Абдугаффор Рахимов: «Мой дядя участвовал в освобождении блокадного Ленинграда»
9 Мая прошло, но мы продолжаем отмечать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне на страницах нашей газеты. И сегодня о старших родственниках, которые внесли большой вклад в разгром фашистской Германии, рассказывает председатель Забайкальской региональной общественной организации «Союз народов Таджикистана» Абдугаффор Рахимов. В первую очередь о своём дяде Абдулазизе Кодирове, ветеране Советско-финляндской войны и Великой Отечественной войны, которому в этом году исполнилось 106 лет.
– Абдугаффор Абдурахмонович, знаю, что вы хотели сосредоточиться на славной биографии вашего дяди, но для начала давайте вспомним и других ваших родных, принявших участие в Великой Отечественной войне.
– Мой отец был призван на фронт в 44-м году в возрасте 17 лет. Демобилизовался в 51-м году, будучи членом коммунистической партии. Работал 4 года секретарём исполкома в Шахринавском районе, а позднее трудился учителем истории. Он очень хороший историк был. У него даже кличка была – Левитан. Он так громко и звонко в парадах говорил, как Левитан. В 1977 году он поехал туристом в Германию, и там у него прихватило сердце. Умер. 51 год ему был. Может быть, нахлынули воспоминания об освобождении концлагеря Бухенвальд, в котором он участвовал в 1944 году.
А моя мама работала на Большом Гиссарском канале. Это была всесоюзная стройка, от нас копали канал в Узбекистан, чтобы орошать поля для посадки хлопка. Мама ночью шила ватники, рукавицы, а днём таскала на спине мешки с песком. Она даже считается участником войны в тылу.
Дедушка тоже воевал. Начал войну со Сталинграда. Белорусский фронт, Брестская крепость… Он рассказывал нам о том, как они Паулюса (Фридриха, немецкого военачальника, командовавшего 6-й армией, окружённой и капитулировавшей под Сталинградом. – Прим. автора) в плен взяли. Вспоминал, как слушал выступления Сталина, который говорил, требовал, чтобы воевали от души, героически. В 1943 году получил сильное ранение, до конца жизни хромал.
А вот мой дядя, Абдулазиз Кодиров, участвовал ещё в Финской войне в 38-м году, а потом и в Великой Отечественной. Был отличным снайпером, на его счету очень много нацистов. Участвовал в освобождении блокадного Ленинграда и в освобождении Польши. Получил ранение, лежал в госпитале. Рассказывает, что истекал кровью, но стрелял, пока не потерял сознание. Проснулся, говорит, в полевом госпитале. Потом перевезли в Алма-Ату, оттуда в Ташкент, в госпиталь. А в Ташкенте ему сообщили, что его родной брат пропал без вести.
– О брате так ничего и не известно?
– Ничего.
Потом дядя прямо из госпиталя демобилизовался, в начале 44-го года. Приехал на родину, в Таджикистан, где и проживает по сей день.
У него очень много орденов, медалей, в том числе орден Красного Знамени, орден Мужества. У папы моего тоже такие ордена были. Владимир Владимирович (Путин. – Прим. автора) приглашал дядю на парад в честь 80-летия Победы в Москву, но он не смог поехать.
– Вы много общаетесь с дядей. Что он вспоминает о войне?
– Рассказывал, как во время освобождения блокадного Ленинграда солдаты делили хлеб между собой – такими кусочками, чтобы один раз прожевать и всё. Рассказывал, что спирт, который им выдавали, очень поддерживал, потому что в нём было много калорий. Но воевали от души.
– Интересно, вы второй раз говорите, что «воевали от души». Дядя тоже так говорит?
– Ну, он по-другому говорит: «За Родину мы все погибали, никто назад не отходил, – только вперёд. За Родину, за Сталина».
Дядя был командиром отделения. Помню, он рассказывал, что в одной из деревень был случай, когда под мостом спрятались немцы. Наши прошли через мост, а затем услышали немцев, которые потихоньку разговаривали. Вернулись, взяли их. Какой-то немец ринулся на дядю с ножом. Все немцы сразу стали сдаваться, а один вот напал. А у нас есть борьба такая – гуштингири, – и вот приёмом из этой борьбы дядя перекинул немца через плечо, и тот рухнул прямо в речку.
– Как сегодня он живёт? Есть ли у дяди какие-нибудь увлечения?
– Вы не поверите, но он до сих пор занимается обрезкой виноградных лоз. Они где-то в феврале обрезаются, чтобы урожай хороший был. Сын наверху обрезает, а он внизу собирает и, сидя на стульчике, топориком помаленьку рубит ветки. У него свой огород. Есть и сливы, и персики, и черешня с вишней, виноград, груши. Сыновья все делают, а он ходит, контролирует их. Самый старший его сын – заслуженный артист Республики Таджикистан. В своё время окончил ГИТИС в Москве. Он сейчас на пенсии, а был генеральными директором Таджикского государственного молодёжного театра.
– А какая профессия у дяди?
– До пенсии работал учителем филологии, преподавал таджикский язык и литературу. Был отличником министерства образования. В своё время работал директором школы. В районном центре он лидером был. Сегодня его обязательно приглашают, чтобы он благословил то или иное мероприятие. Очень хорошая дикция всегда была.
– Весь 2025 год проходит под знаком 80-летия Победы. Было бы здорово, если бы в этой связи вы обратились к нашим читателям как председатель Забайкальской региональной общественной организации «Союз народов Таджикистана».
– Думаю, желание всего народа и всего человечества в том, чтобы не было войны. Если человек здравомыслящий, то он не хочет войны – не только у нас, нигде на земном шаре. Чтобы человечество жило в мире, в доброте. Чтобы ничего не бояться. Чтобы перед тем, как ложиться спать, не думать: что будет завтра? Может, меня мобилизуют, может, ещё что-то… Чтобы человек думал: завтра встану, пойду поработаю, вот у меня скоро отпуск, поеду куда-нибудь отдохнуть.
Желаю, чтобы не было межнациональных конфликтов, розни. Чтобы наша молодёжь слушалась старших и использовала свой разум в лучшую сторону.
И пожелаю, чтобы быстрее закончилась война на Украине, СВО. Конечно, нашей победой. Вместе мы – сила, победа будет за нами.
Хочу вспомнить стихи Саади, которые написаны на 87 языках у входа в зал совещания ООН в Нью-Йорке:
Потомки Адамовы –
члены единого тела
Единая сущность
в основе основ быть имела.
И если часть организма
недуг вдруг коснется,
Страданьем и болью
всё тело наше отзовётся.
Коль ты равнодушен к другим,
к их несчастью и бедам,
То вряд ли достойно
тебя называть человеком!
Думаю, под этим девизом мы должны трудиться, дружить друг с другом и беспокоиться за боль каждого человека, несмотря на разное вероисповедание, нацию, цвет кожи и разрез глаз.
Беседовал Валентин ОЛЕЙНИКОВ
Фото предоставлены Абдугаффором Рахимовым
Часть материалов номера создана при поддержке губернатора Забайкальского края и Фонда развития Забайкальского края