Дороги Забайкалья. Перезагрузка

Как власти Забайкальского края объявили войну извечным ямам на федеральных и региональных трассах региона

Дорожный фонд Забайкальского края с момента его создания вырос с 4 до 17 млрд рублей. К этим деньгам федеральный центр добавил серьёзные вливания по своим программам, в том числе и прежде всего по «Безопасным и качественным дорогам». Всё это позволило кардинально изменить ситуацию с дорожным строительством в регионе, которая до вхождения региона в состав Дальневосточного федерального округа была весьма критичной. В отрасли осталась масса проблем, которые связаны с качеством исполнения госконтрактов, с наличием достаточного количества подрядчиков и с их желанием работать в отдалённых районах. Но очевидно, что регион оказался в принципиально новой для себя ситуации, когда ключевой задачей является уже не поиск денег для ремонтов краевых и муниципальных дорог, а их качественное освоение.

Этот материал подготовлен в рамках проекта «Герои. Победы. Будущее» — серии публикаций, в которых мы попробуем осмыслить перемены, произошедшие с Забайкальем и его жителями за пять лет с момента появления нового губернатора и вхождения региона в состав Дальневосточного федерального округа. В фокусе нашего внимания не только достижения, но и перспективы Забайкальского края на следующие 5 лет.

СЧАСТЛИВЫЕ ЗАБАЙКАЛЬЦЫ – ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА РЕМОНТА

В нацпроект «Безопасные качественные дороги» (БКД) Забайкальский край вступил в 2019 году. Был составлен первоочередной план поэтапного восстановления дорог регионального и муниципального значения. Появление серьезного финансирования мгновенно выявило основную проблему: в регионе к 2019 году просто не осталось подрядчиков, которые были готовы эти деньги осваивать. В итоге правительство края несколько лет было вынуждено набивать шишки, перебирая подрядчиков и вынуждая их исправлять допущенные в ходе работ нарушения. Однако уже на второй год работы по БКД ситуация стала гораздо более управляемой, а количество вкладываемых в дороги денег медленно, но верно начало перерастать в качество.

За 5 лет в Забайкалье обновили 1,4 тысячи километров региональных дорог. Первый по-настоящему масштабный опыт был наработан в читинской агломерации. В краевом центре и его окрестностях с 2019 года проведено такое количество ремонтов дорог, которых тут не было с момента появления в Чите асфальта. Здесь были заработаны те самые шишки, которые позволили постепенно начать распространение дорожного строительства на весь регион.

«Сейчас мы вышли на тот уровень, когда ежегодно ремонтируем более 300 километров дорог. По факту – это в год больше, чем ранее за 10 лет, и этот результат мы даём год за годом. Однако работы еще много, к слову, мы – второй регион в ДФО по размерам дорожной сети. Поэтому, конечно, восстановление дорожного полотна в крае остаётся одной из наших приоритетных задач, над которой мы продолжим работать», – сказал губернатор Забайкальского края Александр Осипов.

В сражениях с нерадивыми и нечистыми на руку подрядчиками губернатор требовал от исполнителей менять концептуальный подход к делу. Благодаря этому ремонты стали проводить часто в круглосуточном режиме, учитывать интересы водителей и пешеходов, контролировать ход работ начал не только глава региона, но и руководители всех муниципалитетов, министры и вице-премьеры. Главным критерием качества дорожного ремонта Александр Осипов назвал «довольных дорогами забайкальцев».

Участки для ремонта в Забайкалье определяют по числу проживающих на территории, расположению социально значимых учреждений, пассажиропотоку, состоянию дорожного полотна. Сегодня объёмы ремонта дошли до таких масштабов, когда в этом списке появился ещё один пункт – нужно сделать доступными туристические объекты края. Именно этот акцент позволил получить новую дорогу до Арахлея. Благодаря этому удалось привести в порядок грунтовку до знаменитого уже на всю страну ленд-арт-парка «Тужи» в селе Укурик. Полностью восстановлена дорога от федеральной трассы «Байкал» до реанимированного курорта «Кука» в Читинском районе. Ремонтируются дороги к национальному парку «Алханай» в Агинском округе и трасса от Агинского до Нижнего Цасучея.

«За пять лет мы привели порядка тысячи региональных дорог в нормативное состояние. Учитывая масштабы края и сравнивая Забайкалье с другим регионами на Дальнем Востоке, наверное, больше всех в рамках БКД сделали. Сейчас планируем эти работы удвоить и поручение от губернатора такое получили. Рассматриваем различные механизмы финансирования. Не только средства дорожного фонда, но и такие средства, как концессионные соглашения. Уже с потенциальными концессионерами проводим переговоры», – рассказал министр строительства, дорожного хозяйства  и транспорта Забайкальского края Алексей Гончаров (https://gtrkchita.ru/news/sotssfera/v-blizhaishie-piat-let-v-zabaikale-planiruiut-otremontirovat-4000-kilometrov-dorozhnykh-arterii-67375/).

В этом году по нацпроекту в регионе обновят 45 участков дорог общей протяженностью 347 километров. Это трассы в Чите и 18 районах края. Есть и прогноз на будущее, которое вообще-то очень близко: к 2030 году 70% районных дорог и 86% дорог Читы станут ровными. А значит, ездить из района в район станет комфортнее, быстрее, проще.

А ЧТО С МОСТАМИ В ЗАБАЙКАЛЬЕ?

За прошедшую пятилетку в регионе отремонтировали 21 мост, четыре из них – в краевом центре. Большинство сооружений не видели ремонта десятилетиями. И при проведении этих ремонтов где-то шли на риски ради скорости и финального результата. Так в Чите одновременно ремонтировали два соседних моста через Читинку - и это тоже из серии нового подхода.

Одним из масштабных проектов стала реконструкция путепровода 40-х годов и моста в Дарасуне. В 2013 году регион получил этот участок из федеральной собственности в удручающем состоянии. Но махнуть на него рукой было нельзя. Путепровод и мост делят Дарасун на две части. И именно по ним к жителям добираются бригады скорой помощи, полиции, пожарных, а дети едут в школу и домой. Потому власти взялись за сложный, сулящий немало препятствий ремонт. И зимой 2021 года по обновлённому путепроводу над Транссибирской магистралью поехали машины.

Ещё один сложный мост в Забайкалье пришлось буквально строить взамен разрушенного паводками. В 2018 году Каштакский мост через реку Чита рухнул, не выдержав напора поднявшейся воды. Ремонт сооружения попал в нацпроект и получил поддержку федерального центра. В итоге движение по нему открыли 1 декабря 2021 года.

Не обойдут стороной ремонты забайкальских мостов и в этом году. До конца 2024-го в крае обновят восемь мостов общей протяжённостью 926 метров. А в планах на ближайшую пятилетку в Забайкалье реконструировать 259 мостов и 11 путепроводов, это обеспечит комфортное передвижение для 390 тысяч жителей края.

В работе с региональными дорогами миссия по их реанимации с показателя «невыполнимо» сдвинулась до стремления нарастить темпы ремонта вдвое. Значит, поговорка про «направления вместо дорог» скоро будет неактуальной. В целом даже в самых отдалённых районах появилась надежда на то, что когда-то все дороги в крае будут приведены в нормативное состояние. Один из символов этой надежды – асфальт в Александровском Заводе, где его не было вообще никогда. Или полностью асфальтированная дорожная сеть в крохотном селе Урда-Ага. Или начало приведения в нормативное состояние дороги от Приаргунска до Краснокаменска.

В Забайкалье проходит самый массовый опрос общественного мнения за всю историю края в рамках проекта «Герои. Победы. Будущее». Результаты этого исследования станут основой для работы регионального правительства на ближайшие пять лет. Пройти опрос можно на сайте glavnoe75.ru, на портале «Госуслуг» в разделе «Опросы», а также у волонтеров – их можно найти на самых оживленных улицах городов и сел края. Мнения и предложения лягут в основу программы развития Забайкальского края на следующие пять лет. Мнения забайкальцев систематизируют и направят в правительство края для формирования долгосрочных и среднесрочных планов работы. Анкета состоит из трех разделов, и ее заполнение займет не более 10 минут.

Сергей АЛЕКСАНДРОВ

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.