Ирина Левкович: О соцсетях, культурном туризме и любви забайкальцев к книгам

Концерты, театральные спектакли, выставки и экскурсии в 2020 году из-за пандемии переместились на онлайн-платформы. И на фоне этого Забайкалье не просто в короткие сроки освоило современные технологии, но и поднялось в рейтинге культурной активности на пару строчек. О том, как учреждения осваивали YouTube и соцсети, какой контент был самым популярным и как привлекали молодёжь, рассказала министр культуры региона Ирина Левкович.

- Вы в должности министра меньше года. Какие были ожидания от предстоящей работы и совпали ли они с реальностью?

- Думаю, да. Все задачи первоначального плана, которые я поставила для себя в части сплочения коллектива, принятия моей стратегии и линии управления действующими руководителями подведомственных учреждений, реализовываются. Возможно, не так быстро, как хотелось бы. Но дорогу осилит идущий, я всегда это говорю. Нужно набраться терпения и правильно планировать, чтобы прийти к каким-то стратегическим моментам.

Наверное, самым главным событием начала года стала коллегия министерства культуры, координационный совет с участием глав муниципальных образований, представителей органов исполнительной власти, где мы в целом определили те направления деятельности, которые в будущем позволят выполнять наши задачи. Сегодня мы понимаем, что одни это не сделаем, только вместе.

- Вам пришлось налаживать работу в условиях пандемии. Как учреждения перестраивались на онлайн-режим?

- Это сложный процесс, который требует дополнительных финансовых средств. Всё, что связано с финансами, всегда сложновато решается. Каждое учреждение должно быть готово с точки зрения дезинфекции помещений. При этом мы понимаем, что для нас трудозатраты велики, а наполняемость залов остаётся 50%. В то же время понимаем, что без выполнения показателей по доходной части нам тоже жить тяжело.

Кроме того, наш основной контингент – это люди 65+, особенно в муниципальных образованиях. Люди, которые были вынуждены сидеть дома на дистанционке, а организовывать процесс всё равно нужно было, потому что стояла задача удержать зрителя.

Переход на онлайн-акции потребовал пополнения ресурсной базы. Это компьютерная техника, видеооборудование. Чтобы качественно показать онлайн ту же выставку музейных экспонатов, нужны навыки. Поэтому много работали над качеством контента.

Сегодня мы этому научились, у нас растёт аудитория – прирост к уровню 2019 года составил больше 70%, у нас почти 1,5 миллиона просмотров онлайн-ресурсов, хорошие просмотры в YouTube, социальных сетях. Не случайно мы занимаем 15-ю позицию из 31 региона по информационной открытости. И это даже вызывает спортивный интерес, чтобы учиться и развиваться ещё.

Мы понимаем, что одно и то же дать в Сети мы не можем. И это нам даёт ещё и плюс с точки зрения новых форматов. Включили проектное мышление, начали креативить.

- А что особенно нравится аудитории? Что больше всего смотрят?

- Конечно, те проекты, которые поддержаны федеральной повесткой. Например, «Библионочь». Люди пожилого возраста смотрят практически всё. Наша задача привлечь и молодёжную аудиторию. Очень хорошо смотрят программы РТК «Забайкалье». Выпускаем много роликов для подростков по здоровому образу жизни. Хорошо просматриваются страницы театральных учреждений.

- Эта громадная работа, о которой вы рассказываете, как раз и помогла Забайкалью по итогам 2020 года подняться в рейтинге культурной активности регионов. Что это значит для нас?

- Только то, что у нас ещё всё впереди. Это стартовая точка. Это говорит о том, что у нас есть силы, возможности, знания, ресурсы и есть, куда двигаться вперёд. Надо открывать новые платформы. Да, мы зашли в Instagram, но нужно открывать, например, TikTok, думать о том, как привлечь на наши платформы с других.

- На что надо делать упор?

- На знания. Очень хочется, чтоб в каждом учреждении были люди, которые владеют подобными инструментами. Чтобы мы могли анализировать и мониторить ситуацию. Сегодня мы начали это делать и смотрим, какие публикации набрали больше просмотров и погружений.

Онлайн ещё и влияет на то, кто придёт к нам в реальности. Ведь всё же наша основная работа располагается в концертных залах.

То же самое и библиотеки. Это самый на сегодня крупный ресурс по посещаемости. Они дают нам 45% от суммы посещаемости всех наших учреждений. То есть больше всех людей идёт в библиотеки.

- Честно, неожиданный факт.

- Да. А люди читают, люди идут. У нас грамотные жители. Конечно, там не только чтение книг, но и литературные встречи, мероприятия. В последние годы, особенно в период пандемии, интерес к чтению заметно повысился.

Очень популярны разделы краеведения. Это, наверное, ещё связано с тем, что краеведение активно изучается в школах.

Но и модельные библиотеки – это такой классный инструмент привлечения читателей. Хочется, чтобы в Забайкалье таких библиотек становилось больше. В прошлом году мы их запустили в Чите и Малете, в этом году заводим три – в Узоне, Агинском и Хада-Булаке. И туда тянутся дети, подростки.

- Поймала себя на мысли, что вы уже настолько погрузились в этот онлайн, так умело оперируете разными словами из сферы технологий. Лично вы их быстро осваиваете?

- Поначалу давалось сложно. У меня есть страница в Instagram, и сейчас уже мне это интересно. Мне помогает пресс-служба и моя дочь. Я смотрю, как растёт число подписчиков. Смотрю, какие публикации наиболее популярны. Уже переживаю, если чем-то важным не поделилась с читателями. От меня они порой узнают о некоторых мероприятиях, которые прошли где-то.

- Общаетесь с аудиторией в соцсетях?

- Обязательно. Я сразу всем сказала, что открыта к общению. Практически весь личный приём строится на моём директе. Люди пишут, спрашивают о возможности встретиться. Я поражена, насколько люди неравнодушны к культуре, как много вопросов они поднимают. Пишут и студенты, и артисты.

- Ключевые культурные масштабные мероприятия, творческие коллективы, учреждения в основном сосредоточиваются в краевой столице – в Чите. Как у нас в районах с этим обстоят дела?

- Вы в точку попали. Сегодня наша основная задача – развести эти крупные мероприятия по всем районам. Мы для себя определили приоритетный проект, который назвали «Арт-завод». Он как раз направлен на то, чтобы проехать в каждый район и найти то ДНК района, которое можно в дальнейшем использовать на развитие культурного бренда этого муниципалитета. В каждый район должна выезжать группа историков, журналистов, работников культуры, которые определят этот код.

Мы понимаем, что там, где сегодня идёт большое строительство и зашли крупные предприниматели, там, где увеличивается количество рабочих мест, мы должны сразу помогать всему этому развиваться. Наша задача – сохранение корней. Агинский округ, например, национальная территория. Есть и полно других территорий, вокруг которых нужно выстроить интересную идею.

Нужно наполнить карту Забайкальского края крупными событиями. В Забайкалье нет ни одного краевого брендового фестиваля именно нашего. Такого, как «Байкальская рыбалка», «Астраханский лотос» или «Таврида». И здесь важно сотрудничество с министерством экономики.

- Не как министр, а как обычный горожанин, как считаете, достаточно ли у нас мест в городе, куда можно пойти людям для отдыха?

- Нет. На КСК у нас проживает 25% численности населения, кинотеатра там нет. Сегодня над этим вопросом работаем. Есть проектно-сметная документация, источника финансирования нет. В городе нет современных территорий для молодёжи. Мы с нетерпением ждём запуска драмтеатра. Не хватает помещений в театре кукол, требуется ремонт филармонии, библиотеке имени Пушкина, книгохранилищ не хватает, нужен ремонт краевому училищу культуры и училищу искусств. В районе МЖК вообще нет актовых залов. У училища культуры нет своей базовой площадки. Не хватает современных выставочных площадей. Есть проектно-сметная документация на инновационный центр, но нет источника финансирования. Нет локаций для хореографии вообще.

Надо сказать, что развивается академическое искусство. Есть камерный оркестр, русский народный оркестр в филармонии. Наш театр вошёл в проект «Большие гастроли», есть территория ГРЭС, где казаки. Конечно, есть потребность в их расширении, мы для себя эту цель поставили.

Когда я приезжаю в какой-то город, я понимаю, в какую картинную галерею пойду, что буду смотреть. Своих гостей я веду в Церковь декабристов, водила на выставку Даши Намдакова.

Нам нужно мощное продвижение именно забайкальских имён. У нас замечательные художники, артисты, ремесленники. И надо искать именно нашу изюминку.

- Куда ходите в свободное от работы время?

- Всё свободное время занимает работа (смеётся – авт.). Я, конечно, хожу в театры и кино. В эти выходные ходила на «Росинки Забайкалья», в субботу ходила на концерт школы и училища искусств. Это я вообще люблю. Хотела посмотреть, какие у нас талантливые дети. Если иду в театр, беру с собой дочь, внучку, мужа, чтобы провести время вместе. Хочу сходить в кино на фильм «Чернобыль». Люблю бывать на природе. В последнее время не особо получается найти время, но стараюсь. Люблю спорт. Я занималась шахматами, есть золотой значок ГТО, поэтому стараюсь в таких вещах и сама участвовать, и коллектив сподвигаю. А вообще я люблю бывать там, где нешумно.

Екатерина Рахманова

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.