предприниматели, но и инициаторы проектов могут получить на грантовых конкурсах.

Причём, повторюсь, в такие конкурсы могут заявляться не только предприниматели, для которых гранты – дополнительная поддержка. Заявляться могут и НКО, для которых грантовая поддержка – основная. Это перспективное направление.

– Почему забайкалец должен путешествовать внутри региона, а не уехать куда-нибудь ещё?

– Уверена, большинство забайкальцев даже не знает, сколько у нас здесь можно посмотреть. Многие объекты можно посещать не один раз и по разным программам, повторюсь, культурно-познавательным, спортивным, этнографическим и паломническим.

Забайкалье настолько многообразно, настолько интересно, что по нему можно путешествовать и путешествовать, и открывать для себя всё новые какие-то вещи.

Руслан МАТВЕЕВ

Фото автора

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.