Александр Тылькевич: Семья должна быть у каждого
Имя настоятеля Петропавловского храма города Шилки протоирея Александра Тылькевича известно многим забайкальцам. Звучит оно и за пределами нашего края. Сегодня в рамках нашей постоянной рубрики «Твои люди, Забайкалье» он расскажет читателям о себе, своих проектах, реализуемых в нашем регионе, и своих взглядах на проблемы воспитания детей.
Его величество случай
Слушая рассказ этого могучего человека с добрыми глазами, которого его прихожане ласково называют батюшкой Александром, поражаешься тому, насколько удивительна его судьба. Необычна и интересна история его предков, необычен тот путь, который привел о. Александра к Богу.
– Три поколения моей семьи прожили в Ташкенте, поэтому я хорошо знаком с местными обычаями, традициями и языком, – начинает свой рассказ батюшка. – Мой прапрадед в то далекое время прикрывал отход Деникина морем. Когда же стало ясно, что все они погибнут, он отпустил свою жену, мою прапрабабушку, с двумя малолетними детьми на руках, чтобы спаслись хотя бы они. Их наверняка ждала бы неминуемая голодная смерть, если бы не случай, который смело можно назвать чудом – море выбросило на берег дельфина, которым они питались два дня. Господу было так угодно, что через некоторое время скитаний моя прапрабабушка встретила человека, который впоследствии стал ее мужем. То есть Тылькевич – это фамилия человека, который спас мою семью, и я ношу ее с гордостью. Наша настоящая фамилия – Астаховы. Дед был железнодорожником, и жил в неплохом по меркам того времени доме, который сильно понравился «товарищу в кожаной курточке». Но дед меняться с ним не согласился, и через некоторое время его предупредили, что через полчаса за ним придут. Он успел собраться до ареста и скрылся в неизвестном направлении. Спустя полгода он каким-то образом переслал моей прапрабабушке весточку, в которой говорилось, что он находится на афганской границе. Вот так мои предки обосновались в Термезе, откуда впоследствии переехали в Ташкент.
Решение принято
Судьба забросила четырнадцатилетнего Сашу в поселок Куанда, на «Золотое Звено», когда его родители приехали туда работать на БАМе. Затем была Чара. В Ташкент Александр так и не вернулся и остался жить в городе, где прошла его юность и где у него были многочисленные друзья. Навыки, полученные во время срочной службы (а служил он в танковых войсках), позволили ему работать на гусеничной технике. Затем была служба в ЛОВД на ст. Новая Чара, куда Александр пошел работать, как это часто случается у молодых и горячих людей, на спор. Как бы то ни было, закончил свою службу в милиции Тылькевич в должности начальника штаба отдела. Причиной его ухода из органов стало то, что он решил посвятить свою жизнь служению Богу. Казалось бы, вещи на первый взгляд почти несовместимые – милиция и храм.
– Действительно, начальство, узнав о моем увольнении, просто впало в бешенство, – продолжает отец Александр. – Они потребовали от меня отработать положенные по закону две недели, в течение которых тщетно пытались меня отговорить от «такого необдуманного поступка». Однако этого не произошло, и случилось то, что случилось.
На вопрос о том, что послужило поводом для принятия такого серьезного решения, Александр Тылькевич отвечает, что предпосылки к этому периодически возникали в его жизни.
– Может это и не стоит воспринимать в серьез, но когда я был студентом, мне пришлось сдавать «Теорию государства и права» одному очень строгому и въедливому преподавателю. И вот накануне экзамена я пришел в храм и, не зная тогда ни одной молитвы, просто обратился к Богу со своей насущной просьбой, пообещав в случае удачи принять Крещение. На следующий день в моей зачетке красовалась четверка по этому ненавистному для многих моих сокурсников предмету, – вспоминает он.
Несомненно более серьезным поводом для принятия решения послужила болезнь полуторагодовалой дочки Александра. После перенесенной ей операции на сердце он услышал от хирурга слова, буквальным образом перевернувшие его жизнь: «Я сделал все, что мог, теперь молитесь». Поначалу эта фраза просто вывела молодого отца из себя.
– Мы тогда заложили все наше имущество, чтобы сделать операцию дочери. А хирург мне заявляет – молись. То есть если исход будет печальным для нас, значит это я плохо молился! – говорит он. Немного поостыв, я все-таки решил последовать его совету. А моя супруга тогда впервые исповедовалась в больничной часовне. К счастью, наш ребенок выжил, однако ее состояние после выписки из больницы внушало нам опасения – это постоянно повышенная температура, расстройство сна, беспокойное состояние.
Тогда молодые родители приняли решение крестить маленькую дочку. Вспоминая это событие, о. Александр говорит:
– Я высказал батюшке, крестившему дочь, свой беспокойство по поводу очень холодной воды в купели, на что услышал такой ответ: «Если твой ребенок умрет во время таинства Святого Крещения, то это будет первый человек, умерший на крещении». Его вера заметно ободрила меня. И на самом деле все прошло благополучно, и впоследствии мы с супругой не имели никаких проблем с нашей дочкой. Она быстро пошла на поправку, и мы только успевали радоваться ее успехам. Сейчас она осваивает профессию детского врача, и у нее все хорошо.
Вот так постепенно росла и крепла в Александре уверенность в том, что его предназначение заключается отнюдь не в службе в рядах милиции. Последним и решающим штрихом в этом стала его личная встреча в Северобайкальске с епископом Евстафием, который напрямую сказал Александру о том, что, послужив родине, можно послужить и Богу. В то время Александр уже прислуживал на алтаре в строящемся в Чаре храме.
– Тогда я возразил ему, сказав о том, что я не вижу в себе ни одного достоинства, которое могло бы сделать из меня священника. Мол, я состою из сплошных недостатков, нетерпим, вспыльчив и не хотел бы видеть эти качества ни в каком священнике, – сознается Тылькевич. – Ответ епископа был напрочь лишен лицемерия и обескуражил меня. Он заявил мне «по секрету», что он тоже о себе такого же мнения.
Приход, который стал родным
После обучения в епархии и принятия таинства Рукоположения отец Александр был направлен в Шилку, в приход Храма Святых апостолов Петра и Павла, где он является настоятелем вот уже восемнадцатый год. По признанию батюшки, не все шло и идет гладко. Особенно было тяжело первые три года, когда им даже не платили зарплату, просто нечем было. К счастью, Господь даровал силы, и в настоящее время отец Александр является настоятелем двадцати храмов – отстроенных, строящихся и походных. Кроме финансовых трудностей имели место и другие. К сожалению, далеко не все жители способны с пониманием и уважением относиться к служителям церкви.
– За первое время наш храм пять раз грабили, были случаи нападения на меня. Тогда до меня дошел наконец смысл слов, сказанных мне до отправки сюда: «Пятерых батюшек там уже съели, ты шестой». К счастью, все неприятности позади, и мы с верой смотрим в будущее.
Та самая «Детская деревня»
Отец Александр вместе с супругой воспитывают двенадцать детей, в том числе приемных. По его словам, любить не только своих, но и чужих детей он «научился» еще во времена работы в транспортной милиции, когда снятых с поездов малышей ему приходилось приводить домой по причине отсутствия в далекие 90-е специальных социальных центров. Эти детишки жили в семье Тылькевичей до того момента, пока решался вопрос с их определением. Поэтому то, что сейчас отец Александр занимается вопросами детей, оставшихся без попечения родителей, не удивительно.
Проект «Детская деревня», который отец Александр начал реализовывать десять лет назад, известен многим. Он заключается в том, что на территории, расположенной рядом с храмом, должна быть обустроена жилая и досуговая зона для детей-сирот. По проекту это четыре дома, в которых детишки проживают со своими приемными родителями. На данный момент стараниями настоятеля и его помощников уже очень много сделано. Возведены два дома, в каждом из которых нашли себе родителей и приют по восемь детишек. В планах сооружение конно-спортивной площадки для занятий иппотерапией.
– Особенностью нашего проекта является то что, в отличие от других подобных, он подразумевает родителей настоящих, – говорит священник. – То есть двое людей, находящихся в браке, воспитывают приемных детишек, за что получают зарплату. Ценность того, что родители у детей постоянные, велика. Представьте себе ситуацию, когда ребенка в обычном детском доме воспитывают четыре воспитателя, работающие посменно. У каждого из них свои требования, свой внутренний мир, свои наклонности. Добавьте к этому пятый мир – мир самого ребенка. И что в итоге? По статистике, в среднем только 10 % выпускников детских домов адаптируются к социальной среде. Остальные 90 % – это наркотики, суициды, уголовщина и т. д. Если вдуматься в эти цифры и перенести их на любое другое производство – в какой другой сфере работнику будет позволено выпускать 90 % брака? Это, конечно, довольно грубое сравнение, однако факт остается фактом. Я рад, что в нашей семье эта статистика нарушена. Все наши дети занимаются музыкой, имеют навыки ведения домашнего хозяйства. Шестеро из них уже живут самостоятельно, мы продолжаем воспитывать еще шестерых.
По мнению о. Александра, детей необходимо с раннего детства приучать к труду, самостоятельности, ответственности. Ведь корни общеизвестной проблемы, когда выпускники детских домов не могут найти свое место в этой жизни, даже имея собственное жилье, кроются именно в этом.
– У нерчинцев есть с этим печальный опыт. В свое время они построили большой дом для детей-сирот. Через какие-то полгода стали видны результаты этого «благого дела» – дом пришел в плачевное состояние, половина квартир была сдана гастарбайтерам, а все воспитанники жили в одной-двух квартирах. А все почему? – рассуждает отец Александр. – Дети никогда не работали, не вели домашнее хозяйство, они элементарно не могут заварить себе чай. Такие вот проекты, как наш, эти проблемы успешно решают.
Батюшка убежден, что детей надо воспитывать на личном примере, доверять им.
– Мальчишки ведь любят, когда им доверяют выполнение ответственных заданий, особенно когда их хвалят. К примеру, я доверяю сыну косить траву, уже понимая при этом, что от диска косы к вечеру ничего не останется. Но я иду на этот шаг – ему же нужно учиться, – рассказывает он. – И без проявления строгости здесь никак не обойдешься. Ведь сам процесс воспитания непременно включает в себя элемент некого принуждения, естественно, направленного на благие цели. Нужно учить ребенка переступать через себя и выполнять то, что ему может не нравиться. Элементарный пример – очень многие дети не любят чистить зубы. Как поступить родителю – позволить им не выполнять эту неприятную для них процедуру? И так во всем. Нельзя человека научить чему-либо, если он сам себя не пересиливает.
На вопрос о том, насколько охотно люди откликаются на предложение взять в свою семью приемных детей, отец Александр отвечает, что для этого необходимо вести разъяснительную и организационную работу.
– К примеру, взять село Каренга, расположенное на севере нашего края. Из 157 жителей там шесть поэтов, два писателя и два музыканта. Кто скажет после этого, что в селе нет достойных людей, способных дать приличное воспитание детям? Если им при этом помогают решить все организационные вопросы и платят достойную зарплату, то почему нет? Зачастую северяне не могут приехать в центр для того, чтобы собрать все необходимые документы, пройти медицинскую комиссию. Я всегда говорю о том, что готов за свои средства отвезти нужных специалистов туда (в хозяйстве прихода имеется вездеход – прим. авт.), а потом пусть селяне приезжают к нам и выбирают детей. Что касается заработной платы, то сейчас она составляет 12 тысяч за одного ребенка. Для сравнения – в обычном детском доме на каждого воспитанника тратиться от 30 до 60 тысяч рублей в месяц. Естественно, что и в таком благом деле не обойдешься без решения финансовых вопросов. Мы тоже выживаем благодаря постоянным стараниям – выигрываем гранты, ездим в Москву, освещаем наши проекты. Находятся и добрые люди, готовые оказать нам поддержку. Хочется сказать им спасибо.
Планов громадье
Еще одним «детищем» отца Александра является проект «Детское подворье», реализация которого уже успешно начата. Глава сельского поселения «Мирсановское» Светлана Федоровна Абрамова выделила на эти цели землю. На этой территории планируется построить дома, в которых будут жить дети и их приемные родители. Семья Тылькевичей тоже обоснуется там. Тем более, вопрос с образованием детей снимается. Они будут обучаться в Мирсановской кадетской школе. На сегодняшний день дети проживают в казармах. На территории построена конюшня, дети охотно занимаются верховой ездой, ухаживают за лошадями. Супруга Александра преподает в школе химию и биологию, сам он поднимает подворье.
– Дети увлечены, им некогда скучать, нет времени для дурных дел и мыслей, – говорит настоятель. – В их коллективе нет понятия дедовщины, АУЕ, есть дисциплина, которая одна для всех – и для курсантов, и для гражданских. Естественно, как и в любом мальчишеском коллективе, возникает проблема лидерства. Мальчишки регулярно участвуют в различных спортивных соревнованиях, «Зарницах», причем делают это очень успешно. Некоторые из городских детей никогда не видели настоящих лошадей, им это очень интересно, они чувствуют себя востребованными. Они занимаются сельскохозяйственными работами. На данный момент мы нашли общий язык с региональным министром социальной защиты Андреем Михайловичем Федотовым, заключили договор с сельскохозяйственным институтом. В общем, планируем и дальше развиваться в этом направлении.
Интересно, что для «Детского подворья» были разработаны собственные проекты домов, которые вместо привычной всем квадратной формы будут иметь круглую. Отец Александр с улыбкой отмечает – это чтобы не ставить детей в угол. Единственное квадратное здание на территории – это конюшня. По его словам, стоимость такого вот дома примерно 1 миллион рублей. В мечтах, чтобы каждый выпускник до ухода в армию построил такой дом, чтобы потом вернуться и жить там своей семьей.
– Дома должны строиться на разных концах села, чтобы каждому из наших выпускников родная жена была ближе любого приятеля. Потому что семья – это самое главное для любого человека. Она должна быть у каждого, – убежден отец Александр.
Екатерина Скороход